Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Модуль III. Обеспечение безопасности воздушных судов на земле и в полете

Модуль III

Обеспечение безопасности воздушных судов

на земле и в полете

Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.

Если досмотр окажется безрезультатным, а угроза инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.

По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам (п. 4 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил обеспечения безопасности воздушных судов на земле и в полете, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Инструкции по производству предполетного и дополнительного досмотра гражданских воздушных судов.

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия должны быть описаны:

- процедуры взаимодействия между аэропортом и авиапредприятием (эксплуатантом) в части производства досмотра воздушных судов на земле и в полете;

- меры защиты находящихся на земле воздушных судов: действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов и авиаперсонала, занятого в техническом обслуживании воздушных судов;

- порядок охраны воздушных судов: порядок передачи на (с) охрану воздушного судна для производства полетов, технического обслуживания и ремонта, охраны, организация охраны воздушных судов и несение службы патрульным нарядом, перронный контроль;

- порядок производства предполетного досмотра гражданских воздушных судов с указанием процедур досмотра в нормальных условиях и в случае получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства, наличие разработанных и утвержденных перечней мест досмотра воздушных судов в целях безопасности (по типам воздушных судов и их модификациям), действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов и работников инженерно-технических служб;

- действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов, работников инженерно-технических служб в случае обнаружения взрывных устройств, подозрительных предметов или посторонних лиц;

- порядок производства дополнительного досмотра гражданского воздушного судна на специально выделенной стоянке при поступлении информации об угрозе взрыва;

- порядок оповещения об угрозе воздушному судну в полете;

- документальное оформление результатов производства досмотра гражданских воздушных судов.

1.2. В Инструкции по производству предполетного и дополнительного досмотра должны быть установлены:

- соответствие требований, установленных в вышеуказанной Инструкции, требованиям законодательных и нормативных правовых актов в части производства предполетного и дополнительного досмотра гражданских воздушных судов на земле и в воздухе;

- обязательность установленных требований для авиационного персонала и работников авиапредприятия, эксплуатантов, должностных лиц органов пограничного и таможенного контроля, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного авиапредприятия, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- порядок обязательного доведения требований Инструкции до сведения авиационного персонала, работников авиапредприятия, сотрудников САБ, подразделений военизированной охраны САБ и САБ эксплуатантов;

- определение видов ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации авиационного персонала, работников авиапредприятия, физических и юридических лиц, виновных в нарушении правил досмотра гражданских воздушных судов на земле и в полете: административная, имущественная и уголовная ответственность.

2. Организация и состояние охраны воздушных судов на земле:

- схема обеспечения охраны воздушных судов;

- наличие и состояние постов охраны воздушных судов;

- ответственность за обеспечение безопасности воздушных судов;

- наличие Инструкции по охране воздушных судов: организация и соблюдение порядка приема-передачи воздушных судов на техническое обслуживание и под охрану, ведение Журнала приема-сдачи воздушных судов под охрану;

- организация и обеспечение контроля за соблюдением мер авиационной безопасности на воздушных судах при их техническом и коммерческом обслуживании;

- наличие и состояние освещения стоянок воздушных судов.

3. Организация и обеспечение контроля доступа к воздушным судам:

- наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию воздушных судов, пропусков с указанием зон допуска и рабочих смен: право доступа к месту стоянки и на воздушное судно имеет только персонал аэропорта, авиапредприятия или эксплуатанта, имеющий допуск (для выполнения служебных обязанностей по техническому обслуживанию и эксплуатации данного воздушного судна);

- наличие на передвижном оборудовании для наземного обслуживания воздушного судна и на любых других транспортных средствах, имеющих право доступа к месту стоянки, соответствующих пропусков, подтверждающих их право находиться на стоянке воздушных судов;

- контроль за пассажирами, находящимися на стоянке (нахождение под постоянным наблюдением специально выделенных сотрудников САБ);

- порядок допуска представителей органов пограничного и таможенного контроля на воздушное судно, выполняющее международный полет (допуск при наличии пропуска установленного образца).

4. Оборудование воздушных судов системами безопасности:

- надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;

- специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи между экипажем и бортпроводниками;

- специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства в случае обнаружения его на борту воздушного судна в полете;

- замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;

- противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и вылет воздушного судна;

- запираемыми помещениями (багажниками) для хранения изъятых на время полета у пассажиров предметов и веществ;

- инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае захвата или угона воздушного судна, иных актов незаконного вмешательства, производстве экипажем специального досмотра воздушного судна в полете, порядке обращения со взрывными устройствами в случае их обнаружения на борту воздушного судна.

5. Принятые меры безопасности воздушных судов в условиях повышенной угрозы.

6. Наличие, состояние и оснащенность специальной стоянки для воздушных судов.

7. Организация и состояние производства предполетного досмотра воздушных судов:

- порядок производства предполетного досмотра: до посадки пассажиров, погрузки груза, багажа, почты, бортового питания;

- наличие перечня мест дополнительного досмотра воздушных судов;

- наличие технологических карт и схем досмотра используемых типов воздушных судов: досмотр всех помещений (отсеков) воздушного судна, дверей (панелей, люков), которые можно открыть;

- наличие приказа о создании групп досмотра воздушных судов: штатная численность групп досмотра воздушных судов должна быть установлена в зависимости от режима работы, количества и типа эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности групп (рекомендуемая численность группы досмотра САБ: две группы по 2 - 3 человека для досмотра воздушного судна внутри и снаружи);

- порядок действий при обнаружении подозрительного предмета;

- порядок документального оформления результатов досмотра конкретного гражданского воздушного судна (срок хранения документов - в течение года).

8. Принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушных судов в полете:

- наличие в полетной документации Памятки экипажу воздушных судов по действиям в чрезвычайной обстановке;

- наличие Инструкции о порядке проведения досмотра воздушных судов в полете.