11.4. Определение устойчивости груженого вагона и груза в вагоне

11.4. Определение устойчивости груженого вагона

и груза в вагоне

11.4.1. Высота общего центра тяжести вагона с грузом (рисунок 40) определяется по формуле:

Рисунок 87, (23)

где Qт - масса тары вагона, т;

hцт1, hцт2, ... hцтn - высота ЦТ единиц груза от УГР, мм;

Hцтв - высота ЦТ порожнего вагона от УГР, мм (таблица 30).

Таблица 30

Площадь наветренной поверхности и высота центра тяжести

вагонов, значения коэффициентов p и q

Тип вагона

Площадь наветренной поверхности, м2

Высота ЦТ порожнего вагона от УГР, м

Значение коэффициентов

p

q

Четырехосный полувагон:

- с объемом кузова до 77 м3

34

1,13

5,61

0,11

- с объемом кузова 83 - 88 м3

37

1,13

5,61

0,11

Четырехосная платформа базой 9720 мм:

- с закрытыми бортами

13

0,8

3,34

0,10

- с открытыми бортами

7

0,8

3,34

0,10

Четырехосная платформа базой 14400 мм:

- с закрытыми бортами

16

0,8

4,11

0,08

- с открытыми бортами

11

0,8

4,11

0,08

Четырехосная платформа базой 14720 мм

9

0,8

3,30

0,08

Рисунок 88

Рисунок 40 - Определение высоты общего центра тяжести вагона

с грузом относительно УГР

11.4.2. Поперечная устойчивость вагона проверяется в случаях, когда высота центра тяжести вагона с грузом (сцепа с грузом, если груз опирается на один вагон) от УГР превышает 2300 мм или наветренная поверхность вагона с грузом превышает 50 м2.

Поперечная устойчивость груженого вагона обеспечивается, если удовлетворяется условие:

Рисунок 89, (24)

где Pст - статическая нагрузка от колеса на рельс, тс;

Pц + Pв - дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежной силы и ветровой нагрузки, тс.

Статическая нагрузка Pст определяется по следующим формулам.

При симметричном размещении груза относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона:

Рисунок 90 (25)

При смещении груза только поперек вагона:

Рисунок 91 (26)

При смещении груза только вдоль вагона - для менее нагруженной тележки:

Рисунок 92 (27)

При одновременном смещении груза вдоль и поперек вагона - для менее нагруженной тележки:

Рисунок 93, (28)

где nк - число колес грузонесущего вагона;

2S = 1580 мм - расстояние между кругами катания колесной пары.

Дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки определяется по формуле:

Рисунок 94, (29)

где Wп - ветровая нагрузка, действующая на части груза, выступающие за пределы кузова вагона, тс;

h - высота геометрического центра наветренной поверхности груза от УГР, мм;

p - коэффициент, учитывающий ветровую нагрузку на кузов и тележки грузонесущих вагонов и поперечное смещение ЦТ груза за счет деформации рессор. Значения p приведены в таблице 30.

Особенности определения устойчивости сцепов вагонов с размещенными на них длинномерными грузами, если груз опирается на два вагона, рассматриваются в пункте 12 настоящей главы.

11.4.3. Кроме поступательных перемещений грузы в процессе перевозки могут подвергаться опрокидыванию. Коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания определяется по формулам:

- при опрокидывании вдоль вагона (рисунок 41):

Рисунок 95; (30)

Рисунок 96

Рисунок 41 - Варианты расположения упоров от опрокидывания

груза в продольном направлении

- при опрокидывании поперек вагона (рисунок 42):

Рисунок 97, (31)

где lпро, bпо - кратчайшие расстояния от проекции ЦТ груза на горизонтальную плоскость до ребра опрокидывания соответственно вдоль и поперек вагона, мм;

hцт - высота ЦТ груза над полом вагона или плоскостью подкладок, мм;

hупр, hуп - высота соответственно продольного и поперечного упора от пола вагона или плоскости подкладок, мм;

hнпп - высота центра наветренной поверхности груза от пола вагона или плоскости подкладок, мм.

Рисунок 98

Рисунок 42 - Варианты расположения упоров от опрокидывания

груза в поперечном направлении

Если значения Рисунок 99 и Рисунок 100 составляют не менее 1,25, груз является устойчивым, дополнительное закрепление его от опрокидывания не требуется.

Если значение Рисунок 101 или Рисунок 102 составляет менее 1,25, устойчивость груза должна быть обеспечена соответствующим креплением:

- грузы, значение Рисунок 103 или Рисунок 104 которых менее 0,8, а также грузы, для которых одновременно Рисунок 105 и Рисунок 106 менее 1,0, следует перевозить с использованием специальных устройств (металлических кассет, каркасов и пирамид), конструкция и параметры которых должны быть обоснованы отправителем расчетами;

- если значение Рисунок 107 или Рисунок 108 находится в пределах от 0,8 до 1,0, то закрепление груза от поступательных перемещений и от опрокидывания рекомендуется выполнять раздельно, независимыми средствами крепления. При закреплении груза от опрокидывания в поперечном направлении растяжками следует стремиться к их установке таким образом, чтобы проекция растяжки на пол вагона была перпендикулярна к продольной плоскости симметрии вагона, а место закрепления растяжки на грузе находилось на максимальной высоте от уровня пола;

- если значение Рисунок 109 или Рисунок 110 находится в пределах от 1,01 до 1,25, допускается закреплять груз от опрокидывания и от поступательных перемещений едиными средствами крепления, воспринимающими как продольные, так и поперечные инерционные силы.

При закреплении груза растяжками усилие в растяжках от опрокидывания определяется по формулам:

- в продольном направлении (рисунок 43а):

Рисунок 111; (32)

Рисунок 112

Рисунок 43 - Крепление груза от опрокидывания растяжками:

а) - в продольном направлении;

б) - в поперечном направлении

- в поперечном направлении (рисунок 43б):

Рисунок 113 (32а)

В формулах 32 и 32а:

Рисунок 114 - угол наклона растяжки к полу вагона;

Рисунок 115, Рисунок 116 - углы между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и соответственно продольной, поперечной плоскостями симметрии вагона;

nрпр, nрп - число растяжек, работающих в одном направлении;

lпрр, bпр - расстояния от точки закрепления растяжки на грузе до вертикальных плоскостей, проходящих через ребро опрокидывания соответственно в продольном, поперечном направлениях, мм;

hр - высота точки закрепления растяжки на грузе относительно уровня пола вагона (подкладок), мм.

При закреплении груза от опрокидывания обвязками (рисунок 44) должны быть выполнены следующие требования:

- обвязки должны быть установлены в плоскостях, перпендикулярных продольной плоскости симметрии вагона;

- при закреплении от опрокидывания в продольном направлении количество обвязок должно быть не менее двух;

- на грузе обвязки должны располагаться симметрично относительно его центра тяжести;

- при установке обвязок в плоскости, не параллельной поперечной плоскости симметрии вагона (наклонные обвязки), должно быть обеспечено их крепление на грузе от сдвига.

Рисунок 117

Рисунок 44 - Крепление груза от опрокидывания обвязками

При закреплении груза от опрокидывания обвязками усилие в них определяется по формулам:

- в продольном направлении

Рисунок 118; (33)

- в поперечном направлении

Рисунок 119, (33а)

где nобпр, nобп - число обвязок, работающих в одном направлении;

lпроб - расстояние от линии огибания обвязкой груза до вертикальной плоскости, проходящей через ребро опрокидывания в продольном направлении, мм;

bпоб - расстояние от проекции центра тяжести груза на пол вагона до вертикальной плоскости, проходящей через ребро опрокидывания в поперечном направлении, мм; остальные обозначения те же, что в формулах 32 и 32а.