Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Организация взаимодействия при спасании терпящих бедствие людей

Организация взаимодействия при спасании

терпящих бедствие людей

15. Организация взаимодействия по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, осуществляется на основании настоящего Положения, региональных (бассейновых) планов, которые разрабатываются в соответствии со ст. 13 настоящего Положения и по мере изменения обстановки корректируются. В этих планах указывается:

состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия по получении сигнала бедствия (донесения АО, оповещения об аварии);

организация управления и связи участников взаимодействия;

организация и порядок обеспечения постоянной готовности аварийно-спасательных служб с указанием организаций участников взаимодействия, которые несут ответственность за поддержание сил и средств в установленной степени готовности;

система донесений, оповещений, связи и взаимного обмена информацией;

первоочередные действия по получении сигнала бедствия;

географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности данного района, которые учитываются при организации и проведении поисково-спасательной операции;

координация морских и аэронавигационных служб (подразделений) для обеспечения эффективности поисково-спасательных действий, осуществляемых разнородными силами участников взаимодействия;

порядок регистрации обнаруженных в ходе поиска предметов, их фотографирования (по возможности) и классификации;

организация медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации и госпитализации;

пункты и порядок пополнения топливом судов, ЛА и транспортных средств в ходе проведения поисково-спасательной операции, включая суда, ЛА и транспортные средства, которые могут быть предоставлены иностранными государствами;

перечень и особенности основных юридических аспектов в вопросах привлечения сил и средств различных форм собственности к решению задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие;

организация материально-технического обеспечения поисково - спасательных операций;

карты зон ответственности СКЦ, СПЦ, РЦ МЧС России с нанесением радиусов действия поисково-спасательных сил и средств, другие данные, необходимые для проведения поисково-спасательных операций.

16. Непосредственными исполнителями поисковых и спасательных работ на море и водных бассейнах являются соответствующие подразделения, корабли, суда, ЛА участников взаимодействия, действующие как самостоятельно, так и совместно друг с другом.

Участники взаимодействия (организации участников взаимодействия) организуют работу своих подразделений, участвующих в поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах, таким образом, чтобы обеспечить круглосуточную связь между взаимодействующими подразделениями.

17. Для поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах, помимо указанных в статьях 3, 4, 6, 7 и 10 настоящего Положения, используются следующие силы и средства участников взаимодействия:

- МЧС России - ЛА, амфибийные суда, Центральный аэромобильный спасательный отряд, РЦ, региональные ПСС, штабы ГОЧС, воинские части и подразделения ГО, ЦУКС;

- Минобороны России - корабли, суда, ЛА, командные пункты, посты (пункты) управления;

- Минтранс России - морские, речные и река - море плавания суда, пароходства, порты и их технические средства, Международный координационно-вычислительный центр космической поисково - спасательной системы КОСПАС - САРСАТ, центры международной и российской систем спутниковой связи, бассейновые аварийно - спасательные управления (БАСУ), отряды (группы) аварийно - спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ, ЛА гражданской авиации и пункты управления их полетами;

- Минтопэнерго России - суда, диспетчерская служба;

- Роскомрыболовство - спасательные, рыболовные и другие суда, государственные администрации морских рыбных портов, бассейновые экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ, службы наблюдения за флотом бассейна, ответственный оперативный дежурный;

- ФПС России - корабли, катера и суда в районах несения ими службы, самолеты и вертолеты, КП и пункты управления Пограничными войсками Российской Федерации;

- Российской академией наук - суда;

- Росгидромет - Росгидрометцентр, Главный радиометцентр, территориальные прогностические органы (управления) и узлы связи, суда и катера, ЛА, выполняющие ледовую авиаразведку и термосъемку морей и рек, гидрометеорологические и полярные станции, в комплексе используемые для организации морской метеорологической поддержки поисково-спасательных операций;

- Минприроды России - спасательные станции, маневренные поисковые группы, специальные водолазные суда, спасательные и патрульные катера, другие плавучие и технические средства ГИМС России;

- ВОСВОД - группы подводно-технических работ, водно-моторные клубы и спасательные посты, а также катера, водолазные боты, моторные и гребные шлюпки (лодки).

18. Обмен информацией о фактическом наличии, дислокации (передислокации), возможностях и установленной степени готовности поисково-спасательных сил осуществляется не реже одного раза в неделю и немедленно при изменениях. В первую очередь такая информация направляется в СКЦ (СПЦ) Минтранса России, ДПЧС, ЦУКС и РЦ МЧС России.

19. По получении от российского или иностранного судна (ЛА) сигнала бедствия оперативная дежурная (диспетчерская) служба участников взаимодействия производит оповещение в соответствии с действующей системой донесений и оповещения.

В общем случае эта система должна обеспечивать:

- немедленную передачу (дублирование) сигнала бедствия, в зависимости от района бедствия и принадлежности АО, в ГМСКЦ и ближайший СКЦ (СПЦ) или в ЦУКС МЧС России и его региональные центры через штабы ГО ЧС субъектов Российской Федерации, ГУ Госморспасслужбы ДМТ, УПАСР ВМФ, аварийно-спасательные службы на морских бассейнах, РКЦ ПС ДВТ, ДРТ;

- уведомление соседних, в том числе иностранных СКЦ и/или СПЦ, могущих оказать помощь в проведении поисково-спасательной операции;

- уведомление судовладельца об аварии принадлежащего ему судна (ЛА), а также о мерах по обеспечению безопасности плавания и производственной деятельности в районе бедствия;

- уведомление дежурных служб Росгидромета;

- оповещение об аварии судов, кораблей, а также рейсовых ЛА, находящихся вблизи района бедствия, осуществляется их владельцами непосредственно или через узлы связи, радиоцентры и радиостанции обслуживающие данный поисково-спасательный район;

- непрерывную надежную связь между СКЦ, СПЦ, РЦ, штабами ГО ЧС субъектов Российской Федерации, командными пунктами, постами управления, организациями, подразделениями и силами, участвующими в поисково-спасательной операции;

- использование международных частот бедствия и международных позывных в телефонном и телеграфном режимах на случай потери связи в радиосети, ранее согласованной участниками взаимодействия.

20. Во всех случаях связь между постами оповещения, с одной стороны, и участвующими в поисково-спасательной операции или обеспечивающими ее проведение СКЦ (СПЦ), РЦ, ЦУКС МЧС России, РЦ ЕС УВД ДВТ, командными пунктами, постами управления и поисково - спасательными силами, с другой стороны, должна осуществляться надежными быстродействующими средствами - каналами телефонной и буквопечатающей связи, использующими ведомственные или государственные линии связи, радиотелефоны и радиотелеграф и внеочередным предоставлением каналов связи.

21. СКЦ (СПЦ), РЦ МЧС России и поисково-спасательные силы, находящиеся в готовности, по получении информации об аварийной обстановке немедленно приступают к действиям в соответствии с планом проведения поисково-спасательной операции в своем поисково-спасательном районе. При этом СКЦ (СПЦ) и РЦ МЧС России, РКЦ ПС и РЦ ЕС УВД ДВТ обязаны:

- запрашивать, при необходимости, о помощи, которая может быть оказана судами, ЛА и другими плавучими средствами, не входящими в службу поиска и спасания, но находящимися вблизи района бедствия;

- сообщать на АО о предпринимаемых действиях по спасанию людей и оказанию необходимой помощи;

- уведомлять в случае необходимости соответствующие консульские учреждения (в зависимости от района бедствия, принадлежности АО и других особенностей обстановки);

- вносить по мере изменения обстановки и развития операции поправки в план ее проведения;

- выполнять другие функции, предусмотренные положениями об СКЦ (СПЦ), РЦ МЧС России, РКЦ ПС и РЦ ЕС УВД ДВТ.

22. Если местонахождение АО известно, то ответственность за начало поисково-спасательной операции возлагается на тот СКЦ (СПЦ), РЦ МЧС России, штаб ГО ЧС субъектов Российской Федерации (на внутренних водных бассейнах), в районе которого этот АО находится.

В случаях, когда местонахождение АО неизвестно, а известно только предположительное местонахождение и при этом получивший информацию о бедствии СКЦ (СПЦ) или РЦ МЧС России не знает о предпринятых другим СКЦ (СПЦ) соответствующих действиях по поиску и спасанию, он обязан принять на себя ответственность за своевременное начало операции и согласовать с соседними СКЦ (СПЦ), РЦ МЧС России и штабами ГО ЧС субъектов Российской Федерации вопрос о том, какой из центров примет на себя ответственность за дальнейшее ее проведение.

23. Капитан спасателя <*>, прибывший к месту бедствия первым, принимает на себя функции "командира на месте действия". Капитан иного судна, первый прибывший к месту бедствия, принимает на себя функции "командира надводного поиска" до прибытия судна спасателя (тот или другой является руководителем поисково-спасательных работ, по команде которых немедленно начинаются работы по поиску и спасанию людей).

--------------------------------

<*> Под термином "спасатель" здесь и далее понимается судно, ЛА или отряд (группа) судов, ЛА участников взаимодействия, укомплектованные обученным персоналом и оснащенные оборудованием для быстрого проведения поисково-спасательной операции.

Одновременно капитан спасателя запрашивает капитана АО о согласии принять услуги по спасанию людей и оказанию помощи судну.

Поскольку поисково-спасательная операция может продолжаться в течение длительного времени, то в целях единоначалия назначается командир на месте действия (координатор надводного поиска). Он должен, как правило, оставаться руководителем поисково - спасательных работ до их завершения или до тех пор, пока не станет очевидной бесполезность дальнейших усилий. При этом руководителю поисково-спасательных работ предоставляется свобода действий в отношении использования в районе бедствия сил и средств, в том числе выделенных другими участниками взаимодействия, запроса дополнительных сил и средств, а также принятия или отклонения любых предложений, сделанных ему в ходе ведения работ.