Преимущества таргетирования инфляции по сравнению с другими режимами денежно-кредитной политики

Изучению результативности таргетирования инфляции за его более чем 30-летнюю историю посвящены многочисленные академические исследования, в том числе сравнивающие эффективность данного режима с таргетированием отличных от инфляции макроэкономических показателей (например, денежных агрегатов или курса национальной валюты). Большинство исследований подтверждают преимущества таргетирования инфляции не только в поддержании ценовой стабильности, но и в улучшении перспектив роста экономики <6>.

--------------------------------

<6> См., например, метаанализ 113 исследований, посвященных изучению результативности таргетирования инфляции: Hippolyte W. Balima, Eric G. Kilama, Рисунок 98 Tapsoba. Inflation targeting: Genuine effects or publication selection bias? European Economic Review. Volume 128. 2020.

Институциональные преобразования, реализуемые в условиях таргетирования инфляции (рост независимости и подотчетности центрального банка, улучшение практики коммуникации решений по денежно-кредитной политике), способствуют повышению уровня доверия общества к деятельности центрального банка, увеличивают предсказуемость макроэкономических условий <7>. Это снижает вес адаптивного (назадсмотрящего) компонента в инфляционных ожиданиях экономических агентов, что позволяет центральным банкам эффективнее достигать цели по инфляции и повышает гибкость денежно-кредитной политики.

--------------------------------

<7> Blinder (2000), Рисунок 99 et al. (2006), Рисунок 100 & Freedman (2009), Картаев (2015), Shmidt-Hebbel & Carrasco (2016).

Гибкость денежно-кредитной политики в рамках таргетирования инфляции и плавающего курса национальной валюты усиливает ее контрциклическую <8> роль в экономике. То есть национальная экономика в условиях таргетирования инфляции лучше абсорбирует внешние и внутренние экономические шоки по сравнению с режимами таргетирования отличных от инфляции макроэкономических показателей <9>.

--------------------------------

<8> Это преимущество особенно актуально для развивающихся экономик, где центральные банки исторически зачастую были вынуждены ужесточать, а не смягчать денежно-кредитную политику во время кризисов, что усиливало масштабы спадов экономики.

<9> Fratzscher et al. (2017).

Кроме того, в долгосрочной перспективе успешная реализация таргетирования инфляции не только повышает устойчивость экономического роста <10>, но и увеличивает его темпы <11>. При этом в развивающихся странах, в отличие от развитых, положительное влияние на темпы роста экономики может проявляться на более поздних этапах таргетирования инфляции. И важным условием для реализации этого влияния является накопление доверия к проводимой центральным банком денежно-кредитной политике в результате поддержания инфляции на стабильно низких уровнях. В развивающихся странах таргетирование инфляции также снижает волатильность процентных ставок и реального обменного курса <12>. Исследования по развивающимся экономикам также показывают, что режим таргетирования инфляции стимулирует рост прямых иностранных инвестиций и опосредованно повышает устойчивость банковского сектора за счет более предсказуемой макроэкономической среды <13>.

--------------------------------

<10> Mishkin (2004), Walsh (2009), Ball (2010), Svensson (2010), Miller et al. (2012), Fratzscher et al. (2017), Balima et al. (2020), Ravenna & Ingholt (2021).

<11> Hale & Philippov (2015) или Картаев (2015).

<12> Bambe (2023).

<13> Mishra & Dubey (2022).