ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОГО ИМПУЛЬСА

Существуют различные подходы к оценке бюджетного импульса, основанные как на отклонениях от долгосрочных устойчивых равновесных уровней исполнения бюджета, так и на изменении параметров исполнения бюджета между периодами (расширение/сужение структурного (нециклического) дефицита/профицита бюджета).

Один из подходов базируется на том, что формирование и исполнение расходов бюджета по бюджетному правилу соответствует нейтральной бюджетной политике, не оказывающей значительного влияния на отклонение выпуска от потенциального уровня и инфляции от целевого уровня. Любые дополнительные потоки средств из бюджета в экономику предполагают положительный импульс, любые дополнительные потоки изъятия средств из экономики в бюджет - отрицательный импульс. При этом дополнительные/выпадающие нефтегазовые доходы оцениваются как потоки, связанные с внешним сырьевым циклом и не зависящие от решений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с этим подходом совокупный бюджетный импульс для экономики России можно рассчитывать в виде суммы следующих компонентов:

- отклонение расходов федерального бюджета от уровня бюджетного правила (структурный первичный дефицит);

- корректировка ключевого параметра бюджетного правила - базовых цен на сырье;

- первичный дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (для оценки на уровне бюджетной системы);

- чистое инвестирование средств ФНБ внутри российской экономики;

- квазибюджетные потоки, статистически отражаемые в источниках финансирования <3> (с учетом незначимости большинства компонентов используется только чистое предоставление государственных финансовых экспортных кредитов).

--------------------------------

<3> В соответствии с методологией бюджетной отчетности: исполнение госгарантий, сальдо операций с драгоценными металлами и камнями, приватизация, компенсация сбережений граждан и так далее.

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОГО ИМПУЛЬСА

(П.П. ВВП)

Рис. 9.1

Рисунок 41

Источники: Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, расчеты Банка России.

Похожий подход к оценке бюджетного импульса был также отражен Минфином России в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

С момента запуска последней редакции бюджетного правила, основанной на фиксированной базовой цене энергоносителей (функционирует с некоторыми приостановками с 2017 года), бюджетный импульс практически все время был положительным (рис. 9.1). В отдельные периоды (2020 и 2022 годы) его величина достигала 4 - 5% ВВП. В 2018 - 2019 годах бюджетная политика в соответствии с данным подходом была близка к нейтральной. С учетом внесенных в Государственную Думу бюджетных проектировок ожидается сокращение положительного бюджетного импульса и нормализация вклада бюджетной политики в динамику разрыва выпуска и совокупного спроса до околонулевого уровня, при этом ежегодное снижение цены отсечения в бюджетном правиле будет вносить отрицательный вклад в совокупную величину импульса (в пределах 0,1 п.п. ВВП) (рис. 9.1).

Указанный подход практически не учитывает влияние структуры доходов и расходов на экономику и инфляцию (кроме исключения из расходов трат на обслуживание государственного долга). Вместе с тем разные виды налогов и сборов, равно как и различные направления расходования бюджетных средств, могут по-разному влиять на динамику совокупного спроса и деловой активности.