Банковское кредитование отдельных отраслей и сегментов экономики может сдерживаться структурными факторами. Речь идет прежде всего о малом и среднем бизнесе, о предприятиях, экспортирующих несырьевые товары или реализующих инвестиционные проекты. Для выравнивания доступа к кредиту для всех участников экономики Банк России может использовать специальные механизмы рефинансирования. В рамках этих операций он предоставляет банкам, кредитующим такие предприятия, средства на длительные сроки и по льготным ставкам. Объем и сроки таких операций Банка России ограничены. В противном случае это приведет к избыточному смягчению денежно-кредитных условий, и Банк России будет вынужден поддерживать ключевую ставку на высоком уровне в течение более длительного периода. В результате увеличится стоимость кредитов и снизится их доступность для всех остальных предприятий, не имеющих доступа к льготным программам.
Банки в первом полугодии 2025 года не предъявляли спрос на операции "валютный своп" по продаже юаней за рубли. В октябре 2024 года Банк России с учетом ценовых тенденций в сегменте "валютный своп" и для минимизации влияния своих операций на рыночное ценообразование установил ставку в юанях и ставку в рублях по валютным свопам, используемую для расчета своп-разницы, на уровне ключевой ставки <11>. Кроме того, в 2025 году Банк России исключил из системы инструментов денежно-кредитной политики аукционы валютный своп "тонкой настройки" по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней. В текущей ситуации с ликвидностью и обеспечением по операциям Банка России потребность в данном инструменте отсутствует.
--------------------------------
<11> См. пресс-релиз Банка России от 25.10.2024.
В 2025 году банковский сектор перейдет к дефициту ликвидности. Эта структурная позиция сохранится на трехлетнем горизонте
Структурный баланс ликвидности в среднем за декабрьский ПУ в 2024 году <12> сложился около нуля. Это ниже прогноза Банка России, который был опубликован в ОНЕГДКП 2025 - 2027 и представлял собой структурный профицит в диапазоне от 0,2 трлн до 1,0 трлн рублей. Отклонение связано с меньшим, чем ожидалось, поступлением бюджетных средств в 2024 году. Часть профинансированных в конце декабря расходов поступила в банки в начале января. При этом динамика наличных денег и обязательных резервов соответствовала прогнозу.
--------------------------------
<12> Декабрьский ПУ - с 11.12.2024 по 14.01.2025.
В 2025 году ожидается переход банковского сектора от структурного профицита к структурному дефициту ликвидности. Прогноз структурного дефицита ликвидности в среднем за декабрьский ПУ 2025 года оценивается в диапазоне от 0,5 трлн до 1,3 трлн рублей.
Предполагается, что в 2025 году бюджетные операции приведут к оттоку ликвидности из банков. Зеркалирование Банком России всех текущих операций Минфина России со средствами ФНБ делает нейтральным влияние бюджета на ликвидность банковского сектора. Однако равномерное зеркалирование нетто-продаж валюты, совершенных в 2024 году <13>, будет постепенно снижать структурный профицит ликвидности банков. Влияние этого оттока на ликвидность в текущем году будет несколько компенсировано поступлением в январе 2025 года расходов и депозитов Федерального казначейства, которые не успели прийти в банки в декабре прошлого года.
--------------------------------
<13> См. новость Банка России от 26.12.2024.
Увеличение объема наличных денег в обращении в 2025 году прогнозируется в диапазоне 0,1 - 0,5 трлн рублей, что немного меньше средних исторических уровней. Это связано с сохранением в течение большей части года высоких ставок по депозитам, которые мотивировали население продолжать сберегать и хранить свои накопления на вкладах в банках, а не в наличной форме.
Прогноз обязательных резервов предполагает их рост в рассматриваемый период за счет общего увеличения денежной массы.
По мере роста структурного дефицита ликвидности рыночная доля банков, испытывающих потребность в привлечении средств, будет увеличиваться. Это приведет к повышению конкуренции между банками за привлечение средств на денежном рынке. В результате RUONIA может формироваться немного выше ключевой ставки. Это будет вносить некоторый вклад в увеличение жесткости денежно-кредитных условий.
На трехлетнем горизонте структурный дефицит ликвидности сохранится. В 2026 - 2028 годах предполагается, что расходы будут формироваться в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила. Проведение Банком России в этот период регулярных операций по покупке и продаже иностранной валюты в рамках бюджетного правила на внутреннем валютном рынке и зеркалирование операций в связи с использованием средств ФНБ для их размещения в разрешенные финансовые активы внутри экономики России снизят влияние бюджетных операций на ликвидность банковского сектора.
Оттоку ликвидности из банков в 2026 - 2028 годах будет способствовать увеличение объема наличных денег в обращении. Базовый прогноз Банка России предполагает постепенное снижение доли наличных денег в объеме денежной массы, в том числе за счет дальнейшего расширения практики использования безналичных расчетов. Кроме того, обязательные резервы банков будут расти в соответствии с общим увеличением широкой денежной массы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875