6. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа

6. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Жилые помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет закон связывает со вступлением лица в брак и эмансипацией. Соответственно, при вступлении несовершеннолетнего в брак или принятии органом опеки и попечительства или судом решения о его эмансипации, ребенок вправе уже с этого момента получить жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.

Брачный возраст установлен в Российской Федерации с 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации (статья 13 Семейного кодекса).

При вступлении в брак у ребенка наступает полная дееспособность (статья 21 Гражданского кодекса). В случае, если законодательство субъекта Российской Федерации допускает вступление в брак ранее 16-летнего возраста, например, с 14 лет, соответственно, при вступлении лица в брак в этом возрасте ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Эмансипированным ребенок может быть объявлен с 16 лет. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (статья 27 Гражданского кодекса). Соответственно, при объявлении несовершеннолетнего в 16 лет эмансипированным, с этого возраста он имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Также случаи предоставления жилых помещений лицам ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон N 159-ФЗ предусматривает возможность обеспечения жилыми помещениями граждан и позже наступления совершеннолетия (абзац 3 пункта 1 статьи 8). Такая возможность обусловлена исключительно заявлением самих лиц из числа детей-сирот.

Лица из числа детей-сирот, достигшие возраста 18 лет, могут обратиться с заявлением о предоставлении им жилых помещений специализированного жилищного фонда с отсрочкой. По заявлению указанных лиц жилое помещение может быть предоставлено:

- после окончания срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот;

- по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения;

- окончания прохождения военной службы по призыву;

- окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации установленное абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста (пункт 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.).

Федеральным законом N 159-ФЗ обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, за исключением лиц из числа детей-сирот, принимавших участие в специальной военной операции.

Согласно пункту 9.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список.

Порядок очередности предоставления жилых помещений иным категориям лиц из числа детей-сирот законодательством не установлен.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления жилого помещения устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения может быть принято только в отношении граждан, включенных в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа с учетом членов их семей Федеральным законом N 159-ФЗ не предусмотрено, поскольку указанный федеральный закон направлен на оказание государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования (пункт 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.). Иное может быть предусмотрено в законодательстве субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа. С письменного согласия лица, включенного в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение по договору специализированного найма может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо включено в список. При подаче заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, заявителем (представителем заявителя) в заявлении о включении в список могут быть указаны сведения о муниципальном образовании, на территории которого предпочтительно предоставление жилого помещения, в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлено такое право (пункт 6 Правил).

Жилое помещение предоставляется только в виде отдельной квартиры или индивидуального жилого дома, отвечающего требованиям благоустроенности. Жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и лицам из их числа, должны предоставляться в населенных пунктах с развитой инфраструктурой.

Предоставляемые детям-сиротам, лицам из их числа жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства.

Предоставление детям-сиротам, лицам из их числа жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является основанием для исключения их из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (подпункт 1 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

При этом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства (например, в доме, признанном аварийным) (пункт 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается, с одной стороны, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению государственным жилищным фондом (органом местного самоуправления), выступающим от имени наймодателя, с другой стороны - с гражданином, которому предоставлено жилое помещение, являющимся нанимателем.

Типовая форма договора найма специализированного жилого помещения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 548 "Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Если жилое помещение предоставляется гражданину в возрасте до 18 лет, являющемуся не полностью дееспособным, заключение такого договора осуществляется под контролем законных представителей несовершеннолетнего согласно статье 28 Гражданского кодекса. Законные представители подопечного должны осуществлять в этом случае контроль за качеством предоставляемого жилого помещения, соответствием установленным требованиям, месту расположения с учетом интересов несовершеннолетнего.

В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения (часть 3 статьи 109.1 Жилищного кодекса).

Таким образом, федеральное законодательство устанавливает порядок использования жилых помещений специализированного жилого фонда, предполагающий личное использование. На основании части 3 статьи 109.1 Жилищного кодекса типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и лиц из их числа предусматривает использование жилого помещения исключительно для проживания нанимателя и членов его семьи (супруга (и) и несовершеннолетних детей).

К пользованию специализированным жилым помещением применяются правила, предусмотренные для социального найма, в частности, статьей 65 Жилищного кодекса (права и обязанности наймодателя), частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса (обязанности нанимателя), статьей 69 Жилищного кодекса (права и обязанности членов семьи нанимателя).

Члены семьи нанимателя имеют право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, обязаны использовать жилое помещение по назначению и обеспечивать его сохранность. Дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между нанимателем и членами его семьи.

Прекращение семейных отношений с нанимателем должно приводить к прекращению права пользования жилым помещением за бывшими членами семьи нанимателя.

По окончании срока договора найма специализированного жилого помещения при заключении такого договора на новый срок или заключении договора социального найма занимаемого жилого помещения в договор подлежат включению только члены семьи нанимателя (часть 3 статьи 69, часть 6 статьи 100 Жилищного кодекса), бывшие члены семьи нанимателя включению в договор не подлежат. Жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется детям-сиротам и лицам из их числа, как реализация гарантии государственной поддержки именно граждан данной категории, поэтому пользование указанным жилым помещением посторонними лицами, бывшими членами семьи нанимателя должно быть исключено.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на срок пять лет. Срок действия договора может быть сокращен по инициативе лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года (пункт 6.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Инициатива лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, должна быть выражена в его заявлении, которое подается в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации (далее - заявление о сокращении срока действия договора).

Принимая во внимание цель сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения - заключение договора социального найма в отношении этого же жилого помещения, а также учитывая установленный пунктом 6.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ срок, на который может быть сокращен договор найма специализированного жилого помещения, заявление о сокращении срока действия договора подается не ранее, чем до истечения 3-х лет со дня заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения допускается при наличии по состоянию на дату подачи лицом, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, заявления о сокращении срока действия такого договора в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации совокупности следующих обстоятельств:

1) достижение заявителем возраста 23 лет;

2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;

3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;

4) надлежащее исполнение заявителем предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором найма специализированного жилого помещения обязанностей нанимателя жилого помещения;

5) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;

6) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;

7) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о сокращении срока действия такого договора или об отказе в сокращении срока действия такого договора (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)") утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2047 (далее - Правила подачи и рассмотрения заявления о сокращении срока действия договора).

Пунктом 3 Правил подачи и рассмотрения заявления о сокращении срока действия договора установлено, что к заявлению о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения достаточно приложить

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи;

- справки из наркологического и психоневрологического диспансеров об отсутствии у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости.

Указанные документы должны быть действительны на дату подачи заявления.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

В отношении документов, заменяющих паспорт гражданина, рекомендуется применять перечень документов, предусмотренный подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Согласно подпункту 5 пункта 6.2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ одним из обстоятельств для сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения является отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости. Данное обстоятельство может подтверждаться только справками из наркологического и психоневрологического диспансеров об отсутствии указанных заболеваний и зависимостей у заявителя.

Рекомендуются к рассмотрению выданные в срок, не превышающий одного года до даты подачи заявления о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения.

Федеральным законом N 159-ФЗ не урегулирован вопрос о возможности обмена жилых помещений специализированного жилищного фонда или предоставления новых жилых помещений в случае изменения места жительства нанимателем. Поэтому до окончания срока действия договора специализированного найма дети-сироты и лица из их числа имеют право пользования только однократно предоставленным им жилым помещением. Изменить место жительства и обменять занимаемое жилое помещение наниматели смогут только после окончания срока действия договора найма специализированного найма и заключения договора социального найма в отношении того же жилого помещения. Право на обмен предусмотрено Жилищным кодексом только в отношении жилых помещений, используемых по договорам социального найма.

Жилое помещение, предоставленное по договору найма специализированного жилого помещения, не подлежит обмену, приватизации, т.е. передаче в собственность нанимателя, сдаче в поднаем.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Указанный порядок может включать, в том числе:

- примерный перечень обстоятельств трудной жизненной ситуации нанимателя;

- механизм взаимодействия уполномоченных органов (если только все функции не сосредоточены на одном органе) по выявлению обстоятельств трудной жизненной ситуации, требующих содействия нанимателю в их преодолении;

Обстоятельствами трудной жизненной ситуации могут признаваться:

- длительная болезнь нанимателя или членов его семьи, проживающих в жилом помещении с нанимателем по договору;

- алкогольная или наркотическая зависимость нанимателя;

- отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с проблемами занятости и трудоустройства;

- отрицательная социальная среда, в которой находится наниматель, влияющая на характер поведения нанимателя;

- проживание в жилом помещении посторонних лиц, ущемляющих права нанимателя и создающих негативную социальную среду;

- не проживание в жилом помещении в связи с нахождением в лечебном учреждении, отбыванием наказания, длительной служебной командировкой и др.

Указанные обстоятельства могут выступать основанием для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый срок только при условии, что их преодоление невозможно самостоятельными усилиями нанимателя и членов его семьи и требует оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Указанные обстоятельства должны влиять на характер использования жилого помещения и выполнение нанимателем своих обязанностей по договору найма. Указанные обстоятельства, в отдельности или в совокупности, признаются требующими содействия в преодолении, если они создают угрозу для утраты нанимателем права пользования предоставленным ему жилым помещением по договору специализированного найма.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, с которым заключен такой договор найма содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств) (пункт 13 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.).

Проведение работы по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам и лицам из их числа, рекомендуется проводить на системной основе, не реже одного раза в год после заключения договора найма жилого помещения, в том числе в рамках мероприятий по осуществлению контроля за использованием по назначению и сохранностью жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных по договорам найма детям-сиротам и лицам из их числа (далее - контроль за предоставленными жилыми помещениями), порядок которого рекомендуется утвердить на уровне субъекта Российской Федерации (или органа местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующим полномочием).

Контроль за предоставленными жилыми помещениями следует осуществлять в целях:

- соблюдения условий договора найма специализированного жилого помещения;

- соблюдения правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства;

- обеспечения своевременного внесения нанимателями платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги;

- предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;

- предотвращения использования жилого помещения не по назначению, выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его разрушению или повреждению.

Контроль за предоставленными жилыми помещениями может проводиться посредством осмотра жилых помещений и направления запросов в управляющую организацию, правоохранительные органы, иные государственные органы, организации.

В акте, регламентирующем порядок осуществления контроля за предоставленными жилыми помещениями, целесообразно урегулировать вопросы, касающиеся определения уполномоченного на проведение контроля органа (организации), планирования мероприятий контроля (например, утверждение графика осмотров жилых помещений, уведомление нанимателя жилого помещения о проведении осмотра), порядок проведения осмотра жилого помещения, в том числе в случае отсутствия нанимателя в жилом помещении, а также в случае экстренной (аварийной) ситуации, оформления результата осмотра жилого помещения, направления нанимателю жилого помещения уведомления об устранении выявленных в ходе осмотра нарушений и осуществления мероприятий по контролю за устранением таких нарушений.

Своевременное выявление по результатам осуществления контроля за предоставленными жилыми помещениями нарушений и их устранение, а также негативных факторов и их предотвращение направлено, в том числе на недопущение возникновения оснований для расторжения договора специализированного найма, который в силу части 4 статьи 101 Жилищного кодекса может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.

При расторжении с детьми-сиротами и лицами из их числа договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 Жилищного кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (часть 5 статьи 103 Жилищного кодекса).

Возникновение угрозы расторжения договора специализированного найма, а также невозможности исполнения нанимателем своих обязательств по договору в связи с отмеченными обстоятельствами должно признаваться основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок. С заявлением о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок в связи с трудной жизненной ситуацией может обратиться сам наниматель.

Органам власти субъектов Российской Федерации необходимо учитывать, что жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и лицам из их числа, выделяется один раз. Процедура заключения договора социального найма по окончании срока договора найма специализированного жилого помещения носит обязательный характер и не предполагает повторное определение нуждаемости лица в предоставлении жилого помещения и повторное предоставление жилого помещения. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и лиц из их числа по договору найма специализированного жилого помещения без последующего заключения с нанимателем договора социального найма в отношении того же жилого помещения не может считаться реализацией конституционного гарантированного права на жилое помещение для детей-сирот и лиц из их числа.

Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 2 статьи 63 Жилищного кодекса).

После заключения договора социального найма жилого помещения, первоначально предоставленного по договору специализированного найма, прекращается право пользования ранее закрепленным жилым помещением, нанимателем или членом семьи нанимателя которого по договору социального найма являлся гражданин из категории детей-сирот и лиц из их числа. Договор социального найма ранее закрепленного жилого помещения расторгается в отношении такого гражданина в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Жилищного кодекса, в связи с переездом в жилое помещение, предоставленное в порядке Федерального закона N 159-ФЗ.

Имеющееся в собственности, в том числе долевой, ранее закрепленное жилое помещение в связи с предоставлением иного жилого помещения в порядке Федерального закона N 159-ФЗ за гражданином сохраняется, поскольку Федеральным законом N 159-ФЗ и Жилищным кодексом не предусмотрено такое основание прекращения права собственности детей-сирот и лиц из их числа как обеспечение жилым помещением на условиях специализированного, а в последующем социального найма.