ТРАНСПОРТ

Вводится административная ответственность за отдельные правонарушения в транспортной сфере (01.09.2025)

Ответственность по части 2 статьи 12.17 КоАП РФ будет наступать также за непредоставление преимущества в движении транспортному средству с одновременно включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом. Одновременно ужесточается ответственность за указанное правонарушение.

Установлена административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, не имеющему нанесенных на наружные поверхности специальных цветографических схем, надписей и обозначений, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемому им транспортному средству.

Ужесточается административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания или требования Ространснадзора. Вводится повышенная административная ответственность за повторное совершение такого правонарушения.

(Федеральный закон от 31.07.2025 N 281-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Новые штрафы в сферах связи и транспорта: закон с поправками к КоАП РФ опубликован".

Изменен порядок проезда грузовых транспортных средств, используемых для международных автомобильных перевозок, по автомобильным дорогам в целях пересечения Госграницы РФ (01.09.2025)

Заявка на резервирование даты и времени прибытия грузовых транспортных средств, используемых для международных автомобильных перевозок, к пункту контроля с прилагаемыми к ней документами подается заявителем с помощью:

- личного кабинета в ГИС ЭПД;

- личного кабинета на едином портале госуслуг (за исключением заявителей - иностранных перевозчиков);

- технических средств, расположенных на участке дороги в непосредственной близости от места въезда на территорию автомобильного пункта пропуска или в зоне ожидания и обеспечивающих возможность резервирования даты и времени с использованием личного кабинета в ГИС ЭПД.

В случае подачи заявки через личный кабинет ГИС ЭПД или с помощью указанных технических средств уведомление об установленных в отношении перевозчика ограничениях возможности подачи заявки направляется в личный кабинет заявителя в ГИС ЭПД в автоматическом режиме. В случае подачи заявки через единый портал госуслуг такое уведомление направляется в личный кабинет заявителя на едином портале госуслуг из ГИС ЭПД. В уведомлении указываются основания установленных ограничений, период их действия, а также информация о возможности подачи заявки после снятия ограничений.

Отказ заявителю в резервировании даты и времени теперь допускается также в случае предоставления им недостоверных документов и сведений.

Возможность подачи заявки через ГИС ЭПД и единый портал госуслуг ограничивается на 30 календарных дней с даты выявления факта использования заявителем программного обеспечения или программно-аппаратных средств, не предназначенных для получения доступа к ГИС ЭПД или к единому порталу госуслуг, создающих препятствия для работы средств защиты от несанкционированного доступа или позволяющих автоматически подавать заявки без участия человека Также предусмотрены иные ограничения.

Уполномоченный орган одновременно с формированием счета для внесения платы в счет возмещения вреда предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств, в ГИС ГМП. Факт внесения платы в счет возмещения вреда подтверждается наличием информации об уплате денежных средств в ГИС ГМП.

При выезде с территории РФ транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, пользователь вносит плату за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги до выезда такого транспортного средства с территории РФ.

С 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2030 года весовой и габаритный контроль не осуществляется в отношении автобусов, сведения о которых включены в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Сведения об автобусах, которые включены в реестр лицензий, передаются в ФГИС выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

(Федеральный закон от 23.07.2025 N 241-ФЗ)

Обновлены перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством (01.09.2025)

В частности, в перечень психических расстройств и расстройств поведения, которые являются медицинскими противопоказаниями, отнесены общие расстройства психологического развития.

Уточнены болезни глаза. Ахроматопсия заменена на аномалии цветового зрения.

(Постановление Правительства РФ от 16.04.2025 N 502, Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2025 N 892-р)

Предусмотрено функционирование реестра поставщиков бункерного топлива (01.09.2025)

Вводятся понятия "бункерное топливо", "бункеровка судна" и "поставщики бункерного топлива".

В реестр подлежат внесению сведения о поставщиках бункерного топлива.

Реестр ведется в целях учета сведений о поставщиках бункерного топлива, о морских портах, в которых осуществляется бункеровка судов, и о судах, используемых для бункеровки судов, и носит информационный характер. Реестр ведется в электронной форме Росморречфлотом.

Формирование и ведение реестра, внесение в него сведений, их изменение и исключение из указанного реестра осуществляются Росморречфлотом.

Приводятся требования к содержанию порядка формирования и ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению Росморречфлотом на его сайте и являются открытыми и общедоступными.

(Федеральный закон от 23.05.2025 N 112-ФЗ)

Обновлены Правила оказания услуг по хранению транспортных средств на платных парковках (01.09.2025)

(Постановление Правительства РФ от 28.05.2025 N 737)

Юридическое лицо для получения права на деятельность службы заказа легкового такси должно иметь место нахождения на территории РФ (01.09.2025)

Служба заказа легкового такси обязана иметь филиал (представительство) в субъекте РФ, уполномоченный орган которого предоставил право на деятельность данной службы заказа легкового такси (если ее место нахождения располагается за пределами территории указанного субъекта РФ), в случае, если количество легковых такси, используемых для выполнения заказов легкового такси, передаваемых данной службой заказа легкового такси, превышает 4 тыс. в сутки. Этот филиал (представительство) должен быть создан в срок не более чем 30 дней со дня установления факта превышения указанного количества таких легковых такси в течение 5 рабочих дней подряд.

(Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ)

В рамках контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве отдельные контролируемые лица, их представители или работники по требованию должностного лица должны пройти весовой и габаритный контроль транспортных средств (01.09.2025)

Контролируемые лица, в отношении транспортных средств которых в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве осуществляется постоянный рейд, их представители или работники, находящиеся на пунктах контроля, обязаны по требованию должностного лица, уполномоченного на проведение постоянного рейда, обеспечить прохождение весового и габаритного контроля.

(Федеральный закон от 30.11.2024 N 445-ФЗ)

Обновлены Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (01.09.2025)

В частности, установлено, что если оказание услуг следует из отношений, регулируемых законодательством о страховании, в том числе об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то Правила применяются с учетом установленных им особенностей.

В Правилах под автомототранспортным средством понимаются автомобиль, мотоцикл, мотороллер, прицепы и полуприцепы к ним, а также их составные части.

(Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 780)

Обновлен Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (01.09.2025)

Установлено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются по решению:

- Росавтодора - в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- владельцев частных автомобильных дорог - в отношении частных автомобильных дорог общего пользования.

Решение о временных ограничениях или прекращении движения принимается в виде распорядительного акта о введении временных ограничений или прекращения движения. Исключение составляют:

- случаи введения временных ограничений или прекращения движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

- случаи введения ограничений движения для тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием с 20 мая по 31 августа при значениях дневной температуры воздуха свыше +32 °C (далее - летний период), с внесением сведений о таких ограничениях за 30 календарных дней до дня начала периода (срока) введения временных ограничений или прекращения движения в систему выдачи специального разрешения и размещением информации о введенных временных ограничениях или прекращении движения на сайтах (при наличии) владельцев автомобильных дорог, на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения.

(Приказ Минтранса России от 09.04.2025 N 126)

Изменяются правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (01.09.2025)

Пункт 7(3) Правил теперь не применяется, если собственник (владелец) транспортного средства проинформировал оператора о неисправности или об утрате бортового устройства или стороннего бортового устройства. При этом для его применения теперь не требуется, чтобы протяженность маршрута (отдельного участка маршрута) не превышала 30 километров. Скорректированы и иные условия применения названного пункта Правил.

Соответствующие изменения также внесены в порядок определения случаев движения без внесения платы.

Определены действия оператора при определении протяженности маршрута по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения системой взимания платы в автоматическом режиме.

Предусмотрено, что собственник транспортного средства имеет возможность дистанционно получать в личном кабинете информацию о протяженности маршрута (отдельных участков маршрута), пройденного транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, определенной в автоматическом режиме, и размере подлежащей внесению платы.

(Постановление Правительства РФ от 28.08.2025 N 1302)

Определен порядок подачи заявки на выполнение каботажной автомобильной перевозки грузов, ее рассмотрения и условия отказа в выполнении такой перевозки (01.09.2025)

Заявка на выполнение каботажной автомобильной перевозки грузов подается иностранным перевозчиком в Ространснадзор в отношении каждой каботажной автомобильной перевозки грузов в пределах трех последовательных каботажных автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории РФ, при выполнении которых последняя разгрузка произведена в течение 7 календарных дней со дня разгрузки в ходе завершения международной автомобильной перевозки на территории РФ, и должна содержать сведения по установленному перечню.

Заявка подается иностранным перевозчиком через ГИС ЭПД посредством заполнения полей электронной формы заявки с приложением копий документов.

Заявка составляется иностранным перевозчиком на русском языке в машиночитаемом виде и подается не позднее чем через 6 календарных дней со дня разгрузки в ходе завершения международной автомобильной перевозки на территории РФ в отношении каждой каботажной автомобильной перевозки грузов.

Заявка и прилагаемые к ней документы рассматриваются Ространснадзором в ГИС ЭПД.

В случае отсутствия условий для отказа в выполнении каботажной автомобильной перевозки грузов Ространснадзор принимает решение о подтверждении выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов.

(Приказ Минтранса России от 11.11.2024 N 398)

Внесены изменения в Правила представления информации в ГИС ЭПД (01.09.2025)

Предусмотрена возможность направления электронных перевозочных документов, подписанных УНЭП и принятия таких документов ГИС ЭПД.

К видам информации, представляемой в ГИС ЭПД, отнесены:

- информация, содержащаяся в договоре фрахтования и заказе-наряде на представление транспортного средства;

- сведения, содержащиеся в путевом листе;

- сведения, указываемые в заявке на регистрацию, прилагаемые к ней электронные образы свидетельства о регистрации грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа)), а также резервируемые дата и время в целях пересечения государственной границы РФ;

- информация об автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ, в отношении которых устанавливается резервирование даты и времени в целях пересечения государственной границы РФ.

Уточнен порядок доступа органов государственной власти и операторов информационных систем к информации, содержащейся в ГИС ЭПД.

В Перечень органов государственной власти, которым предоставляются электронные перевозочные документы, сведения, содержащиеся в них, и иная информация, содержащаяся в ГИС ЭПД, включены Минпромторг России, Минздрав России, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росалкогольтабакконтроль, Рослесхоз, ФТС России, ФСБ России, а также уполномоченные исполнительные органы субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси и уполномоченные исполнительные органы субъектов РФ в сфере транспорта.

Уточнены технические требования к информационным системам электронных перевозочных документов.

(Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 N 1977)

Начинают применяться отдельные положения требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта (01.09.2025)

Речь идет о требованиях, касающихся оснащения воздушных судов, используемых для перевозки пассажиров и багажа, с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45500 килограммов, техническими средствами, обеспечивающими видеонаблюдение и видеозапись объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства, на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства и в салоне транспортного средства.

Указанные требования применяются в отношении воздушных судов, включенных в сертификат эксплуатанта субъекта транспортной инфраструктуры после 1 сентября 2025 года.

(Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 731)

Обновлены перечень специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности (01.09.2025)

В частности, в перечень включены средства принудительной остановки транспорта отечественного производства, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Минздравом России.

Также обновлены правила приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, используемых работниками подразделений транспортной безопасности.

Установлено, что:

- специальные средства, электрошоковые устройства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности, являющихся подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, определяются по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436;

- перечень специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности применяются к подразделениям транспортной безопасности, являющимся подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, только в части, касающейся искровых разрядников и норм обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности.

(Постановление Правительства РФ от 12.05.2025 N 637)

Обновлены требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности (01.09.2025)

(Приказ Минтранса России от 04.04.2025 N 119)

Обновлен Порядок прохождения работниками подразделений транспортной безопасности профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (01.09.2025)

Уточняется, что медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей работы (услуги) по лабораторной диагностике или клинической лабораторной диагностике, такая медицинская организация привлекает на договорной основе к проведению медицинского осмотра медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающую указанные работы (услуги).

Подтверждающие химико-токсикологические исследования проводятся вне зависимости от результатов предварительных химико-токсикологических исследований в случае выявления врачом-психиатром-наркологом, проводящим медицинский осмотр, у работника не менее 3 из клинических признаков опьянения.

Результаты химико-токсикологических исследований вносятся в медицинскую карту.

Также обновлена форма заключения, выдаваемого по результатам прохождения медицинского осмотра.

(Приказ Минздрава России от 11.04.2025 N 194н)

Вводится административная ответственность за нарушение требований к размещению информации об условиях договора воздушной перевозки в АИС оформления воздушных перевозок либо нарушение требований к такой АИС (01.09.2025)

Так, неразмещение в соответствии с законодательством информации об условиях договора воздушной перевозки в АИС оформления воздушных перевозок перевозчиком при оформлении им билета или багажной квитанции в электронной форме (электронного перевозочного документа) повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Нарушение оператором АИС оформления воздушных перевозок требований к данной АИС, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной АИС, к ее оператору повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Повышенная ответственность предусмотрена за повторное совершение указанных административных правонарушений.

Дела об указанных правонарушениях рассматривает Ространснадзор.

(Федеральный закон от 24.06.2025 N 170-ФЗ)

Вводится сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта (01.09.2025)

Установлено, что сбор на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта (далее - инфраструктурный сбор) взимается в аэропортах, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Для целей взимания инфраструктурного сбора аэропорты объединяются в группы по заявлениям юридических лиц, ИП, владеющих аэропортами. Объединение происходит на основании решения Правительства РФ с учетом указанных заявлений.

Средства инфраструктурного сбора, взимаемого в аэропортах одной группы, направляются на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта одного или нескольких аэропортов той же группы.

Инфраструктурный сбор взимается с юридических лиц, ИП, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки.

Аэропорты, в отношении которых ранее заключены концессионные соглашения о строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежат включению в группы аэропортов.

Инфраструктурный сбор аккумулируется и используется организацией, подведомственной Росавиации, на основании решения Правительства РФ о возложении на эту организацию соответствующих функций.

Также установлено, что эксплуатируемая за пределами зоны транспортной безопасности аэропорта специальная аэропортовая техника, предназначенная для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов, признается самоходной машиной или прицепом для целей применения Закона о самоходных машинах и других видах техники. Ранее действие указанного Закона не распространялось на любую специальную аэропортовую технику, предназначенную для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов.

(Федеральный закон от 31.07.2025 N 305-ФЗ)

Уточнен предмет федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации (01.09.2025)

К предмету такого контроля (надзора) отнесено:

- соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности в области гражданской авиации предусмотренного пунктом 3 статьи 105 ВК РФ требования о размещении информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки, содержащейся в электронном перевозочном документе, в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок в случае оформления в электронной форме документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров и багажа;

- соблюдение оператором автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок требований к указанной автоматизированной информационной системе, базам данных, входящим в ее состав, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, ее оператору, утвержденных в соответствии с пунктом 8 статьи 105 ВК РФ.

(Федеральный закон от 21.04.2025 N 91-ФЗ)

Вводится Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов (01.09.2025)

Установлено, что плата за регулярные внутренние и международные воздушные перевозки пассажиров и багажа устанавливается перевозчиком.

Размер платы за перевозку состоит из пассажирского тарифа или комбинаций пассажирских тарифов, багажного тарифа, а также сборов.

В плату за перевозку включается стоимость дополнительных услуг, установленная перевозчиком, при заказе пассажиром таких дополнительных услуг.

Пассажирский тариф устанавливается перевозчиком за перевозку пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа либо за перевозку пассажира в случае, если условия применения тарифа не предусматривают норму бесплатного провоза багажа, между двумя пунктами.

Багажный тариф устанавливается перевозчиком за перевозку единицы веса или за перевозку одного места багажа между двумя пунктами.

Период действия тарифов и сборов, на основе которых рассчитывается и взимается плата за перевозку, устанавливается перевозчиком и определяется первой датой, с которой может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу (сбору), и последней датой, в которую может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу (сбору).

При взимании платы за перевозку стоимость перевозки должна рассчитываться перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика как наименьшая из имеющихся в наличии для бронирования на момент оплаты пассажиром перевозки вариантов стоимости перевозки, соответствующих заявленным пассажиром условиям перевозки.

Перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика пассажирам должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки (плате за перевозку), включающей тариф (тарифы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг - также информация о стоимости дополнительных услуг, установленная перевозчиком.

В случае отказа пассажира от дополнительных услуг сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг, подлежит возврату перевозчиком или агентом перевозчика в случае, если дополнительные услуги не оказаны, за исключением фактических расходов, связанных с заказом пассажиром дополнительных услуг, понесенных перевозчиком до отказа пассажира от дополнительных услуг.

Сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг, возвращается пассажиру перевозчиком или агентом перевозчика в случае отказа пассажира от них в сроки, установленные перевозчиком.

(Приказ Минтранса России от 31.10.2024 N 386)

Установлены правила подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции, оформления сертификата летной годности, приостановления и возобновления его действия, его аннулирования (01.09.2025)

Подтверждение соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, завершается выдачей сертификата летной годности Росавиацией или его территориальными органами.

Сертификат летной годности выдается на:

- пилотируемые воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

- беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.

Сертификат летной годности действует бессрочно, за исключением случаев приостановления его действия или его аннулирования уполномоченным органом.

Урегулированы в том числе вопросы, касающиеся подачи заявления о выдаче сертификата летной годности, оформления и выдачи сертификата летной годности, приостановления, возобновления действия и аннулирования сертификата летной годности, ведения реестра сертификатов летной годности.

Сертификаты летной годности, выданные в период с 1 июня 2024 года по 30 ноября 2024 года, считаются действительными, за исключением случаев приостановления их действия, их аннулирования или истечения срока действия, указанного в сертификате летной годности, в течение 18 календарных месяцев.

Сертификаты летной годности, выданные ранее, считаются действительными, за исключением случаев приостановления их действия, их аннулирования или истечения срока действия, указанного в сертификате летной годности, в течение 12 календарных месяцев:

- со дня выдачи сертификата летной годности - в случае, если сертификат летной годности выдан после 1 декабря 2024 года;

- со дня составления акта инспекционного контроля летной годности гражданского воздушного судна, проведенного до 1 сентября 2025 года.

Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" утрачивают силу.

(Приказ Минтранса России от 05.05.2025 N 148)

Внесены изменения в Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала (01.09.2025)

Уточняется, что медицинские осмотры проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья и годности к выполнению работ специалистами, включенными в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Специалистам авиационного персонала, входящим в состав летного экипажа пилотируемых гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, специалистам авиационного персонала, входящим в состав экипажа беспилотных гражданских воздушных судов, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, специалистам авиационного персонала, управляющим воздушным движением, в целях определения соответствия состояния их здоровья и годности к выполнению работ медосмотры проводятся в процессе обязательного медицинского освидетельствования во врачебно-летных экспертных комиссиях гражданской авиации.

При одновременном прохождении специалистом авиационного персонала предварительных или периодических медосмотров работнику выдается одно направление.

Предусмотрено указание в медицинском заключении категории специалиста авиационного персонала.

(Приказ Минтранса России от 31.03.2025 N 111)

Вводятся Федеральные авиационные правила "Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации" (01.09.2025)

Организация и обеспечение функционирования линий управления беспилотными авиационными системами авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации и контроля беспилотных авиационных систем осуществляются владельцами беспилотных воздушных судов в соответствии с Федеральными авиационными правилами.

В числе прочего определены порядок и условия эксплуатации наземного оборудования по обслуживанию линий управления и контроля, порядок оценки состояния линий управления и контроля и документирования информации о состоянии линий управления и контроля о качестве их обслуживания, порядок принятия решения о потере линий управления и контроля.

(Приказ Минпромторга России от 14.05.2025 N 2266)

Вводятся в действие Федеральные авиационные правила "Порядок аккредитации юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 36.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также требования к ним. Часть 183" (01.09.2025)

Аттестат аккредитации юридического лица, привлекаемого при подтверждении соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции воздушного суда до 1 января 2022 года, выдается Росавиацией.

Аттестат аккредитации действует 5 лет, за исключением случаев приостановления его действия или его аннулирования Росавиацией.

В целях подтверждения соответствия конструкции экземпляра воздушного судна утвержденной типовой конструкции воздушного судна эксплуатант, или владелец легкого воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого воздушного судна авиации общего назначения, или их уполномоченный представитель по своему выбору привлекает аккредитованную организацию для выдачи заключения о подтверждении соответствия конструкции экземпляра воздушного судна утвержденной типовой конструкции воздушного судна, необходимого для получения сертификата летной годности воздушного судна.

Аккредитованные организации привлекаются на возмездной основе.

Урегулированы вопросы, касающиеся порядка подачи заявления о выдаче аттестата аккредитации, заявления о внесении изменений в аттестат аккредитации, заявления о внесении изменений в приложение к аттестату аккредитации, порядка оформления и выдачи аттестата аккредитации и оформления внесения изменений в аттестат аккредитации, а также порядка приостановления, возобновления и продления действия аттестата аккредитации, аннулирования аттестата аккредитации, сокращения и расширения области аккредитации.

(Приказ Минтранса России от 05.05.2025 N 149)

Вводятся новые Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (01.09.2025)

Новые Правила являются обязательными для владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и расположенных на участке земли или акватории.

Требования Правил не применяются к:

- посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и используемым для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли;

- посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и используемым менее 30 календарных дней в течение календарного года.

Приводятся требования к посадочным площадкам для самолетов, расположенным на участке земли, требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки для вертолетов и расположенным на участке земли, требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и расположенным в акватории.

(Приказ Минтранса России от 21.04.2025 N 140)

Установлены требования к содержанию федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к операторам аэродромов гражданской авиации и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил (01.09.2025)

Такие федеральные авиационные правила должны содержать в том числе:

- форму заявления на получение документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил, и требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

- требования к оснащению аэродромов гражданской авиации специальной техникой и подготовке персонала для осуществления оператором аэродрома гражданской авиации деятельности по эксплуатации аэродрома гражданской авиации;

- порядок подготовки водителей для работы на аэродроме гражданской авиации и руководителей подъезда к воздушным судам и отъезда от воздушных судов.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 289-ФЗ)

Урегулированы правоотношения в сфере эксплуатации и функционирования высокоскоростного ж/д транспорта (01.09.2025)

В Закон о ж/д транспорте вводятся понятия "высокоскоростной железнодорожный транспорт", "инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта", "высокоскоростной железнодорожный подвижной состав".

Обязательные требования к высокоскоростному ж/д подвижному составу и его составным частям, объектам инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта, применяемые при их проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке и эксплуатации в части приемки и ввода в эксплуатацию, а также правила идентификации продукции, требования к маркировке продукции и правила ее нанесения, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются и применяются в соответствии с правом ЕАЭС (техническими регламентами ЕАЭС) и законодательством о техническом регулировании в части, не противоречащей праву ЕАЭС.

В местах движения высокоскоростного ж/д подвижного состава предусматривается установление охранных зон.

Основные требования к перевозчику, закрепленные в статье 12 Закона о ж/д транспорте, распространены и на перевозчика, осуществляющего перевозки высокоскоростным ж/д подвижным составом. Исключение составляет обязанность заключать договор об оказании услуг локомотивной тяги при отсутствии собственных локомотивов.

Предназначенный для перевозки пассажиров или багажа, почтовых отправлений по ж/д путям общего пользования высокоскоростной ж/д подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации высокоскоростного ж/д транспорта, утвержденных Минтрансом России.

К предмету федерального государственного контроля (надзора) в области ж/д транспорта отнесено соблюдение обязательных требований организациями и ИП, осуществляющими:

- деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта;

- деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту высокоскоростного ж/д подвижного состава и его составных частей.

Ж/д пути общего пользования, предназначенные для движения высокоскоростного ж/д подвижного состава, являются зонами повышенной опасности и должны быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур.

В Устав ж/д транспорта вводятся понятия "инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "высокоскоростные пассажирские поезда".

Закреплено, что в отношении высокоскоростных пассажирских поездов критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования не утверждаются.

(Федеральный закон от 30.11.2024 N 448-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 29.01.2025 N 66 и от 13.02.2025 N 156; Приказ Минтранса России от 14.02.2025 N 45)

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования допускается осуществлять идентификацию или аутентификацию пассажира с использованием ЕСИА и ЕБС при наличии у перевозчика соответствующей технической возможности (01.09.2025)

Посадка пассажира в поезд дальнего следования допускается при предъявлении проездного документа (билета) при условии идентификации или аутентификации пассажира с использованием ЕСИА и ЕБС при наличии у перевозчика технической возможности такой идентификации или аутентификации.

(Постановление Правительства РФ от 13.02.2025 N 156)

Внесены изменения в Условия эксплуатации ж/д переездов (01,09.2025)

Установлено, что в случае возникновения ДТП с ж/д подвижным составом на ж/д переезде владелец инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или владелец ж/д путей необщего пользования в течение 15 календарных дней со дня возникновения такого ДТП должны провести комиссионное обследование принадлежащих им ж/д переездов и участка автомобильной дороги на расстоянии не менее 300 метров от ж/д переезда.

В случаях возведения объектов недвижимого имущества в непосредственной близости от объектов ж/д транспорта владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или владельцем ж/д путей необщего пользования по собственной инициативе либо на основании обращения владельца автомобильной дороги к владельцу инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или владельцу ж/д путей необщего пользования проводится комиссионное обследование ж/д переездов, включающее осмотр их эксплуатационного состояния и обустройства и участка автомобильной дороги на расстоянии не менее 300 метров от ж/д переезда.

Категория ж/д переезда будет определяться владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или владельцем ж/д путей необщего пользования, в том числе исходя из среднегодовой суточной интенсивности движения.

Проверка интенсивности движения поездов и транспортных средств, условий работы ж/д переездов и определение их категорий осуществляются владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования не реже одного раза в течение календарного года, владельцем ж/д путей необщего пользования - не реже одного раза в течение 3 календарных лет.

На ж/д путях общего пользования не допускается открывать ж/д переезды на участках со скоростями движения поездов более 80 км/ч (ранее - более 140 км/ч).

Ответственными за обеспечение видимости приближающегося поезда (локомотива, дрезины) к ж/д переезду являются владелец инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования в пределах полосы отвода железной дороги, владелец автомобильной дороги в пределах полосы отвода автомобильной дороги.

Уточнены требования к продольному уклону подходов автомобильной дороги к ж/д переезду.

Оборудование действующих ж/д переездов переездными светофорами с бело-лунным сигнальным огнем производится владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или владельцем ж/д путей необщего пользования планово при реконструкции устройств автоматической переездной светофорной сигнализации.

(Приказ Минтранса России от 19.12.2024 N 447)

Определен порядок определения пересечений ж/д путей автомобильными дорогами (ж/д переезды) и правила пересечения ж/д путей (01.09.2025)

Порядок предусматривает:

- перечень лиц, являющихся инициаторами определения места пересечения ж/д переезда;

- порядок и сроки определения места установления ж/д переезда;

- основания для отказа владельцем инфраструктуры в определении места установления ж/д переезда, предложенного инициатором.

Кроме того обновлен порядок открытия и закрытия ж/д переездов.

В частности, предусмотрено, что в случае если в результате проверки выявлен факт несоответствия сведений, указанных в заявлении об открытии ж/д переезда и заявлении о закрытии ж/д переезда, владелец инфраструктуры направляет инициатору запрос о необходимости устранения выявленных нарушений с указанием выявленных нарушений.

Решение об открытии или закрытии ж/д переезда оформляется локальным нормативным актом владельца, который издается в порядке, установленном владельцем.

(Приказ Минтранса России от 11.03.2025 N 84)

Обновлен перечень профессий и должностей работников ж/д транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (01.09.2025)

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 493-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 13.08.2025 N 1205; Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2025 N 858-р)

Уточняются основания досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах (01.09.2025)

В случае совершения арендатором нарушения законодательства в области охраны окружающей среды или законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском порту и привлечения арендатора к административной ответственности за повторное в течение одного года невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный экологический контроль (надзор), или органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), об устранении такого нарушения в виде административного приостановления деятельности договор аренды объекта или объектов инфраструктуры морского порта может быть досрочно расторгнут по требованию арендодателя в судебном порядке.

Иск к арендатору с требованием о досрочном расторжении договора аренды объекта или объектов инфраструктуры морского порта по указанному основанию может быть предъявлен арендодателем в течение одного года с даты истечения срока административного приостановления деятельности арендатора.

Напоминаем, что Федеральным законом от 19.12.2022 N 530-ФЗ вводится административная ответственность за невыполнение предписаний в сфере деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля.

(Федеральный закон от 12.12.2023 N 580-ФЗ)

Внесены изменения в Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту (01.09.2025)

Установлено, что при оказании услуг по перевалке грузов осуществляются погрузка и выгрузка грузов, перемещение грузов в границах территории морского порта, технологическое накопление грузов, в том числе осуществление установленных видов работ и оказание установленных видов услуг.

Все виды работ и виды услуг, которые применяются для организации и осуществления процесса перевалки груза, осуществляются в соответствии с рабочей технологической документацией.

Уточняется, что оператор морского терминала вправе отказать в согласовании заявки в том числе в случае отсутствия свободного (свободных) для погрузки или выгрузки грузов причала (причалов) исходя из их мощности или складов на дату захода судна в морской порт, а также технических или технологических возможностей для перевалки грузов, за исключением случаев согласования оператором морского терминала заявок в отношении грузов первой категории и второй категории.

Допускается повторная подача заказчиком оператору морского терминала заявки на завоз груза.

В целях технологического накопления грузов оператором морского терминала размещаются принятые к перевалке грузы на складах или в резервуарах (для жидких грузов), расположенных в границах территории морского порта.

(Приказ Минтранса России от 19.12.2024 N 448)

Вводятся новые Правила обслуживания пассажиров и Правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности услуг, в том числе услуг в отношении ручной клади, багажа, грузобагажа (01.09.2025)

(Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 773)

Обновлено Положение о расследовании аварий или инцидентов на море (01.09.2025)

(Приказ Минтранса России от 24.03.2025 N 103)

Срок нахождения ряда актов в сфере транспорта в перечне актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины", продлен до 1 марта 2026 года (01.09.2025)

Также срок нахождения в перечне Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" продлен до 1 марта 2031 года.

(Постановление Правительства РФ от 12.06.2025 N 892)