В данном сценарии реализуется значительное ухудшение внешних условий. Предполагается, что новая резкая эскалация мировых тарифных ограничений в 2026 году приведет к жесткой посадке крупнейших экономик, в частности вызовет рецессию в США и еврозоне. Негативные явления на рынке капитала, вызванные кризисом в реальном секторе, а также накопившиеся дисбалансы на финансовых рынках развитых стран приведут к мировому финансовому кризису, сопоставимому по масштабам с кризисом 2007 - 2008 годов.
В рамках данного сценария резкое повышение торговых тарифов происходит в I квартале 2026 года, а сами кризисные явления начинают проявляться в II квартале 2026 года, достигая своего пика в III - IV кварталах 2026 года. Это является отличием данного сценария от "Рискового (Глобальный кризис)" в ОНЕГДКП 2025 - 2027, где кризисные явления начинали проявляться ранее относительно начала прогнозного горизонта - уже с I квартала 2025 года, достигая своего пика в II - III кварталах. Влияние кризисных явлений на прогнозные траектории основных показателей распределится во времени в соответствии с реализацией негативных шоков в мировой экономике.
Мировой спрос резко упадет на фоне рецессии в двух крупнейших экономиках (США и еврозоне) и существенного замедления экономического роста в Китае. Центральные банки отреагируют на кризис снижением ставок. Цены на нефть в 2026 году заметно снизятся и даже к концу прогнозного горизонта не восстановятся до уровней базового сценария.
В дополнение к ухудшению условий торговли усиление санкционного давления приведет к расширению дисконта на российские товары, а также сокращению экспорта и добычи нефти.
В 2026 - 2027 годах предполагается дополнительная поддержка экономики со стороны бюджетной политики в виде ненулевого структурного первичного дефицита. В 2028 году ожидается возврат к формированию расходов в соответствии с бюджетным правилом. При этом на фоне значительного падения сырьевых цен на нефть при актуальных параметрах бюджетного правила это приведет к интенсивному использованию ликвидной части ФНБ, что создает риски быстрого исчерпания средств фонда уже по итогам 2026 года. С учетом более низкого равновесия мировых цен на сырье потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к новым уровням базовой цены нефти - 45 долларов США за баррель в 2026 году и 40 долларов США за баррель с 2027 года. Сокращение базовых нефтегазовых доходов, вследствие снижения цены отсечения в бюджетном правиле, будет способствовать бюджетной консолидации - постепенному сокращению расходов в относительном выражении.
В 2026 году ВВП снизится на 2,5 - 3,5%, а в 2027 году - на 2,0 - 3,0%. Бюджетная поддержка экономики в кризисный период расширится относительно базового сценария, однако будет меньше, чем в 2020 и 2022 - 2023 годах (в условиях сократившихся возможностей из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры). В 2028 году экономика будет расти восстановительными темпами 2,0 - 3,0%.
При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год составит 10,5 - 12,5%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2026 год ключевая ставка сложится в диапазоне 17,5 - 19,5% годовых. Кризисные явления в мировой экономике достигнут своего пика в III - IV кварталах 2026 года, их влияние на экономику России продолжится и в начале следующего года. В этих условиях Банку России в начале 2027 года придется сохранять жесткость денежно-кредитных условий на уровнях, достигнутых в конце 2026 года, в результате чего в среднем за год ставка составит 18,0 - 20,0% годовых. Высокий уровень ставок позволит снизить инфляцию до 8,0 - 10,0% в 2027 году. К 2028 году ключевая ставка не успеет опуститься до нейтрального уровня, так как инфляционное давление к началу года все еще останется высоким. В результате средняя ключевая ставка за 2028 год сложится в диапазоне 10,0 - 11,0% годовых. Поддержание жестких денежно-кредитных условий приведет к замедлению инфляции до 4,0 - 4,5% в 2028 году. За пределами приведенного прогнозного горизонта ключевая ставка возвратится в нейтральный диапазон.
В условиях низких цен на нефть и газ, а также сокращения внешнего спроса уровень экспорта существенно снизится. Одновременно будет происходить и сокращение импорта, обусловленное сжатием внутреннего спроса, но более умеренное. В результате сальдо счета текущих операций снизится в 2026 году, а в 2027 году сложится на гораздо более низком уровне, чем в базовом сценарии. Вместе с тем ожидается, что в 2028 году оно увеличится по мере восстановления товарного экспорта.
Высокая неопределенность относительно будущих доходов и, соответственно, способности обслуживать обязательства по кредитам будет ограничивать как спрос компаний и населения на кредиты, так и готовность банков наращивать кредитование. В сочетании с более высоким уровнем ставок это приведет к существенному замедлению кредитования. Однако благодаря наращиванию бюджетной поддержки экономики в условиях кризиса, не будет наблюдаться существенного сокращения темпов роста денежной массы. В 2028 году по мере адаптации экономики и смягчения денежно-кредитной политики будет происходить восстановительный рост кредитной активности на фоне плавного сокращения масштабов государственной поддержки экономики. Темпы роста денежной массы, формирующиеся под влиянием этих двух факторов, к концу прогнозного периода будут близки к показателям базового сценария.
|
ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ" (МЛРД ДОЛЛ. США) |
ПРОГНОЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ" (МЛРД ДОЛЛ. США) |
|||
|
ТРАЕКТОРИЯ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ВВП В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ" (В % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА) |
ТРАЕКТОРИЯ ИНФЛЯЦИИ В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ" (В % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА) |
|||
|
Основные макроэкономические показатели (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное) |
|||||||
|
19,2 <1> |
|||||||
|
- <2> |
- <2> |
||||||
|
- <2> |
- <2> |
||||||
|
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте <3> |
|||||||
|
Показатели платежного баланса <4> (млрд долл. США, если не указано иное) |
|||||||
|
Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы |
|||||||
|
Цена нефти для налогообложения <5>, в среднем за год, долл. США за баррель |
|||||||
--------------------------------
<1> С учетом того что с 01.01.2025 по 26.10.2025 средняя ключевая ставка равна 19,8%, с 27.10.2025 до конца 2025 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 16,4 - 16,5%. Дополнительная информация о формате прогноза ключевой ставки представлена в методологическом комментарии.
<2> Данные по использованию ВВП за 2023 - 2024 годы в части экспорта и импорта пока не опубликованы Росстатом.
<3> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.
Темпы прироста требований приведены с исключением эффекта валютной переоценки. Для исключения эффекта валютной переоценки прирост требований в иностранной валюте и драгоценных металлах пересчитывается в рубли по среднехронологическому курсу рубля к доллару США за соответствующий период.
<4> В знаках шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6). В финансовом счете "+" - чистое кредитование, "-" - чистое заимствование. Из-за округления итоговые значения могут отличаться от суммы соответствующих величин.
<5> Цена российской нефти, определяемая для целей налогообложения и ежемесячно публикуемая на официальном сайте Минэкономразвития России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875



