При применении документа следует учитывать, что Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 N 450н утверждены Методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников.

Раздел 3. Рекомендуемые подходы по подготовке к введению новых систем оплаты труда

Раздел 3. Рекомендуемые подходы по подготовке к введению

новых систем оплаты труда

18. В рамках подготовительной работы к введению новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях федеральным органам исполнительной власти (иным государственным органам или организациям), в ведении которых находятся учреждения, рекомендуется:

- согласовывать предложения по формированию с соответствующими профсоюзами перед представлением их на утверждение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- осуществлять подготовку предложений по размерам базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам для последующего внесения в Минздравсоцразвития России;

- оказывать подведомственным федеральным бюджетным учреждениям методическую и организационную помощь при установлении критериев и условий осуществления выплат стимулирующего характера с учетом эффективности работы. В целях координации деятельности подведомственных учреждений рекомендуется разработать систему показателей оценки эффективности труда работников бюджетных учреждений;

- увязывать объем бюджетных ассигнований, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников, с функциями, задачами и объемами работ, выполняемыми подведомственными федеральными бюджетными учреждениями;

- разрабатывать график введения в подведомственных федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;

- подготавливать и представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения об утверждении перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- проводить работу по согласованию штатной численности работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений с учетом ее оптимизации исходя из необходимости выполнения установленных федеральному бюджетному учреждению функций, задач и объемов работ;

- своевременно вносить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по соответствующим разделам единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- применять перечни должностей, профессий работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, порядок разработки и утверждение которых определен пунктом 7 Положения;

- определять размер централизации ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников подведомственных учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений, в пределах размеров, определенных пунктом 9 Положения, в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера руководителям с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости;

- разрабатывать:

критерии эффективности работы подведомственных федеральных бюджетных учреждений;

образец дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем подведомственного федерального бюджетного учреждения;

показатели и условия стимулирования труда руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений для учета в дополнительном соглашении оснований установления стимулирующих выплат в зависимости от эффективности работы учреждения и их размеров.

Формирование новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений рекомендуется осуществлять с применением базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, в случае их установления Правительством Российской Федерации.

В целях подготовки федеральными органами исполнительной власти предложений по базовым окладам (базовым ставкам) рекомендуется учитывать группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, на основе профессионально квалификационных групп.

Размер базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам рекомендуется определять с учетом установленной федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для каждой категории работников продолжительности рабочего времени (нормы часов за ставку заработной платы) из расчета полной занятости в течение расчетного периода - календарный месяц, год.

При этом базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы рекомендуется рассматривать как основу для установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников, определяемых в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

19. В целях конкретизации размеров и условий оплаты труда работников рекомендуется с 1 сентября 2007 г. до введения новых систем оплаты труда провести предварительную подготовку.

Руководителям федеральных бюджетных учреждений в целях приведения содержания трудовых договоров в соответствие с требованиями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации рекомендуется конкретизировать условия оплаты труда работников в их трудовых договорах, в том числе размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы доплат, надбавок и иных стимулирующих выплат.

При определении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеров и условий выплат стимулирующего характера с учетом пунктов 3 и 6 Положения рекомендуется:

размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливать руководителем федерального бюджетного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы;

размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и иные стимулирующие выплаты) рекомендуется включать в трудовой договор.

20. В целях совершенствования организационной работы по оформлению трудовых отношений с работниками при введении для них новых систем оплаты труда рекомендуется на начальном этапе персонифицировать оплату труда работников, конкретизировав размеры и условия оплаты труда работников в их трудовых договорах. В связи с этим рекомендуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых структурировать условия оплаты их труда (взамен отсылочных норм к положению об оплате труда работников учреждения и иным локальным актам учреждения), предусмотрев в них размер:

оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

выплат компенсационного характера;

выплат стимулирующего характера.

Рекомендуемый образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

При установлении компенсационных выплат рекомендуется указывать в трудовых договорах работников, что они применяются для каждого конкретного рабочего места.

Выплаты стимулирующего характера рекомендуется увязывать с результатом работы.

21. Рекомендуется учитывать, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

22. В связи с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений федеральным органам исполнительной власти при подготовке и представлении в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласованных с соответствующими профсоюзами предложений по формированию профессиональных квалификационных групп на основе критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г. N 10191), рекомендуется руководствоваться пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Рекомендуется представить указанные предложения не позднее 1 февраля 2008 года.

В целях формирования профессиональных квалификационных групп рекомендуется провести следующие мероприятия:

- составить перечень профессий рабочих и должностей служащих, относящихся к соответствующему виду экономической деятельности;

- проанализировать квалификационные характеристики профессий рабочих и должностей служащих и отнести их к профессиональным квалификационным группам в соответствии с критериями отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам";

- рассмотреть вопрос о целесообразности структурирования профессий рабочих и должностей служащих по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и отнесения их к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;

- организовать обсуждение подготовленных предложений с соответствующими отраслевыми профсоюзами;

- при необходимости доработать предложения по формированию профессиональных квалификационных групп с учетом мнения профсоюза;

- организовать представление предложений по формированию профессиональных квалификационных групп, согласованных с соответствующим профсоюзом, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

23. Федеральным органам исполнительной власти рекомендуется оказывать организационно-методическую помощь подведомственным федеральным бюджетным учреждениям по вопросам установления работникам выплат стимулирующего характера.

24. В связи с введением новых систем оплаты работников федеральных бюджетных учреждений рекомендуется рассмотреть вопросы об оптимизации штатной численности федерального бюджетного учреждения или принятии решения об отказе от установления какой-либо надбавки или доплаты. При этом высвобожденные средства рекомендуется использовать для стимулирования труда работников.

В целях оптимизации использования бюджетных ассигнований на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям) рекомендуется:

- проанализировать функции, задачи и объемы работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений и формализовать их в соответствующем ведомственном нормативном акте;

- по итогам проведенного анализа закреплять за каждым подведомственным федеральным бюджетным учреждением объем бюджетных ассигнований в фонд оплаты труда работников.

Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, рекомендуется направлять федеральным бюджетным учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 г., на указанные выплаты рекомендуется направлять не менее 30 процентов объема средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, рекомендуется направлять федеральными бюджетными учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

25. При формировании федеральным бюджетным учреждением штатного расписания учреждения и направлении его на согласование с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, рекомендуется исходить из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения ими функций, задач и объемов работ.

Это может служить достаточным основанием для согласования штатного расписания (численности работников) федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

При согласовании штатного расписания на содержание работников федерального бюджетного учреждения рекомендуется обращать внимание на его обоснованность в части соответствия включенных в него данных функциям, задачам и объемам работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений.