Регулирование банков может влиять на параметры банковских операций и динамику объемных показателей на кредитном и депозитном рынках. Регуляторные меры не используются для изменения жесткости денежно-кредитных условий в целях таргетирования инфляции, но при этом учитываются при принятии решений по ключевой ставке как автономный фактор
Денежно-кредитная политика через ключевую ставку и коммуникацию влияет на жесткость денежно-кредитных условий и, соответственно, на спрос и инфляцию <1>. Центральный банк, корректируя жесткость денежно-кредитных условий на среднесрочном горизонте, стабилизирует уровень выпуска вблизи потенциального и поддерживает инфляцию вблизи цели <2>. Одним из важнейших звеньев трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики являются ставки по банковским кредитам и депозитам и объемы соответствующих кредитно-депозитных операций. Благодаря работе механизма трансмиссии, изменяя ключевую ставку, Банк России может воздействовать на ставки по банковским операциям, что в свою очередь влияет на спрос на кредитном рынке.
--------------------------------
<1> См. приложение 1 "Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики (ТМ ДКП) в России".
<2> См. врезку 10 "Концепция долгосрочного равновесия в экономике и отклонения от него основных макроэкономических переменных".
Вместе с тем на работу трансмиссии денежно-кредитной политики может воздействовать и регулирование финансовых организаций (прежде всего банков). К примеру, регулирование банков может влиять на потенциал кредитования со стороны банковского сектора и на основные параметры кредитного предложения - минимальные ставки и предельные объемы операций. Это регулирование вносит автономный вклад в степень жесткости денежно-кредитных условий, задавая правила и ограничения для финансового рынка.
Автономность его воздействия означает, что решения по регулированию банков изменяют жесткость денежно-кредитных условий независимо от целей инфляционного таргетирования.
Цель регулирования банков - обеспечение их бесперебойного функционирования для защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечение и поддержание финансовой стабильности
Выделяют пруденциальное и непруденциальное регулирование банков. После мирового финансового кризиса 2007 - 2008 годов в международной практике банковского регулирования закрепилось разделение на микропруденциальное и макропруденциальное регулирование.
Регулирование банков способствует тому, чтобы кредитные организации соблюдали правила корпоративного управления и осуществления операций и поддерживали не ниже установленных минимальных уровней запасы ликвидности и собственных средств. Это позволяет регулятору в режиме "сверху вниз" управлять банковскими рисками для защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечения и поддержания финансовой стабильности.
Одним из важнейших направлений регулирования является пруденциальное управление кредитным риском и риском ликвидности в банковском секторе, которое осуществляется в первую очередь с помощью нормативов достаточности капитала и нормативов краткосрочной и структурной ликвидности
Регулирование кредитного риска связано с подходом, предполагающим, что капитал банка - средство абсорбирования непредвиденных потерь. В отличие от ожидаемых потерь, под них в бухгалтерском учете не сформированы резервы на возможные потери, и они покрываются остающейся за вычетом резервов частью капитала. Непредвиденные потери, возникающие в банковской деятельности, могут быть связаны с риском невозврата кредита или переоценкой активов и обязательств банка. Для ограничения риска ликвидности банки в целом самостоятельно следят за осуществлением платежей и заинтересованы в недопущении проблем с клиентскими транзакциями. Но нормативы ликвидности задают для банков более консервативные правила по управлению балансом, предполагающие формирование буферов ликвидности и поддержание устойчивой структуры фондирования. Это обеспечивает возможность банков проводить платежи в том числе и в стрессовых ситуациях, когда волатильность банковских обязательств может быть выше, чем в обычных условиях.
Нормативное регулирование кредитного риска и риска ликвидности <3> учитывается банками при ценообразовании своих продуктов как корректировки - положительные и отрицательные - банковских трансфертных ставок <4> и влияет на структуру банковских активов и обязательств.
--------------------------------
<3> Рыночный и операционный риски, а также процентный риск банковской книги могут влиять на ставки по продуктам банков и формирование банковских активов, но не анализируются в рамках врезки по следующим причинам: доля рыночного риска в банковском секторе России составляет 4 - 5% от учитываемых в нормативах достаточности капитала рисков, а процентный риск банковской книги в актуальной версии российского банковского регулирования технически не включается в метрики и компоненты, связанные с расчетом капитала и нормативов банков.
<4> См. врезку 12 "Трансфертная кривая и формирование процентных ставок по банковским операциям".
Повышение кредитных ставок осуществляется банками за счет надбавки за чистые затраты на капитал, рассчитываемой по формуле CAR х RW х (ROE - RF), где CAR - целевой уровень норматива достаточности капитала, RW - коэффициент риска в нормативе достаточности капитала, ROE - целевая рентабельность капитала, RF - безрисковая доходность вложений капитала. Поэтому при повышении норматива достаточности капитала для поддержания целевой рентабельности капитала надбавка будет увеличиваться, что будет приводить к росту ставок по кредитам.
Подстраиваясь под соблюдение нормативов, банки корректируют ставки, вносят изменения в продуктовую линейку, уточняют неценовые условия операций и таким образом управляют объемами выдач и привлечения средств для достижения необходимой структуры баланса
Так, нормативы достаточности капитала в краткосрочной перспективе могут ограничивать предложение кредитов из-за невозможности банков мгновенно нарастить капитал, что приводит к росту кредитных ставок. Этот эффект проявляется, когда банкам технически не хватает капитала для удовлетворения возросшего спроса на кредит по текущим ставкам или при реализации регуляторных ужесточений. Кроме того, регулирование достаточности капитала ориентировано на ограничение выдач высокорискованных кредитов, что также является фактором, сдерживающим наращивание кредитного предложения. В долгосрочной перспективе банки пополняют капитал за счет получаемой прибыли или дополнительных инвестиций, учитываемых в источниках собственных средств, и могут расширять кредитование, соблюдая при этом требования по нормативам достаточности капитала.
Для выполнения нормативов краткосрочной и структурной ликвидности банки в краткосрочной перспективе формируют структуру баланса следующим образом:
- Более интенсивно привлекают устойчивые пассивы. Так, привлечение средств от физических и юридических лиц, в отличие от межбанковских заимствований, позволяет улучшить нормативы ликвидности. Поэтому нормативы ликвидности могут способствовать повышению ставок по депозитам клиентов, особенно по долгосрочным.
- Для улучшения норматива краткосрочной ликвидности привлекают средства у центрального банка под активы, не относящиеся к высоколиквидным. Как правило, ставки по таким операциям выше, чем ставки межбанковского кредитования, и это также оказывает в итоге повышательное давление на стоимость фондирования.
- Приобретают финансовые активы, относящиеся к высоколиквидным, например государственные облигации, что снижает доходности ценных бумаг и может побуждать банки повышать ставки по кредитам (и другим активным операциям) для поддержания рентабельности капитала, если банки не готовы на ее понижение ради доли на рынке в складывающейся конкурентной среде.
В долгосрочной перспективе увеличение фактического значения норматива краткосрочной ликвидности для банков возможно за счет планомерного изменения структуры их балансов практически только с помощью увеличения доли высоколиквидных активов. Это связано с тем, что в долгосрочном равновесии структура банковских обязательств определяется предпочтениями домохозяйств и компаний, и банковский сектор в меньшей степени сможет приспосабливаться к выполнению нормативов ликвидности за счет корректировки структуры балансовых пассивов. В условиях ограниченности более устойчивых и долгосрочных ресурсов банки, повышая ставки или ужесточая неценовые условия кредитования, могут сдерживать выдачи кредитов. Таким образом, они могут замедлить рост потребности в фондировании, которое может увеличивать ожидаемые оттоки в терминах норматива краткосрочной ликвидности или может не являться стабильным в терминах норматива структурной ликвидности. Этот процесс может сопровождаться в том числе ростом премий за срочность для клиентов по депозитным операциям, чтобы повысить дюрацию ресурсной базы.
Таким образом, ситуация с предложением банками своих продуктов и ценообразованием банковских операций может различаться в зависимости от того, насколько сильно нормативы ограничивают расширение банковских балансов или влияют на их структуру
Этот тезис можно проиллюстрировать на примере равновесий на кредитном рынке.
Спрос на графике (кривая D0) показывает, сколько кредитов (L) готовы взять заемщики при заданном уровне номинальной кредитной ставки
. На положение кривой влияют в том числе доходы заемщиков и накопленный уровень закредитованности, а также инфляционные ожидания. Например, при росте инфляционных ожиданий произойдет сдвиг кривой спроса на кредиты вправо-вверх.
Предложение на графике (кривая S0) показывает, сколько кредитов (L) банки готовы выдать при заданном уровне номинальной кредитной ставки
. Банки функционируют в условиях регуляторных требований к капиталу, при этом пополнение капитала не происходит мгновенно. Тогда при достижении определенной величины кредитного портфеля (L*) кривая предложения становится вертикальной - при любом уровне ставок банки не смогут увеличить выдачи кредитов, то есть предоставить кредитов больше, чем значение L*, определяемое вертикальным участком кривой предложения S0. Исчерпание банками запасов по регуляторным нормативам (перемещение по кривой предложения к ее вертикальному участку) ограничивает расширение кредитования даже при смягчении денежно-кредитной политики и соответствующем снижении ключевой ставки. На положение кривой предложения влияют в том числе меры пруденциального регулирования, накопленный уровень закредитованности потенциальных заемщиков, инфляционные ожидания и собственные внутрибанковские риск-метрики, определяющие аппетит банков к риску. В отсутствие каких-либо регуляторных требований к банкам кривая предложения кредитов определялась бы только общей величиной банковского заемного фондирования.
|
КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА КРЕДИТНОМ РЫНКЕ ПРИ УЖЕСТОЧЕНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЙ К КАПИТАЛУ ИЛИ НОРМАТИВНОЙ ЛИКВИДНОСТИ |
До ужесточения регулирования равновесие на кредитном рынке достигается в точке (L0,
). Ужесточение норматива достаточности капитала сдвигает кривую предложения влево (S1). При сохранении спроса на кредит на том же уровне объемы кредитования не смогут превысить (L1), пока банки не нарастят капитал. Если произойдет снижение склонности к сбережениям в экономике и рост спроса на кредит (сдвиг кривой спроса вправо с D0 до D1), то в такой ситуации не произойдет наращивание кредитного портфеля, а лишь увеличится кредитная ставка. Новое равновесие сформируется в точке (L1,
). Дальнейшее наращивание кредитования при тех же требованиях к капиталу будет возможно путем доформирования капитала за счет распределения прибыли в условиях, когда возросшая кредитная ставка обеспечит целевую рентабельность капитала с учетом банковских издержек и рисков. В долгосрочной перспективе за счет пополнения капитала кривая предложения становится почти плоской, а значение (L*) сдвигается вправо.
Ужесточение мер микропруденциального и макропруденциального регулирования может привести к росту депозитных и кредитных ставок банков. Послабления по нормативам, напротив, способствуют снижению регуляторной нагрузки для банков, влияющей, в частности, на ставки и предложение кредитов.
Нормативы достаточности капитала и ликвидности банков могут автономно влиять на жесткость денежно-кредитных условий безотносительно фактической и ожидаемой траектории ключевой ставки. Если банки исчерпали запасы по регуляторным нормативам, они могут быть ограничены в возможности расширения кредитования даже при низкой ключевой ставке
Поэтому влияние регулирования банков учитывается как автономный фактор в процессе принятия решений по денежно-кредитной политике и при прогнозировании траекторий изменения денежно-кредитных условий и экономических показателей <5>. Автономно на жесткость денежно-кредитных условий могут влиять как донастройка пруденциального регулирования, например в нормативах достаточности капитала банков, так и другие меры, в том числе послабления по формированию резервов в связи с обслуживанием долга заемщиками. Меры пруденциального регулирования при этом не используются для изменения жесткости денежно-кредитных условий в целях таргетирования инфляции, несмотря на то что они могут влиять на параметры операций и динамику объемных показателей в банковском секторе <6>.
--------------------------------
<5> Во многих странах для монетарной политики меры, принимаемые в части банковского регулирования и надзора, полностью носят характер внешних условий, когда центральный банк как денежный регулятор и агентства по финансовому регулированию законодательно и административно разделены.
<6> Позиция Банка России по вопросу изложена в докладе "Основные подходы к проведению макропруденциальной политики". 2025 год.
Так, меры пруденциальной политики, ограничивающие общий рост кредитования, например в целом нормативы достаточности капитала или надбавки к ним, при неизменном уровне спроса на кредит приведут к повышению кредитных ставок, поскольку ставка будет определяться положением кривой спроса, и к изменению структуры кредитования. В частности, при сохранении высокого спроса на кредит будет возрастать спред между банковскими и безрисковыми ставками (ключевая ставка, процентные свопы). В результате ужесточение денежно-кредитных условий для конечных заемщиков может быть даже более резким и значительным, а также неконтролируемым, чем при воздействии на кредитную активность посредством изменения ключевой ставки.
Ужесточение макропруденциальной политики в отдельных сегментах кредитования может не вызвать замедления общего роста кредитования и, соответственно, не проявиться в устойчивом дезинфляционном эффекте, так как банки могут использовать капитал для выдачи кредитов в других сегментах или изменять подходы к предложению кредитных продуктов для расширения клиентской аудитории. Если же ужесточение происходит одновременно во всех сегментах кредитования, как в случае повышения антициклической надбавки, например, это может привести к труднопрогнозируемому росту ставок как по розничным, так и по корпоративным кредитам. Смягчение пруденциальных требований не может автоматически стимулировать кредитную активность, поскольку равновесие на кредитном рынке по-прежнему определяется спросом на заемные средства и зависит от аппетита к риску банков. Кроме того, инструменты макропруденциальной политики исключают использование для обеспечения ценовой стабильности, так как будут действовать вразрез с целью по финансовой стабильности, приводя к избыточно жесткой оценке рисков или, наоборот, к их недооценке.
Денежно-кредитная политика, определяя процентные ставки в экономике, напрямую влияет на спрос на кредиты и депозиты и тем самым воздействует на инвестиции, потребление и сбережения. Решения в рамках денежно-кредитной политики, исключая редкие кризисные эпизоды, также не предполагают влияния на устойчивость финансовых организаций или финансовую стабильность <7>.
--------------------------------
<7> Различие между устойчивостью финансовых организаций и стабильностью финансовой системы, а также роль денежно-кредитной политики относительно этих функций обсуждаются в исследовательском докладе в рамках Обзора денежно-кредитной политики "Денежно-кредитная политика и финансовая стабильность". 2023 год.
Денежно-кредитная политика и меры пруденциального регулирования направлены на решение разных задач. В этом процессе со стороны обеих политик происходит влияние на денежно-кредитные условия, в том числе через спрос и предложение на кредитном рынке. Последние в свою очередь связаны с динамикой ставок в банковском секторе. Таким образом, ограничение кредитного предложения в итоге все равно будет транслироваться в более высокий средний уровень ставок по кредитам, что будет сдерживать спрос на них. Кроме того, банки, управляя кредитным портфелем, среди прочего стремятся к среднесрочной диверсификации рисков и оптимизации структуры баланса. Поэтому жесткое регулирование предложения кредитов или, напротив, существенные послабления имеют лишь ограниченное влияние на структуру операций банков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875

