Сценарий "Рисковый"

В данном сценарии реализуется значительное ухудшение внешних условий. Предполагается, что новая резкая эскалация мировых тарифных ограничений в 2026 году приведет к жесткой посадке крупнейших экономик, в частности вызовет рецессию в США и еврозоне. Негативные явления на рынке капитала, вызванные кризисом в реальном секторе, а также накопившиеся дисбалансы на финансовых рынках развитых стран приведут к мировому финансовому кризису, сопоставимому по масштабам с кризисом 2007 - 2008 годов.

В рамках данного сценария резкое повышение торговых тарифов происходит в I квартале 2026 года, а сами кризисные явления начинают проявляться в II квартале 2026 года, достигая своего пика в III - IV кварталах 2026 года. Это является отличием данного сценария от "Рискового (Глобальный кризис)" в ОНЕГДКП 2025 - 2027, где кризисные явления начинали проявляться ранее относительно начала прогнозного горизонта - уже с I квартала 2025 года, достигая своего пика в II - III кварталах. Влияние кризисных явлений на прогнозные траектории основных показателей распределится во времени в соответствии с реализацией негативных шоков в мировой экономике.

Мировой спрос резко упадет на фоне рецессии в двух крупнейших экономиках (США и еврозоне) и существенного замедления экономического роста в Китае. Центральные банки отреагируют на кризис снижением ставок. Цены на нефть в 2026 году заметно снизятся и даже к концу прогнозного горизонта не восстановятся до уровней базового сценария.

В дополнение к ухудшению условий торговли усиление санкционного давления приведет к расширению дисконта на российские товары, а также сокращению экспорта и добычи нефти.

В 2026 - 2027 годах предполагается дополнительная поддержка экономики со стороны бюджетной политики в виде ненулевого структурного первичного дефицита. В 2028 году ожидается возврат к формированию расходов в соответствии с бюджетным правилом. При этом на фоне значительного падения сырьевых цен на нефть при актуальных параметрах бюджетного правила это приведет к интенсивному использованию ликвидной части ФНБ, что создает риски быстрого исчерпания средств фонда уже по итогам 2026 года. С учетом более низкого равновесия мировых цен на сырье потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к новым уровням базовой цены нефти - 45 долларов США за баррель в 2026 году и 40 долларов США за баррель с 2027 года. Сокращение базовых нефтегазовых доходов, вследствие снижения цены отсечения в бюджетном правиле, будет способствовать бюджетной консолидации - постепенному сокращению расходов в относительном выражении.

В 2026 году ВВП снизится на 2,5 - 3,5%, а в 2027 году - на 2,0 - 3,0%. Бюджетная поддержка экономики в кризисный период расширится относительно базового сценария, однако будет меньше, чем в 2020 и 2022 - 2023 годах (в условиях сократившихся возможностей из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры). В 2028 году экономика будет расти восстановительными темпами 2,0 - 3,0%.

При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год составит 10,5 - 12,5%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2026 год ключевая ставка сложится в диапазоне 17,5 - 19,5% годовых. Кризисные явления в мировой экономике достигнут своего пика в III - IV кварталах 2026 года, их влияние на экономику России продолжится и в начале следующего года. В этих условиях Банку России в начале 2027 года придется сохранять жесткость денежно-кредитных условий на уровнях, достигнутых в конце 2026 года, в результате чего в среднем за год ставка составит 18,0 - 20,0% годовых. Высокий уровень ставок позволит снизить инфляцию до 8,0 - 10,0% в 2027 году. К 2028 году ключевая ставка не успеет опуститься до нейтрального уровня, так как инфляционное давление к началу года все еще останется высоким. В результате средняя ключевая ставка за 2028 год сложится в диапазоне 10,0 - 11,0% годовых. Поддержание жестких денежно-кредитных условий приведет к замедлению инфляции до 4,0 - 4,5% в 2028 году. За пределами приведенного прогнозного горизонта ключевая ставка возвратится в нейтральный диапазон.

В условиях низких цен на нефть и газ, а также сокращения внешнего спроса уровень экспорта существенно снизится. Одновременно будет происходить и сокращение импорта, обусловленное сжатием внутреннего спроса, но более умеренное. В результате сальдо счета текущих операций снизится в 2026 году, а в 2027 году сложится на гораздо более низком уровне, чем в базовом сценарии. Вместе с тем ожидается, что в 2028 году оно увеличится по мере восстановления товарного экспорта.

Высокая неопределенность относительно будущих доходов и, соответственно, способности обслуживать обязательства по кредитам будет ограничивать как спрос компаний и населения на кредиты, так и готовность банков наращивать кредитование. В сочетании с более высоким уровнем ставок это приведет к существенному замедлению кредитования. Однако благодаря наращиванию бюджетной поддержки экономики в условиях кризиса, не будет наблюдаться существенного сокращения темпов роста денежной массы. В 2028 году по мере адаптации экономики и смягчения денежно-кредитной политики будет происходить восстановительный рост кредитной активности на фоне плавного сокращения масштабов государственной поддержки экономики. Темпы роста денежной массы, формирующиеся под влиянием этих двух факторов, к концу прогнозного периода будут близки к показателям базового сценария.

ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ"

(МЛРД ДОЛЛ. США)

Рис. 3.14

ПРОГНОЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ"

(МЛРД ДОЛЛ. США)

Рис. 3.15

Рисунок 37

Рисунок 38

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.

ТРАЕКТОРИЯ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ВВП В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ"

(В % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА)

Рис. 3.16

ТРАЕКТОРИЯ ИНФЛЯЦИИ В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ"

(В % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА)

Рис. 3.17

Рисунок 39

Рисунок 40

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.

ПРОГНОЗ БАНКА РОССИИ В РАМКАХ СЦЕНАРИЯ "РИСКОВЫЙ"

Табл. 3.5

2023 (факт)

2024 (факт)

2025

2026

2027

2028

Основные макроэкономические показатели (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное)

Инфляция, %, декабрь к декабрю предыдущего года

7,4

9,5

6,5 - 7,0

10,5 - 12,5

8,0 - 10,0

4,0 - 4,5

Инфляция, в среднем за год, % к предыдущему году

5,9

8,4

8,8 - 8,9

7,8 - 9,8

10,6 - 12,6

5,7 - 6,7

Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых

9,9

17,5

19,2 <1>

17,5 - 19,5

18,0 - 20,0

10,0 - 11,0

Валовой внутренний продукт

41

4,3

0,5 - 1,0

(-3,5) - (-2,5)

(-3,0) - (-2,0)

2,0 - 3,0

- в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года

5,3

4,5

(-0,5) - 0,5

(-7,0) - 6,0)

0,0 - 1,0

3,0 - 4,0

Расходы на конечное потребление

6,5

5,2

1,0 - 2,0

(-1,0) - 0,0

(-6,5) - (-5,5)

2,5 - 3,5

- домашних хозяйств

7,5

5,4

1,0 - 2,0

(-1,5) - (-0,5)

(-7,0) - (-6,0)

3,0 - 4,0

Валовое накопление

19,8

2,1

(-1,0) - 1,0

(-13,0) - (-11,0)

(-7,0) - (-5,0)

2,5 - 4,5

- основного капитала

7,8

6,0

1,0 - 3,0

(-4,0) - (-2,0)

(-2,0) - 0,0

1,0 - 3,0

Экспорт

- <2>

- <2>

(-3,0) - (-1,0)

(-4,0) - (-2,0)

(-6,0) - (-4,0)

2,0 - 4,0

Импорт

- <2>

- <2>

(-2,0) - 0,0

(-6,0) - (-4,0)

(-23,0) - (-21,0)

4,0 - 6,0

Денежная масса в национальном определении

19,4

19,2

7 - 10

4 - 9

6 - 11

8 - 13

Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте <3>

22,3

16,4

8 - 11

0 - 5

2 - 7

9 - 14

- к организациям

22,0

19,0

10 - 13

2 - 7

4 - 9

9 - 14

- к населению, в том числе

23,0

9,7

1 - 4

(-4) - 1

(-2) - 3

9 - 14

ипотечные жилищные кредиты

29,4

10,4

3 - 6

1 - 6

1 - 6

11 - 16

Показатели платежного баланса <4> (млрд долл. США, если не указано иное)

Счет текущих операций

49

63

38

2

12

15

Торговый баланс

122

132

116

42

38

45

Экспорт

425

434

414

306

255

282

Импорт

303

302

298

264

218

237

Баланс услуг

-36

-38

-45

-19

-8

-9

Экспорт

40

43

47

41

41

44

Импорт

77

81

92

60

50

53

Баланс первичных и вторичных доходов

-36

-30

-32

-20

-18

-22

Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом

48

63

38

2

12

15

Сальдо финансового счета, исключая резервные активы

49

57

51

17

20

19

Чистое принятие обязательств

-7

9

1

-6

2

5

Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы

41

66

52

12

22

24

Чистые ошибки и пропуски

-9

-10

-11

0

0

0

Изменение резервных активов

-10

-4

-24

-15

-8

-4

Цена нефти для налогообложения <5>, в среднем за год, долл. США за баррель

63

68

58

35

30

35

--------------------------------

<1> С учетом того что с 01.01.2025 по 26.10.2025 средняя ключевая ставка равна 19,8%, с 27.10.2025 до конца 2025 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 16,4 - 16,5%. Дополнительная информация о формате прогноза ключевой ставки представлена в методологическом комментарии.

<2> Данные по использованию ВВП за 2023 - 2024 годы в части экспорта и импорта пока не опубликованы Росстатом.

<3> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.

Темпы прироста требований приведены с исключением эффекта валютной переоценки. Для исключения эффекта валютной переоценки прирост требований в иностранной валюте и драгоценных металлах пересчитывается в рубли по среднехронологическому курсу рубля к доллару США за соответствующий период.

<4> В знаках шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6). В финансовом счете "+" - чистое кредитование, "-" - чистое заимствование. Из-за округления итоговые значения могут отличаться от суммы соответствующих величин.

<5> Цена российской нефти, определяемая для целей налогообложения и ежемесячно публикуемая на официальном сайте Минэкономразвития России.

Источник: Банк России.