9.1. В рамках оценки СВА банка рекомендуется провести проверку соответствия процесса расчета величины кредитного риска (RWA), применяемого в банке, требованиям Положения N 845-П и внутренних методик банка, на основании проведения следующих аудиторских мероприятий.
9.2. Провести проверку витрин данных <3> с целью подтверждения выполнения требования об обеспечении использования минимально возможного значения вероятности дефолта по заемщикам (кредитным требованиям), гарантам при определении величины кредитного риска (RWA) на основе ПВР (пункт 9.1 Положения N 845-П);
--------------------------------
<3> Витрин данных ИС банка, в том числе калькулятора RWA, сегментации, бухгалтерского учета, реестра дефолтов, регуляторной отчетность, иная информация, сопутствующая процессу.
9.3. Для кредитных требований по заемщикам в состоянии дефолта сверить данные реестра дефолта и калькулятора RWA в том числе:
9.3.1. Провести проверку корректности параметров для расчета коэффициента кредитного риска (RW) и величины кредитного риска (RWA): уровня потерь в случае дефолта (LGD), наилучшей оценки ожидаемых потерь (EL), величины резервов на возможные потери (ФР), фактически используемых для расчета величины кредитного риска (RWA), с данными систем-источника;
9.3.2. Пересчитать величину балансового кредитного требования (EAD), находящегося в состоянии дефолта, с целью подтверждения соответствия требованиям главы 8 Положения N 845-П и сравнения с фактическими данными в калькуляторе RWA <1>;
--------------------------------
<1> Используя при проверке витрины данных, содержащих детали расчета, данные бухгалтерского учета.
9.3.3. Пересчитать коэффициент риска (RW) и величину кредитного риска (RWA) в соответствии с установленными формулами (главы 3 и 4 Положения N 845-П);
9.4. Для кредитных требований по заемщикам не в состоянии дефолта сверить данные реестра дефолта и калькулятора RWA, в том числе: Проверить корректность параметров для расчета коэффициента кредитного риска (RW) и величины кредитного риска (RWA) и пересчитать коэффициент риска (RW) и величину кредитного риска (RWA) в соответствии с установленными формулами (главы 3 и 4 Положения N 845-П) с учетом действующих консервативных надбавок и надбавки к уровню потерь при дефолте (LGD), предусмотренной пунктом 10.14 Положения N 845-П (при наличии), с целью подтверждения корректности фактических значений величины кредитного риска (RWA) в калькуляторе RWA;
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
9.4.2. Проверить корректность значения вероятности дефолта (PD) для расчета коэффициента риска (RW) по данным первоисточника с целью подтверждения фактического значения в калькуляторе RWA (с учетом проверки условий и критериев применения нефондированного обеспечения на соответствие требованиям главы 18 Положения N 845-П);
9.4.3. Проверить корректность значения ожидаемых потерь в случае дефолта (EL) по кредитным требованиям с обеспечением, корректирующим значение LGD, и по кредитным требованиям без такого обеспечения на основании значений из систем-источника данных и фактически используемым LGD (в том числе, LGD до применения обеспечения для кредитных требований с обеспечением, корректирующим LGD) для расчета коэффициента риска (RW) (в том числе, с учетом требований пункта 10.1 Положения N 845-П о величине LGD для кредитных требований на БПВР);
9.5. Пересчитать величину кредитного требования, подверженную риску дефолта (EAD), сравнив данные системы-источника с фактически используемым значением с учетом требований и ограничений главы 8 Положения N 845-П (применительно для кредитных требований, где EAD рассчитывается по модели);
9.6. Пересчитать величину кредитного требования, подверженную риску дефолта (EAD), сравнив величину балансового кредитного требования и величину условного обязательства кредитного характера согласно данным калькулятора RWA и данным бухгалтерского учета с учетом требований и ограничений главы 8 Положения N 845-П, проверив корректность применения конверсионных коэффициентов (CCF) (применительно для кредитных требований, где EAD не рассчитывается по модели);
9.7. Пересчитать величину, подверженную риску возникновения у банка финансовых потерь (убытков) вследствие неисполнения контрагентом банка обязательств по производных финансовых инструментов (ПФИ) до момента завершения расчетов, предусмотренных этим ПФИ (ВРС) в соответствии с требованиями Положения Банка России от 12 января 2021 года N 754-П "Об определении банками с универсальной лицензией величины кредитного риска по производным финансовым инструментам" с целью подтверждения значения EAD в калькуляторе RWA (применительно для ПФИ);
9.8. Для кредитных требований по заемщикам пересчитать показатель корреляции (R) и сравнить результат с фактическими данными калькулятора RWA:
9.8.1. Формула показателя корреляции (R) соответствует классу (подклассу) кредитных требований, в том числе, по заемщикам, по которым применена формула показателя корреляции (R) согласно пункту 3.3 Положения N 845-П, являются субъектами малого и среднего предпринимательства (удовлетворяют критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") за исключением холдинговых компаний и заемщиков специализированного кредитования;
9.8.2. Подтвердить данные по выручке, используемые для расчета показателя корреляции (R) субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением холдинговых компаний и заемщиков специализированного кредитования), сравнив с данными по выручке из внешних источников;
9.8.3. Для кредитных требований по заемщикам проверить полноту включения кредитных требований в расчет RWA <1>:
--------------------------------
<1> Используя при проверке данные витрин калькулятора RWA, сегментации, бухгалтерского учета.
- все кредитные требования ПВР-сегмента вошли в расчет RWA по ПВР;
- кредитные требования не ПВР-сегмента не вошли в расчет RWA по ПВР;
- все балансовые счета по учету задолженности заемщика (кредитных требований), в том числе факторинг, дебиторская задолженность, задолженность по облигационным займам и другие виды задолженности, в том числе счета по условным обязательствам кредитного характера, счета задолженности по внебиржевым производным финансовым инструментам, вошли в расчет RWA с учетом данных по кредитному портфелю банка;
- по всем кредитным требованиям заемщика при расчете RWA применяется ПВР или подход в соответствии с Инструкцией N 220-И;
- отсутствуют случаи неготовности данных для расчета RWA по заемщикам (кредитным требованиям) с учетом требования 10 абзаца пункта 2.3 Положения N 845-П;
9.9. Для кредитных требований по заемщикам проверить корректность определения параметра срока до погашения кредитного требования (М), используемого в расчете RWA;
9.10. Для кредитных требований по заемщикам (кредитным требованиям) с отсутствующими/неактуальными параметрами кредитного риска проверить наличие и корректность применения консервативного подхода для расчета величины кредитного риска (RWA) с учетом требования пункта 2.16 Положения N 845-П;
9.11. Также СВА рекомендуется осуществлять сопутствующую проверку корректности и непротиворечивости данных в регуляторной отчетности <1> с данными калькулятора RWA.
--------------------------------
<1> Формы отчетности 0409112, 0409113, 0409114, установленные Указанием 6406-У.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875