V. Проведение инспекций доклинического (неклинического) исследования при проведении регистрационных процедур

V. Проведение инспекций доклинического (неклинического)

исследования при проведении регистрационных процедур

97. Основанием для рассмотрения необходимости назначения инспекции доклинического (неклинического) исследования является оценка данных регистрационного досье лекарственного препарата с учетом возможных рисков и соблюдения условий пунктов 27 и 35 Правил регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78.

98. Решение о необходимости проведения внеплановой инспекции или дополнительной инспекции, предусмотренной пунктом 76 настоящих Правил, принимается уполномоченным органом (экспертной организацией) референтного государства на основании комплексной оценки рисков в соответствии с требованиями пункта 35 Правил регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78, а также с учетом следующих обстоятельств:

а) наличие фактически возникших проблем биоэтического характера в ходе исследования;

б) наличие обстоятельств административного характера, в том числе:

необходимости удостовериться в том, что доклинические данные и сведения, содержащиеся в модуле 4 регистрационного досье лекарственного препарата, надежны и достоверны с научной точки зрения;

необходимости подтвердить факт принятия мер по обеспечению качества доклинического (неклинического) исследования в соответствии с актами органов Союза в сфере обращения лекарственных средств организациями, учреждениями и иными объектами, задействованными в проведении доклинического (неклинического) исследования;

сложной административной структуры инспектируемого субъекта (например, привлечение большого количества субподрядных организаций и др.);

получения сведений от уполномоченных органов третьих стран, подтверждающих наличие проблем с соблюдением требований надлежащей лабораторной практики испытательной лабораторией (центром) или спонсором;

в) наличие обстоятельств, связанных с планированием и проведением доклинического (неклинического) исследования, в том числе:

опыта инспектирования с отрицательными результатами хотя бы одной из исследовательских организаций (испытательных лабораторий (центров)), принимающих участие в рассматриваемой панели доклинических (неклинических) исследований;

факторов, способных оказать критическое влияние на обеспечение качества исследуемого вещества или режим его применения (например, высокий риск нарушения стабильности исследуемого вещества при неправильных условиях хранения или транспортировки и др.) во время проведения доклинического (неклинического) исследования, а также несовпадения в программе доклинического (неклинического) исследования и в отчете об исследовании информации о лекарственной форме лекарственного препарата, его упаковке, маркировке, условиях хранения, режиме дозирования и продолжительности приема;

факторов, связанных с применением сопутствующих средств, способных оказать критическое влияние на ход и результаты исследования (например, предусмотренное программой исследования применение в качестве сопутствующего вмешательства средств, способных существенно изменить эффект исследуемого вещества, наличие риска нежелательного взаимодействия между вводимыми веществами, наличие риска прямого влияния сопутствующих средств на исследуемые конечные точки и др.);

факторов, оказавших критическое влияние на соблюдение Правил лабораторной практики (например, поступление информации о выявленных существенных проблемах при проведении доклинического (неклинического) исследования и др.);

г) наличие обстоятельств, связанных с используемыми тест-системами (например, тест-систем, на которых невозможно надлежащим образом смоделировать патологическое состояние организма либо его стадию);

д) наличие обстоятельств, связанных с оценкой безопасности эффективности и качества исследуемого вещества, в том числе:

необычного или необъясненного различия в определении переменных исследования между программой исследования и отчетом о доклиническом (неклиническом) исследовании;

факторов, способных оказать критическое влияние на оценку исходов исследования (например, в случае если оценка исходов исследования осуществляется лицом, отличным от исследователя (например, спонсором исследования, независимым лицом)).

99. Решение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения инспекции доклинического (неклинического) исследования уполномоченным органом (экспертной организацией) референтного государства, осуществляющим экспертизу лекарственного препарата, принимается при проведении оценки данных регистрационного досье в рамках регистрационных процедур в течение не более 70 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления.

100. В принятом решении уполномоченным органом (экспертной организацией) указываются:

а) основания и область инспектирования;

б) перечень значимых вопросов, на которые необходимо ответить при проведении инспекции (если применимо).

101. При выборе фармацевтического инспектората государства-члена, проводящего инспектирование доклинического (неклинического) исследования, учитываются следующие условия (в порядке приоритета):

фармацевтический инспекторат находится на территории референтного государства, уполномоченный орган (экспертная организация) которого осуществляет экспертизу в рамках регистрационных процедур;

фармацевтический инспекторат находится на территории государства-члена, в котором проводилось (проводится) доклиническое (неклиническое) исследование, являющееся предметом инспектирования;

фармацевтический инспекторат находится на территории государства признания, наименование которого указано в заявлении о регистрации лекарственного препарата;

фармацевтический инспекторат находится на территории другого государства-члена.

При получении ответа от инспектората, указанного в абзаце втором настоящего пункта, о невозможности проведения инспекции заявитель обращается в инспектораты, указанные в настоящем пункте в порядке приоритета.

102. Эксперты, осуществляющие экспертизу регистрационного досье лекарственного препарата, и инспекторы совместно определяют область инспектирования и испытательные лаборатории (центры), в которых будет проведена инспекция в соответствии с разделом IV настоящих Правил. Инспекторы в целях составления заключения вправе использовать данные инспекционных отчетов, полученные фармацевтическими инспекторатами третьих стран (при наличии).

103. В случае принятия решения об инициировании внеплановой фармацевтической инспекции уполномоченный орган (экспертная организация) референтного государства направляет заявителю соответствующее решение (запрос) о необходимости проведения доклинического (неклинического) исследования (с указанием наименования инспектируемого субъекта и причин инициирования инспекции с учетом оценки рисков и ссылок на акты органов Союза в сфере обращения лекарственных средств) не позднее 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

104. Ответственность за уведомление о предстоящей инспекции спонсора и других сторон, привлеченных к проведению доклинического (неклинического) исследования, несет заявитель.

105. Заявитель не позднее 15 рабочих дней с даты получения решения (запроса) о необходимости проведения внеплановой фармацевтической инспекции подает в фармацевтический инспекторат референтного государства заявление о проведении инспекции, а также представляет дополнительные сведения в случае получения соответствующего запроса.

106. В случае документально оформленного решения о невозможности проведения инспекции фармацевтическим инспекторатом референтного государства заявитель вправе направить соответствующее заявление в фармацевтический инспекторат другого государства-члена в соответствии с пунктом 101 настоящих Правил.

107. Фармацевтический инспекторат в течение 20 рабочих дней с даты получения заявления о проведении инспекции согласовывает с заявителем сроки ее проведения, включает инспекцию в план проведения инспекций и информирует уполномоченный орган государства-члена (экспертную организацию) о планируемой дате завершения инспекции. В случае невозможности проведения инспекции фармацевтический инспекторат в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления о проведении инспекции информирует об этом заявителя.

108. Внеплановая фармацевтическая инспекция проводится в срок, не превышающий срок проведения экспертизы регистрационного досье лекарственного препарата.

109. В случае принятия решения о проведении инспекции экспертиза регистрационного досье не приостанавливается.

110. В случае если до подготовки экспертного отчета об оценке безопасности, эффективности и качества лекарственного препарата, но не позднее 100 рабочих дней с даты начала экспертизы регистрационного досье лекарственного препарата, уполномоченный орган (экспертная организация) референтного государства не получает сведения об итоговом инспекционном отчете, заявителю направляется запрос о представлении результатов инспектирования. При этом проведение экспертизы регистрационного досье лекарственного препарата приостанавливается с даты направления такого запроса.

111. Заявителю на представление запрашиваемых уполномоченным органом (экспертной организацией) государства-члена результатов проведения инспекции предоставляется не более 180 рабочих дней, не входящих в срок проведения экспертизы регистрационного досье лекарственного препарата.

112. При непредставлении в установленный срок заявителем запрошенных уполномоченным органом (экспертной организацией) результатов проведения инспекции экспертиза регистрационного досье лекарственного препарата прекращается, о чем уполномоченный орган (экспертная организация) извещает заявителя и (если применимо) уполномоченные органы (экспертные организации) государств-членов в течение 14 рабочих дней с даты принятия такого решения в письменном и (или) электронном виде.

113. Заключительный экспертный отчет формируется с учетом результатов инспектирования.

114. Инспекционный отчет должен содержать сведения о соответствии или несоответствии проведения доклинического (неклинического) исследования Правилам лабораторной практики, а также вывод о возможности использования представленных данных при оценке заявления о регистрации лекарственного препарата.

115. Инспекционный отчет направляется заявителю. Вывод инспекционного отчета размещается в базе данных доклинических исследований Союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступной для всех государств-членов (при наличии).

116. Если результат инспектирования отрицательный (содержит критические несоответствия и вывод о несоответствии доклинического (неклинического) исследования Правилам лабораторной практики либо вывод о невозможности использования данных этого доклинического (неклинического) исследования для оценки заявления о регистрации лекарственного препарата), уполномоченный орган референтного государства при проведении консультаций с уполномоченными органами государств признания (при наличии) предусматривает применение необходимых мер в рамках регистрации лекарственного препарата или обращения зарегистрированного лекарственного препарата (например, отказ в регистрации лекарственного препарата, установление пострегистрационных мер, приостановка, отзыв (отмена) регистрационного удостоверения лекарственного препарата и др.).

117. Внеплановые фармацевтические инспекции на основании представленных заявителем в рамках регистрационных процедур документов и сведений с учетом оценки возможных рисков проводятся за счет средств заявителя и (или) держателя регистрационного удостоверения лекарственного препарата.