1. Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора
Для обеспечения экономики сбалансированным набором источников финансирования необходимо повышение роли рынка капитала и небанковских финансовых посредников, активное присутствие на рынке различных групп инвесторов и эмитентов, развитие инструментов для долгосрочных сбережений и инвестиций, а также укрепление доверия на финансовом рынке. Реализация мероприятий по указанным направлениям будет способствовать росту значимости финансового рынка в финансировании трансформации экономики, что также может содействовать повышению эффективности трансмиссии решений по ключевой ставке в экономику по каналам, связанным с финансовым рынком (в частности, по балансовому и узкому кредитному каналам).
К числу значимых запланированных мероприятий можно отнести работу по фокусированию механизмов государственной поддержки на инструментах долгосрочных сбережений и инвестиций - в частности, по распространению налоговых льгот для долгосрочных сбережений на долгосрочные договоры страхования жизни. Кроме того, для обеспечения привлекательности программы долгосрочных сбережений (ПДС) очень важно участие работодателей. Планируется распространить льготы, существующие для работодателей в системе НПО, на ПДС, а именно: предоставить возможность учета взносов работодателя по ПДС в пользу работников в составе расходов на оплату труда по налогу на прибыль организаций и освободить такие взносы работодателя от обложения страховыми взносами <17>. Также Банк России совместно с Правительством Российской Федерации прорабатывает вопрос создания инструмента семейных сбережений.
--------------------------------
<17> Проект федерального закона N 919131-8 "О внесении изменений в статью 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении.
Для увеличения присутствия институциональных инвесторов на фондовом рынке в прошлом году были смягчены требования к участию НПФ в первичных размещениях акций на организованных торгах <18>. Также ведется работа по отмене части требований к составу и структуре инвестиционных портфелей НПФ при одновременном ограничении инвестиционных рисков через повышенные требования к стресс-тестированию НПФ. Указанные изменения расширят инвестиционные возможности НПФ и увеличат гибкость управления портфелем пенсионных резервов при сохранении финансовой устойчивости.
--------------------------------
<18> Минимальный объем размещения для участия НПФ был снижен с 50 млрд до 3 млрд рублей.
Не менее важную роль здесь играет повышение привлекательности рынка капитала как источника финансирования для бизнеса. Компании, самостоятельно привлекающие средства в капитал, должны поощряться. Для этого будет целесообразно переориентировать инструментарий государственных субсидий с банковского кредитования на меры поддержки эмитентов. При этом в условиях ограниченных финансовых ресурсов государственную поддержку необходимо фокусировать на наиболее приоритетных направлениях и проектах - в первую очередь поддерживать компании, осуществляющие деятельность в перспективных и приоритетных отраслях, в том числе в сфере высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта, участвующие в создании необходимой инфраструктуры. Вместе с тем для получения значительного эффекта необходима совокупность мер государственной поддержки эмитентов. В связи с этим представляется оправданным оценить возможность введения налоговых стимулов для компаний, самостоятельно привлекающих средства в капитал. Дополнительный импульс к развитию долевого финансирования также может дать приоритетный доступ эмитентов к иным мерам государственной поддержки и стимулирование государственных компаний к публичному размещению акций.
Для развития долевого финансирования принципиально важным остается развитие практик корпоративного управления - это в том числе и защита прав миноритарных инвесторов, и обеспечение предсказуемости дивидендных выплат. Кроме того, для формирования доверительной среды необходимо наличие качественной, достоверной информации. Поэтому важно раскрытие такой информации эмитентами ценных бумаг.
Для стабильного функционирования экономики критически важна устойчивая инфраструктура финансового рынка. Она обеспечивает прозрачность, эффективность и доверие на финансовом рынке и способствует привлечению инвестиций и экономическому росту. Содействие ее динамическому развитию является приоритетной задачей Банка России. Так, большую роль в обеспечении экономического суверенитета играет национальная рейтинговая индустрия. Ее развитие продолжается, в частности планируется создание правового института непубличных кредитных рейтингов. В процессе формирования находится реестр национальных администраторов финансовых и товарных индикаторов.
Банк России проводит работу по усилению требований к нормативам концентрации в части установления более жестких пороговых значений для снижения потенциальных системных рисков на финансовом рынке. Продолжается также реализация механизма быстрого перевода ценных бумаг между ПУРЦБ для снижения их издержек.
Кроме того, Банк России продолжит развитие регулирования деятельности платформенных сервисов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875