В целях применения статьи 165 Кодекса

Вопрос. Правомерно ли применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в случае если за выполненные (оказанные) налогоплательщиком работы (услуги), предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, иностранным лицом (покупателем) произведена частичная оплата?

Ответ. Налогоплательщик при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость представляет документы, указанные в пункте 7 статьи 165 Кодекса, в том числе выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счет налогоплательщика в российском банке.

При этом обязательное единовременное поступление всей выручки от иностранного лица (покупателя) в размере, соответствующем полной сумме оплаты по контракту за выполненные (оказанные) налогоплательщиком работы (услуги) согласно акту или иным документам, подтверждающим их выполнение (оказание), положениями пункта 7 статьи 165 Кодекса не предусмотрено.

С учетом изложенного, в случае поступления выручки не в полном объеме от иностранного лица за выполненные (оказанные) налогоплательщиком работы (услуги), налогоплательщик имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов, а также налоговых вычетов в пределах суммы фактически поступившей от иностранного лица выручки, при наличии всех документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 165 Кодекса (письмо ФНС России от 24.03.2006 N 03-2-03/563).

Вопрос. Что включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость организацией, оказывающей услуги, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в случае реализации ею авиабилетов через агентскую сеть? Какими документами подтверждается обоснованность применения указанной организацией налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость?

Ответ. В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии со статьей 1006 Гражданского кодекса принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Статьей 1008 Гражданского кодекса предусмотрено, что в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.

Согласно положениям статьи 1011 Гражданского кодекса, если агент действует от имени и за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 49 Гражданского кодекса.

В соответствии со статьей 971 Гражданского кодекса по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Согласно положениям статьи 974 Гражданского кодекса поверенный обязан передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.

Таким образом, в силу существа агентского договора, а также по смыслу статьи 974 Гражданского кодекса, все полученное агентом в результате совершенных им согласно агентскому договору действий от имени принципала является собственностью принципала.

Следовательно, все средства, полученные агентом за реализованные по поручению организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и багажа, авиабилеты, являются собственностью указанной организации.

Учитывая изложенное, при реализации организацией, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и багажа, авиабилетов через агентскую сеть, указанная организация должна включить в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) всю сумму, полученную агентом за реализованные по поручению указанной организации авиабилеты, включая сумму агентского вознаграждения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.

Организации, оказывающие услуги, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов представляют документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 165 Кодекса:

КонсультантПлюс: примечание.

Из перечня документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0 процентов, исключена выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика в российском банке. (Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ).

- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 Кодекса;

- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

В случае перечисления агентом организации, оказывающей вышеуказанные услуги, сумм, полученных за реализованные авиабилеты, за минусом сумм агентского вознаграждения, указанной организации для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов по НДС кроме документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 165 Кодекса, необходимо представить также отчеты агента, в которых должны содержаться сведения о суммах удержанного им по агентскому договору вознаграждения.

Одновременно обращаем внимание, что налоговый орган в целях проверки правильности определения организацией, оказывающей услуги, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговой базы по НДС необходимо истребовать агентский договор, на основании которого агентом осуществлялась реализация авиабилетов (письмо ФНС России от 28.02.2006 N 03-2-03/403).

Вопрос. Является ли платежное поручение на уплату авансовых платежей в счет предстоящих таможенных платежей документом, подтверждающим обоснованность принятия налогоплательщиком к вычету сумм НДС, уплаченных им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат, в том числе, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.

При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с положениями статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Согласно положениям Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р (далее - Методические указания), авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление товаров.

Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации, получения заявления об их зачете или письменного согласия лица, внесшего авансовые платежи, либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать указанные денежные средства в качестве таможенных платежей.

При этом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов по инициативе плательщика может считаться исполненной с момента принятия заявления о зачете только в том случае, если таможенный орган в установленном порядке рассмотрел заявление о зачете, подтвердил наличие факта излишней уплаты и принял решение о возможности проведения такого зачета.

По требованию лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменном виде не позднее 30 дней со дня получения требования (по форме, приведенной в приложении 1 к Методическим указаниям).

Исходя из смысла положений подпункта 4 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса уплата таможенных пошлин, налогов является условием выпуска товаров, если содержание таможенного режима предусматривает необходимость их уплаты.

Согласно положениям Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, уполномоченные должностные лица таможенных органов при осуществлении функций таможенного оформления и таможенного контроля осуществляют контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, в рамках которого осуществляют, в том числе, проверку (через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа.

Вместе с тем при наличии у налогового органа сомнений в полноте уплаты сумм НДС таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе вызвать налогоплательщика на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой. Кроме того, при необходимости, налоговый орган может предложить налогоплательщику представить вышеупомянутый отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (письмо ФНС России от 17.01.2006 N 03-2-03/73).