<Письмо> Минэнерго России от 03.09.2024 N СП-15897/07 <По вопросу отнесения энергетического оборудования к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций>
Минэнерго России по итогам рассмотрения обращений субъектов электроэнергетики по вопросу отнесения энергетического оборудования к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций сообщает следующее.
В соответствии с полномочиями Минэнерго России, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", не относится официальное разъяснение законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Минэнерго России не вправе давать разъяснения об отнесении к объектам недвижимого имущества и объектам налогообложения вещей, исчерпывающее определение характеристик которых не содержится в законодательных актах Российской Федерации, включая энергетическое оборудование.
Вместе с тем в информационном порядке полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с многочисленными обращениями субъектов электроэнергетики констатируем наличие правовой неопределенности позволяет доначислять налог на имущество организаций в отношении машин и оборудования, что препятствует изначально заявленным целям стимулирования инвестиций в обновление производственных фондов и реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение производств, достижение которых невозможно без исключения из объекта обложения налогом на имущество организаций объектов, относящихся к движимому имуществу (машин, оборудования).
Для электроэнергетики такая ситуация приводит к значительному ухудшению инвестиционного климата, препятствует модернизации старого и созданию нового оборудования, обеспечивающего надежную и безопасную работу объектов электроэнергетики.
В 2012 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение от 01.08.2012 N Пр-2029 "Об отмене с 2013 года взимания с юридических лиц налога на имущество в части, касающейся вновь вводимой активной части основных производственных фондов (машины, оборудование)". Во исполнение этого поручения в 2012 году в главу 30 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций" Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, которые разделили объекты основных средств на движимое и недвижимое имущество и исключили новые объекты движимого имущества (принятые к учету с 01.01.2013) из объектов налогообложения налогом на имущество организаций.
Таким образом, с 01.01.2013 налогом на имущество стали облагаться объекты основных средств, относящиеся к категории недвижимости, а также объекты основных средств, являющиеся движимым имуществом, но принятые к учету до 01.01.2013 года.
Согласно пункту 1.1.4 "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", пункту 1.1.3 "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", заявленной целью освобождения движимого имущества от налогообложения являлось создание стимулов для обновления основных фондов, модернизации производства и снижения нагрузки на налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в новое оборудование.
При дальнейшей доработке системы налогообложения в отношении налога на имущество принцип отнесения машин и оборудования к объектам движимого имущества неоднократно подтверждался в последующих версиях Основных направлений налоговой политики Российской Федерации за соответствующие годы. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов указано, что в целях создания стимулов для обновления основных фондов из объекта обложения налогом на имущество организаций исключены объекты, относящиеся к движимому имуществу (машины, оборудование). Аналогичным образом цель освобождения движимого имущества от налогообложения раскрыта в постановлении N 47-П от 21.12.2018 Конституционного Суда Российской Федерации.
В 2018 году Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в рамках продолжения процесса стимулирования инвестиций в обновление производственных фондов и реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение производств движимое имущество были внесены изменения, предусматривающие исключение с 01.01.2019 года из объектов налогообложения налогом на имущество любых объектов движимого имущества, в том числе и принятых к учету ранее 01.01.2013.
Таким образом, начиная с 2019 года все объекты движимого имущества не являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
По налоговым периодам до 01.01.2019 данная неопределенность оказала влияние на вопрос возможности применения налоговой льготы к движимому имуществу, предусмотренной подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание поручение Президента Российской Федерации о рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на определение основных параметров модернизации налоговой системы Российской Федерации, исходя из необходимости фиксации до 2030 года основных параметров налоговой системы Российской Федерации в целях обеспечения стабильных и предсказуемых условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов (п.п. "в" п. 17 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.03.2024 N Пр-616) Минэнерго России отмечает, что в целях обеспечения единообразного подхода при решении вопроса об отнесении объектов основных средств к категории движимого или недвижимого имущества, в том числе для целей определения базы по налогу налогооблагаемой базы по налогу на имущество энергетических компаний при разграничении движимого и недвижимого имущества необходимо руководствоваться следующим.
Рассматривая данную категорию дел, арбитражные суды <1> указывают, что для правильной квалификации имущества на движимое и недвижимое необходим анализ признаков, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 133, статья 134). Также суды указывают, что для правильной квалификации правового режима имущества необходимо применять критерии, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации для объектов капитального и некапитального строительства <2>, а также использовать формализованные критерии признания имущества (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств, принятые в бухгалтерском учете <3>.
--------------------------------
<1> Определения Верховного суда РФ от 12.07.2019 по делу N А05-879/2018, от 17.05.2021 по делу N А32-56709/2019, от 28.09.2021 по делу N А18-1531/2019.
<2> Судебные акты по делу N А40-317545/2018 (ПАО "Россети Московский регион"), делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго"), делу N А40-244883/18 (ПАО "Форвард-Энерго").
<3> Определения Верховного суда РФ от 12.07.2019 по делу N А05-879/2018, от 17.05.2021 по делу N А32-56709/2019, от 28.09.2021 по делу N А18-1531/2019.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (применяются с 2024 года) (далее - "ФСБУ 6/2020"), а до этого Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - "ПБУ 6/01"). В соответствии с пунктом 11 ФСБУ 6/2020 и пунктом 5 ПБУ 6/01 машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.
Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие с 01.01.2017 приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ), и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
В соответствии с названными классификаторами энергетическое оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации) <4>.
--------------------------------
<4> Введение к "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов", утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Соответственно, если объекты признаются неотъемлемой частью зданий, капитальных сооружений, включаются в их состав, то в таком случае объектом налогообложения является недвижимая вещь с учетом всех входящих в ее состав неотделимых элементов, предназначенных для функционирования этой недвижимой вещи, которой присвоен ОКОФ из раздела "Здания" или "Сооружения" (при наличии признаков капитальности) <5>.
--------------------------------
<5> Экспертное заключение ФГБНУ "Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации", 2023.
Таким образом, энергетическое оборудование, выступавшее движимым имуществом при его приобретении, правомерно принятое на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, которым присвоен ОКОФ из раздела 330.00.00.00.000 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты", участвующее в производственном процессе (производства, передачи, оперативно-диспетчерского управления и сбыта в теплоэлектроэнергетике) не может быть отнесено к недвижимому имуществу.
Минэнерго России поддерживает аналогичную позицию Минпромторга России, изложенную в письмах от 23.03.2018 N ОВ-17590/12 и от 08.02.2022 N ОВ-9258/12 по вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства, согласно которым технологическое оборудование, участвующее в производственном процессе (не предназначенное для обслуживания здания), несмотря на то, что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку не соответствует критериям недвижимости и выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций. Минэнерго России считает данную правовую позицию применимой для энергетического оборудования.
Также, по мнению Минэнерго России, комплекс энергетических объектов, задействованных в едином технологическом процессе или имеющих технологическую связь, даже при наличии регистрации в ЕГРН в качестве единого недвижимого комплекса (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), не может являться объектом налогообложения как один объект недвижимого имущества <6>.
--------------------------------
<6> Отчет о научно-исследовательской работе ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации" (НИФИ Минфина России) "Исследование проблематики российского бухгалтерского учета в части определения состава инвентарных объектов основных средств (для целей бухгалтерского учета) в секторе генерирующей электроэнергетики", 2022 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 абзаца 2 пункта 6 ПБУ 6/01 и пункта 10 ФСБУ 6/2020 самостоятельными инвентарными объектами (единицей учета) основных средств являются части одного объекта, которые отличаются по стоимости, сроку полезного использования и функциональному назначению.
К бухгалтерскому учету принимается отдельный инвентарный объект основных средств, которому присваивается код в соответствии с ОКОФ. Соответственно, объектом налогообложения является каждый инвентарный объект основных средств, обладающий признаками недвижимого имущества. Указанное означает, что проверке на соответствие признакам движимого и недвижимого имущества подлежит каждый отдельный инвентарный объект.
В связи с тем, что в состав производственно-технологического комплекса, единого недвижимого комплекса (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), предприятия как имущественного комплекса (статья 132 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также любого иного комплекса объектов, имеющих технологическую связь, входят объекты, имеющие различные даты ввода в эксплуатацию, различное функциональное назначение и сроки полезного использования (СПИ), то такой комплекс не может являться одним инвентарным объектом или единым объектом основных средств. В таком случае формирование единого объекта основных фондов будет противоречить абзацу 2 пункта 6 ПБУ 6/01 и пункту 10 ФСБУ 6/2020. Соответственно, комплекс объектов, имеющих технологическую связь, даже при наличии регистрации в ЕГРН в качестве единого недвижимого комплекса, не может являться объектом налогообложения как один объект недвижимого имущества.
Таким образом, в рамках комплекса энергетических объектов, задействованных в едином технологическом процессе или имеющих технологическую связь (производственно-технологического комплекса), даже при наличии регистрации в ЕГРН в качестве единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса в любом случае будут функционировать самостоятельные объекты основных средств, стоящих на бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты, часть из которых будет являться движимым имуществом и не облагаться налогом на имущество организаций либо подпадать под налоговую льготу (в период до 01.01.2019 года), а часть будет являться недвижимым имуществом, стоимость которого будет формировать налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на имущество организаций <7>.
--------------------------------
<7> Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго"), оставленных без изменений Определением Верховного суда РФ от 15.05.2024. Суды признавали доводы о признании спорных объектов сложными и неделимыми вещами, единым недвижимым комплексом не соответствующими законодательству РФ, например, в Постановлениях АС Поволжского округа от 04.03.2022 по делу N А55-13336/2021, АС Московского округа от 19.04.2022 по делу N А40-317545/2018, от 17.06.2022 по делу N А40-102666/2020, 9-го Арбитражного апелляционного суда, от 16.09.2022 по делу N А40-244883/2018, от 19.09.2022 N А40-235/2022, от 17.06.2022 N А40-102666/2020, от 13.09.2022 по делу N А40-14350/2020, от 12.10.2022 по делу N А40-110147/2020, от 16.08.2022 по делу N А40-85181/2021, от 17.10.2022 по делу N А40-111087/2021, Решении АС г. Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-549/2019.
Относительно объектов, которым присвоен ОКОФ, относящийся к разделу "Сооружения", Минэнерго России обращает внимание на следующее.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений), которые, согласно определению, не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению.
Таким образом, градостроительное законодательство предусматривает две категории сооружений, одна из которых может быть отнесена к объектам капитального строительства и имеет признаки недвижимого имущества, а другая не относится к объектам капитального строительства и не является недвижимостью.
В силу указанных норм объекты, которым присвоен код ОКОФ, относящиеся к разделу "Сооружения", не могут быть однозначно отнесены к объектам недвижимости. Каждый отдельный инвентарный объект, которому присвоен код ОКОФ, относящийся к разделу "Сооружения", необходимо оценивать с точки зрения индивидуальных конструктивных и функциональных характеристик объекта, которые позволяют или не позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку, а также других признаков капитальности и некапитальности объектов <8>. Соответственно, объекты, которым присвоен код ОКОФ из раздела "Сооружения", не обладающие признаками капитального строительства, являются движимым имуществом.
--------------------------------
<8> Аналогичные выводы отражены в Постановлении АС Московского округа от 17.06.2022 по делу N А40-102666/2020, 9-го Арбитражного апелляционного суда от 12.11.2022 по делу N А40-15775/2019, от 16.09.2022 по делу N А40-244883/2018, от 16.08.2022 N А40-85181/2021, от 13.09.2022 по делу N А40-14350/2020, от 19.09.2022 N А40-235/2022, от 22.09.2022 по делу N А40-95914/2020, от 17.10.2022 по делу N А40-111087/2021, Решении АС г. Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-549/2019.
Аналогичной правовой позиции придерживается Минэкономразвития России, которое разъясняет, что сооружения, которые построены и введены в эксплуатацию как объекты капитального строительства (с получением разрешительной документации), с большой вероятностью относятся к недвижимости (письма от 29.07.2019 N Д23и-25714 и от 11.10.2016 N Д23и-4847), и ФАС России, которое указывает, что если по законодательству субъекта Российской Федерации объекты электроэнергетики не относятся к требующим получения разрешения на строительство, то недвижимостью они не являются (письмо от 23.10.2017 N ВК/72746/17).
Таким образом, на основе анализа правоприменительной практики по данной категории дел и вышеприведенных разъяснений, Минэнерго России считает, что правомерность квалификации энергетического объекта в качестве движимой вещи могут подтверждать следующие признаки:
1) Отсутствие у объекта прочной связи с землей <9>. При определении отсутствия прочной связи с землей рекомендуется установить:
--------------------------------
<9> Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
возможность перемещения объектов без несоразмерного ущерба самому объекту <10>;
--------------------------------
<10> Пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации; Письмо Минфина России от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57; Письмо Минфина России от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2016 N 305-КГ16-14860 по делу N А41-19566/2015, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2011 г. по делу N А65-10318/2011; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2013 г. по делу N А46-1461/2013, пункт 38 Постановления Пленума ВС РФ N 25 от 23.06.2015.
сохранение эксплуатационных качеств и технических свойств объекта в результате его перемещения <11>;
--------------------------------
<11> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 1 декабря 2008 г. по делу N А29-9960/2007; Письмо Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590/12 "По вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства"; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.08.2019 N Ф08-7088/2019 по делу N А32-35912/2018; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2019 N Ф08-2974/2019 по делу N А32-9395/2018; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 N 15АП-18635/2017 по делу N А32-34421/2017.
легковозводимость, сборно-разборность объекта, временность конструкции <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 N 15АП-18635/2017 по делу N А32-34421/2017; Апелляционное определение Челябинского областного суда от 14.01.2016 по делу N 11-678/2016; пункт 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.
При этом не свидетельствует о недвижимом характере объекта:
способ соединения объекта с фундаментом (даже сварное соединение с фундаментом не свидетельствует о недвижимости объекта) <13>;
--------------------------------
<13> Постановление ФАС Уральского округа от 11 марта 2012 г. N Ф09-888/12 по делу N А60-17756/2011; Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.08.2019 по делу N А32-35912/2018, от 02.07.2019 по делу N А32-31378/2018, Постановлениях 9-го Арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 N А40-85181/2021, от 13.09.2022 по делу N А40-14350/2020, от 19.09.2022 N А40-235/2022, от 22.09.2022 по делу N А40-95914/2020, от 17.10.2022 по делу N А40-111087/2021, Решение АС г. Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-549/2019, судебные акты по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 90, 108 (АСГМ от 22.06.2023), стр. 21 (9ААС от 11.10.2023); пункт 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.
наличие технического паспорта на объект и присвоение ему почтового адреса <14>;
--------------------------------
<14> Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу N А75-8011/2008.
наличие присоединенных к объекту временных или наземных коммуникаций инженерно-технического обеспечения <15>;
--------------------------------
<15> Стр. 4 Постановления ФАС Дальневосточного округа от 10.09.2009 по делу N А 73-4950/2009, судебные акты по делу N А40-317545/18 (ПАО "Россети московский регион") - стр. 31, 40, 45, 51, 66 (АСГМ от 31.08.2021), стр. 12 (9ААС), стр. 3 (АСМО от 19.04.2022); Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19.04.2016 N 74-КГ16-1, Определение ВС РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146.
описание объекта в проектной документации на объекты капитального строительства <16>;
--------------------------------
<16> Судебные акты по делу N А40-85181/2021 (ООО "Газпромнефть-Ямал") - стр. 17, 23, 27 (АСГМ от 19.05.2022); стр. 14, 21 (9 ААС от 16.08.2022); судебные акты по делу N А40-235/2022 (ПАО АНК "Башнефть") - стр. 10 (АСГМ от 27.06.2022); стр. 9 (9 ААС от 19.09.2022).
включение объекта в акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14 <17>.
--------------------------------
<17> Судебные акты по делу N А40-15775/2019 (ПАО "Россети Северо-Запад") - стр. 47 (АСГМ от 15.08.2022); стр. 25 (9 ААС от 21.11.2022); судебные акты по делу N А40-95326/2020 (ПАО "Мосэнерго"); судебные акты по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 26 (9ААС от 11.10.2023), стр. 124 (АСГМ от 22.06.2023).
2) Объект не вводился и не должен был вводиться в эксплуатацию как объект капитального строительства в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации <18>.
--------------------------------
<18> Письмо Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 "Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества"; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 по делу N 304-ЭС15-11476, пункт 2.4 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.07.2014.
3) Объект не поставлен на государственный кадастровый учет и не зарегистрирован в ЕГРН <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2021 по делу N А55-13336/2021; постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2022 по делу N А40-102666/2020; постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 по делу А40-85181/2021, от 13.09.2022 по делу N А40-14350/2020, от 19.09.2022 по делу N А40-235/2022, от 21.11.2022 по делу N А40-15775/19, судебные акты по делу N А40-317545/18 (ПАО "Россети московский регион") - стр. 32 (АСГМ от 31.08.2021).
4) Объект правомерно принят к бухгалтерскому учету в качестве самостоятельного инвентарного объекта основных средств <20>.
--------------------------------
<20> Определения Верховного суда Российской Федерации от 12.07.2019 по делу N А05-879/2018, от 17.05.2021 по делу N А32-56709/2019, от 28.09.2021 по делу N А18-1531/2019; судебные акты по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 6 (9ААС от 11.10.2023), стр. 11 (АСГМ от 22.06.2023), судебные акты по делу N А40-317545/18 (ПАО "Россети московски регион") - стр. 23 (АСГМ от 31.08.2021), стр. 9 (АСМО от 22.04.2022).
5) В соответствии с ОКОФ объекту не присвоен ОКОФ из раздела "Здания" <21>.
--------------------------------
<21> Определение Верховного суда по делу N 307-ЭС19-5241 по делу N А05-879/2018; Письмо Минфина России от 20.12.2013 N 03-05-05-01/56232, от 04.10.2013 N 03-05-05-01/41301, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5288, Письмо Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590/12 "По вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства".
6) Объект поставлен на учет в Ростехнадзоре или иных контролирующих органах (если это предусмотрено требованиями законодательства) в качестве оборудования (движимого имущества) <22>.
--------------------------------
<22> Судебные акты по делу N А40-130509/20 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 50, 74, 78, 81 (АСГМ от 22.06.2023), стр. 18 (9ААС от 11.10.2023).
7) Объект соответствует нормативно-установленным стандартам и обязательным требованиям, предъявляемым к оборудованию (наличие сертификатов и деклараций соответствия спорного объекта требованиям, ГОСТам, техническим регламентам, предъявляемым к оборудованию) <23>.
--------------------------------
<23> Судебные акты по делу N А40-130509/20 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 18, 27, 34, 37, 50, 78, 82 (АСГМ от 22.06.2023), стр. 17 (9ААС от 11.10.2023).
8) Объект приобретен в качестве оборудования, изготовленного на заводе и готового к использованию после монтажа. Если объект произведен на заводе-изготовителе, поставляется в комплектном виде с инструкцией по эксплуатации и установке, готов к использованию после монтажа <24>.
--------------------------------
<24> пункт 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016; судебные акты по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 31, 35, 37 (9ААС от 11.10.2023), стр. 108 (АСГМ от 22.06.2023).
Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда N 09АП-50982/2022 от 16.09.2022 N А40-244883/18 (ПАО "Форвард-Энерго"), судебные акты по делу N А40-317545/18 (ПАО "Россети московский регион") - стр. 24, 39, 53, 63 (АСГМ от 31.08.2021).
9) Объект является оборудованием, участвующим в процессе производства путем выполнения тех или иных технических функций <25>.
--------------------------------
<25> "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст).
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 по делу N А05-879/2018; Судебные акты по делу N А40-1615/19 (ПАО "Россети Сибирь"), оставленные в силе Определением ВС РФ от 10.03.2022 - стр. 22 (АСГМ от 22.04.2021), судебные акты по делу N А40-102666/20 (АО "Сетевая компания") - стр. 10 (АСГМ от 30.09.2021); судебные акты по делу N А40-14350/2020 (ООО ("Башкирские распределительные электрические сети") - стр. 23 - 24 (АСГМ 22.06.2022); судебные акты по делу N А40-235/2022 (ПАО АНК "Башнефть") - стр. 6 (9 ААС то 19.09.2022); судебные акты по делу N А40-110147/2020 ПАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" - стр. 6, 9 (АСГМ от 20.07.2022), стр. 5 - 6 (9 ААС от 12.07.2022); судебные акты по делу N А40-111087/2021 (ПАО "Мосэнерго") - стр. 13 - 14 (АСГМ от 30.05.2022); судебные акты по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 6 (9ААС от 11.10.2023), стр. 94 (АСГМ от 22.06.2023).
10) Объект приобретен с целью модернизации производства, обновления производственного оборудования или создания некапитальных сооружении <26>.
--------------------------------
<26> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 по делу N А05-879/2018 (стр. 12); судебные акты по делу N А40-102666/20 (АО "Сетевая компания") - стр. 17 - 18 (АСГМ от 30.09.2021), стр. 18 (9 ААС от 22.02.2022) стр. 8 (АС МО от 17.06.2022); судебные акты по делу N А40-14350/2020 (ООО "Башкирские распределительные электрические сети") - стр. 19 (9 ААС от 13.09.2022); судебные акты по делу ПАО "Фортум" - стр. 17 - 21 (АСГМ от 30.05.2022), стр. 15 (9 ААС от 16.09.2022); судебные акты по делу N А40-130509/2020 (ПАО "ЭЛ5-Энерго") - стр. 6 (9ААС от 11.10.2023), стр. 11, стр. 90 (АСГМ от 22.06.2023).
По мнению Минэнерго России, при квалификации энергетического оборудования необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в:
Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 по делу N А05-879/2018, от 17.05.2021 по делу N А32-56709/2019, от 28.09.2021 по делу N А18-1531/2019; Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 (пункт 31); Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021 (пункт 34); Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022 (пункт 25); письмах ФНС России от 28.03.2018 N БС-4-21/5834@, от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@, от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@, от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 (пункт 11), от 01.10.2021 N БС-4-21/13969@, от 15.11.2021 N БС-4-21/15939@ и от 25.11.2021 N БС-4-21/16452@; разъяснениях Минфина России (письма Минфина России от 20.12.2013 N 03-05-05-01/56232, от 04.10.2013 N 03-05-05-01/41301, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5288).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875