Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Форму федерального государственного статистического наблюдения N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" представляют юридические лица, независимо от ведомственной принадлежности, вида экономической деятельности, формы собственности, являющиеся некоммерческими организациями, органами государственного управления и местного самоуправления в соответствии с:

(в ред. Постановления Росстата от 08.12.2006 N 73)

(см. текст в предыдущей редакции)

Минобороны России, МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСКН России, ФСИН России, ФСО России, ГФС России, МЧС России и подведомственные им органы государственного управления и некоммерческие организации отчитываются по форме в общем порядке, наряду с другими органами государственного управления и некоммерческими организациями;

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

основанным на этих нормативных актах Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-99.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, финансируемых собственником учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Одним из видов некоммерческих организаций являются бюджетные учреждения.

Под бюджетными учреждениями в соответствии с действующими нормативными актами, понимаются организации созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Основные фонды, находящиеся на правах оперативного управления у государственных и муниципальных учреждений, собственником которых является не учреждение, а соответственно муниципальное образование, субъект Федерации, должны учитываться этими учреждениями в обычном порядке (как принадлежащие этим учреждениям).

Основные фонды, относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, не закрепленному во владение, пользование и распоряжение за конкретными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за конкретными казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления, включаются в федеральную казну, казну субъекта Федерации или муниципальную казну. В соответствии с пунктом 10 раздела I части III Инструкции по бюджетному учету к объектам основных средств, отражаемым на счете бюджетного учета "основные средства", относится имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований со сроком полезного использования более 12 месяцев, независимо от стоимости объектов основных средств.

(в ред. Постановления Росстата от 08.12.2006 N 73)

(см. текст в предыдущей редакции)

Эти основные фонды должны быть включены в отчет, составляемый соответственно комитетами по управлению имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований.

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

Кроме того, основные фонды, включаемые в казну, используемые, обслуживаемые некоммерческими организациями или находящиеся у них на ответственном хранении, отражаются этими организациями в форме N 11 (краткая) наравне с основными фондами, принадлежащими этим организациям.

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

Если на балансе местной администрации имеются школы, больницы и т.д., не обладающие правами юридического лица, то они рассматриваются в качестве структурных подразделений администрации и включаются ею в отчет по соответствующим второстепенным видам деятельности.

Представление сводных отчетов, включающих данные об основных фондах совокупности расположенных на той или иной территории юридических лиц, относящихся к одной или нескольким видам экономической деятельности, не предусматривается.

При создании или ликвидации организации в течение года организация представляет форму, заполняя данные за период своего существования, - созданная организация показывает отсутствие наличия основных фондов на начало года, их поступление и другие показатели, а ликвидированная - наоборот, показывает полное выбытие основных фондов к концу года. Аналогичный порядок действует при реорганизации организации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), когда организация представляет форму N 11 (краткая) раздельно за часть года до и после реорганизации.

Организация, находящаяся к концу отчетного года в стадии ликвидации, но еще не ликвидированная, должна представлять отчет за весь отчетный год, в обычном порядке. Согласно статье 63 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Некоммерческая организация может иметь обособленные подразделения, расположенные вне места ее нахождения (филиалы и представительства). Они не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Некоммерческая организация (юридическое лицо), имеющая обособленные подразделения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, представляет в органы государственной статистики форму N 11 (краткая):

в целом по юридическому лицу;

по юридическому лицу с исключением имущества, учитываемого на балансе филиалов и представительств, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации.

Обособленные подразделения (филиалы и представительства} некоммерческих организаций, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, форму N 11 (краткая) представляют в статистические органы по месту своего расположения. В ней отражаются данные об имуществе, учитываемом на балансе этих филиалов и представительств.

Кроме того, территориальный орган Росстата в республике, крае, области, городе федерального значения имеет право дополнительно вводить отчеты по обособленным подразделениям, находящимся на территории других городов и районов (либо соответствующих им административно-территориальных образований) того же субъекта Российской Федерации, что и само юридическое лицо.

2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование территории, юридический адрес с почтовым индексом.

Отчитывающаяся организация проставляет в адресной части формы код ОКПО. Остальные коды определяются территориальными органами Росстата и используются при последующей автоматизированной обработке информации, содержащейся в форме.

Данные приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме.

3. Методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств, изложенным в Федеральном законе от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в нормативных актах, утвержденных Приказами Министерства финансов Российской Федерации:

Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н);

Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;

Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.98 N 34н);

Указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

Инструкции по бюджетному учету (Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н),

(в ред. Постановления Росстата от 08.12.2006 N 73)

(см. текст в предыдущей редакции)

с учетом всех последующих изменений в вышеназванных нормативных актах, применяемых для бухгалтерской отчетности за отчетный год.

(в ред. Постановления Росстата от 08.12.2006 N 73)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Состав основных фондов, учитываемых в форме статистического наблюдения, в целом соответствует составу основных средств, отражаемых в бухгалтерском учете и отчетности.

К основным фондам относятся произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

К основным фондам относятся отвечающие этому определению активы, учитываемые в бухгалтерском учете в качестве основных средств, т.е. те произведенные активы, для которых одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

Основные фонды, взятые в аренду, учитываемые арендатором на забалансовом счете, не отражаются им в форме N 11 (краткая) в составе основных фондов.

Основные фонды, сданные в финансовую аренду, учитываемые арендодателем на забалансовом счете, не отражаются им в форме N 11 (краткая) в составе основных фондов.

Стоимость приватизированного, выкупленного гражданами у организации жилого фонда, а также квартир в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, является собственностью граждан (физических лиц) независимо от того, отражается ли этот жилой фонд в бухгалтерском учете на забалансовом счете, или он продолжает учитываться на счете 01 "основные средства".

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и разъяснениями Минфина России объектом бухгалтерского учета является имущество организации, которое учитывается обособленно от имущества других лиц (юридических и физических), находящегося у данной организации.

Поскольку приватизированные, выкупленные гражданами квартиры являются не собственностью юридического лица, а собственностью других (физических) лиц, то эти квартиры не должны учитываться юридическими лицами в качестве принадлежащих им основных фондов.

Аналогично этому, товарищества собственников жилья (ТСЖ) отражают принадлежащие им как юридическим лицам основные фонды в общем порядке, а квартиры, принадлежащие членам товарищества, в состав своих основных фондов не включают, учитывая их справочно (по строке 17).

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

Стоимость некоторых активов, относимых в бухгалтерском учете к основным средствам, в статистике в состав и общие итоги основных фондов не включается.

Малоценные предметы, стоимостью до 10000 рублей включительно, в форме N 11 (краткая) ни в наличии, ни в поступлении и выбытии основных фондов не отражаются.

Не учитывается в форме стоимость мягкого инвентаря (постельного белья, спецодежды, специальной обуви и т.д.) и посуды, отсутствующих в ОКОФ.

(абзац введен Постановлением Росстата от 08.12.2006 N 73)

Стоимость драгоценностей и ювелирных изделий относится в статистике к ценностям и в состав основных фондов не включается.

Объекты военного назначения включаются в состав основных фондов только в случае, если они имеют альтернативное гражданское применение, - такие сооружения, как аэродромы, доки, дороги, госпитали и др., а также некоторые виды военной техники, транспортное оборудование, компьютеры, коммуникационное оборудование, больничная аппаратура и т.д. Оружие уничтожения, такое как реактивные снаряды, ракеты, бомбы и т.п., не относится к основным фондам, поскольку предназначено для однократного применения, а фактическое использование такого оружия в боевых действиях не может рассматриваться как производство товаров или услуг. Аналогично транспортные средства и военная техника, например, военные корабли, подводные лодки, боевые самолеты, танки, средства транспортировки ракет, пусковые установки и т.п., служащие для применения оружия, также не относятся к основным фондам и, следовательно, не учитываются в форме N 11 (краткая).

Относится к основным фондам легкая боевая техника и бронемашины, если они используются невоенными организациями для обеспечения внутренней охраны и т.п.

Стоимость земельных участков и объектов природопользования относится в статистике к материальным непроизведенным активам и в состав основных фондов (относящихся к произведенным активам) не включается.

Стоимость капитальных вложений на коренное улучшение земель, хотя и является результатом процесса производства, но не образует отдельных произведенных активов, а лишь увеличивает стоимость земли, не относящейся в статистике к основным фондам. Поэтому стоимость капитальных вложений на коренное улучшение земель также не включается в общий объем основных фондов.

5. Основные средства некоммерческих организаций отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, а объекты, которые подвергались переоценке, - по восстановительной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования, для основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, - денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), а для основных средств, полученных в обмен на неденежные ценности, - стоимость этих ценностей.

Оценку основных фондов по рыночной стоимости, осуществляемую в рамках определения их первоначальной стоимости при их принятии на баланс, следует отличать от переоценок имеющихся в организации основных фондов, проводимых, в соответствии с действующими нормативными актами, на начало года, по восстановительной стоимости.

Текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Если рыночная стоимость объекта, внесенного в уставный капитал, не определялась, а его остаточная балансовая стоимость была равна 0, то в форме он отражается по нулевой стоимости, т.е. не учитывается.

Виды затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, определены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, инструкцией по бюджетному учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов.

В формах статистического наблюдения основные фонды отражаются по полной учетной и остаточной балансовой стоимости.

Под полной учетной стоимостью основных фондов некоммерческих организаций в статистике понимается их отражаемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость, измененная в ходе проведенных переоценок основных фондов и в других случаях, предусмотренных действующими нормативными актами по учету основных средств.

Полная учетная стоимость для объектов, прошедших переоценку основных фондов, равна их восстановительной стоимости на дату последней проведенной переоценки, то есть стоимости воспроизводства в ценах, существовавших на эту дату. Для объектов, не проходивших переоценки, она равна первоначальной стоимости (стоимости приобретения в ценах, существовавших на дату приобретения), с учетом ее изменения в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

Под остаточной балансовой стоимостью понимается разница их полной учетной стоимости и величины учетного износа, начисленного за весь период с начала эксплуатации соответствующих объектов, с учетом их изменения в результате проведенных переоценок основных фондов.

Показатель учетного износа отражает уменьшение основными фондами остаточной балансовой стоимости в процессе эксплуатации. Величина учетного износа определяется исходя из норм и методов начисления амортизации и износа, применяемых в бухгалтерском учете. По основным средствам некоммерческих организаций, по которым начисляется амортизация, в учетный износ включается показатель амортизации, отражаемый в бухгалтерском учете.