ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Урегулирован порядок оплаты неиспользованных дней отдыха при увольнении работника (01.03.2025)

Изменения направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 N 56-П.

Дополнительный день отдыха, предоставленный работнику за работу в выходной или нерабочий праздничный день, по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.

В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя.

(Федеральный закон от 30.09.2024 N 339-ФЗ)

Урегулирован порядок трудоустройства граждан за пределами территории РФ (01.03.2025)

Закреплено, что граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ.

Деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, осуществляется российскими юридическими лицами.

Такие российские юридические лица уведомляют о начале деятельности по трудоустройству за границей моряков Роструд.

Российские юридические лица, осуществляющие деятельность по трудоустройству за границей моряков, должны соблюдать следующие требования:

- отказаться от принятия мер, направленных на воспрепятствование получению моряком рабочего места, на которое он имеет право в соответствии со своей квалификацией;

- не возлагать на моряка прямо или косвенно оплату комиссионных или иных издержек, связанных с трудоустройством либо предоставлением рабочего места, кроме расходов, которые моряк несет в связи с прохождением медицинского осмотра, получением удостоверения личности моряка и мореходной книжки;

- вести и поддерживать в актуальном состоянии список трудоустроенных моряков, обеспечить доступ к указанному списку Роструда или его уполномоченного территориального органа;

- информировать моряка о его правах и обязанностях, указанных в трудовом договоре, ознакомить моряка с содержанием трудового договора перед приемом на работу и подписанием трудового договора, а также удостовериться в том, что моряку передан экземпляр трудового договора, подписанного моряком и уполномоченным представителем работодателя;

- организовывать трудоустройство моряка с учетом квалификации, необходимой для занятия соответствующей должности на судне и подтвержденной квалификационными документами, выданными в соответствии с законодательством;

- обеспечивать соответствие трудового договора законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора между судовладельцем и представителями моряков (при его наличии);

- удостоверяться в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту;

- рассматривать жалобы в отношении своей деятельности и принимать меры по указанным жалобам, а также информировать Роструд или его уполномоченный территориальный орган обо всех неурегулированных спорах по жалобам;

- обеспечить компенсацию морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству за границей моряков, своих обязательств перед моряками либо в результате неисполнения судовладельцем своих обязательств перед моряками в соответствии с трудовым договором, посредством заключения юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству за границей моряков, договора страхования либо обеспечения исполнения обязательств иным способом, а также до заключения трудового договора обеспечить информирование моряков о праве на соответствующую компенсацию.

Соблюдение российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству за границей моряков, указанных требований оценивается в рамках проводимого Рострудом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Исключается лицензирование деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан за пределами территории РФ.

Российские юридические лица, у которых на 1 марта 2025 года имелись действующие лицензии на оказание услуг по трудоустройству граждан за пределами территории РФ, дающие право на оказание услуг по трудоустройству за границей граждан для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, считаются направившими уведомление о начале предпринимательской деятельности. Сведения о таких российских юридических лицах включаются Рострудом в единый реестр уведомлений до 6 марта 2025 года.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 324-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 21.11.2024 N 1590 и от 13.02.2025 N 151; Приказ Роструда от 09.12.2024 N 329, Приказы МВД России от 25.12.2024 N 944, от 21.01.2025 N 9 и N 11)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по содействию работодателям в подборе необходимых работников (01.03.2025)

Новый стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, к составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, к предоставлению сервисов, а также показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

В частности, предусмотрено, что центр занятости населения принимает в обязательном порядке решение о необходимости уточнения критериев подбора необходимых работников в случае отсутствия кандидатур работников в результате выполнения центром занятости населения процедур (действий) по подбору более 5 раз подряд - в день 5-го подбора кандидатур работников.

Установлена необходимость направления работодателем в центр занятости населения с использованием единой цифровой платформы "Работа в России" сведений о результатах рассмотрения кандидатур работников и о результатах переговоров о трудоустройстве (собеседования).

Результатом предоставления меры поддержки является перечень кандидатур работников, направленный работодателю с использованием единой цифровой платформы.

Приводится рекомендуемый образец заявления работодателя о содействии в подборе необходимых работников, а также рекомендуемые образцы отчета центра занятости населения.

(Приказ Минтруда России от 09.12.2024 N 678н)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по содействию гражданам в поиске подходящей работы (01.03.2025)

Новый стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, к предоставлению сервисов, требования к обеспечению процессов предоставления меры поддержки, а также показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

При осуществлении меры поддержки предоставляются следующие сервисы: "Подбор работы", "Мое резюме", "Мое собеседование".

Гражданину, прошедшему профилирование и согласовавшему индивидуальный план содействия занятости или изменения индивидуального плана, мера поддержки предоставляется в соответствии с индивидуальным планом.

Центр занятости населения указывает в индивидуальном плане сроки, в которые гражданин, прошедший профилирование, должен обратиться за сервисами "Мое резюме", "Мое собеседование" путем личной явки в центр занятости населения.

Гражданину, не прошедшему профилирование, центр занятости населения предоставляет сервисы "Мое резюме", "Мое собеседование" на основании обращения гражданина в центр занятости населения путем личной явки.

Приводится рекомендуемый образец направления на работу.

(Приказ Минтруда России от 05.12.2024 N 667н)

Расширяется перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (01.03.2025)

К таким индикаторам отнесено получение российским юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, убытка по итогам прошлого календарного года по данным отчета о финансовых результатах, размещенного контролируемым лицом на ГИР БО.

(Приказ Минтруда России от 02.11.2024 N 601н)

Обновлены порядок и сроки проведения аттестации работников ж/д транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на ж/д путях общего пользования (01.03.2025)

В частности, дифференцированы сроки проведения аттестации.

Также установлено, что с письменного согласия аттестуемого работника допускается проведение аттестации при приеме на работу ранее назначенной уведомлением об аттестации даты, но не ранее чем через 3 календарных дня со дня вручения такого уведомления аттестуемому работнику.

(Приказ Минтранса России от 31.07.2024 N 260)

Вводится административная ответственность за нарушение требований законодательства в рамках деятельности по трудоустройству граждан за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (01.03.2025)

Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц - от 35 тыс. до 40 тыс. рублей; на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тысяч рублей.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривает Роструд или судьи (в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье).

Одновременно признана утратившей силу статья 18.13 "Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей" КоАП РФ.

(Федеральный закон от 09.11.2024 N 378-ФЗ)

Определены особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда (01.03.2025)

Наставничество в сфере труда - выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве или рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником, которому работодатель поручает работу по наставничеству, указываются содержание, сроки и форма выполнения такой работы.

Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе законами и актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться размеры и условия выплат за наставничество работникам соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений.

Размеры и условия выплат за наставничество работникам иных организаций могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Размеры и условия выплат за наставничество работнику устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учетом содержания или объема работы по наставничеству. Указанные размеры и условия выплат за наставничество должны быть не хуже, чем размеры и условия выплат за наставничество, установленные нормативными правовыми актами, соглашениями в соответствующей сфере.

Работник имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества, а работодатель - досрочно отменить поручение о наставничестве, предупредив об этом работника не менее чем за 3 рабочих дня.

(Федеральный закон от 09.11.2024 N 381-ФЗ)

Определены основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате (01.03.2025)

Такое противодействие осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по следующим направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по заработной плате, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;

- привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном законодательством;

- содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;

- проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления участвуют в противодействии формированию просроченной задолженности по заработной плате в пределах своей компетенции.

В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате в субъектах РФ высшими исполнительными органами субъектов РФ формируются межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате.

Указанные межведомственные комиссии не наделяются полномочиями по государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Также установлено, что стороны контролируют выполнение коллективного договора, соглашения в порядке, установленном сторонами. Такой порядок может быть также установлен коллективным договором, соглашением.

Соблюдение работодателем обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных в соответствии с частями первой, третьей и четвертой ТК РФ, контролируется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 268-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 29.01.2025 N 62 и от 25.02.2025 N 219)

Определены особенности обеспечения трудовых прав работников, направленных на службу в войска нацгвардии по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту в период мобилизации, период военного положения или в военное время (01.03.2025)

Указанным лицам, а также членам их семей установлены трудовые гарантии, аналогичные гарантиям, установленным для работников, проходящих военную службу по мобилизации в Вооруженных Силах РФ.

Речь идет:

- о сохранении за работником рабочего места после окончания военной службы;

- о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников родителя, имеющего ребенка в возрасте до 18 лет, если другой родитель относится к указанной категории лиц;

- о гарантиях при направлении родителя, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, если другой родитель относится к указанной категории лиц, в служебные командировки, привлечении его к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Предусмотрена возможность приостановления действия трудового договора на весь период прохождения работником военной службы по контракту.

Установлено, что трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе в случае направления работника на службу в войска нацгвардии по мобилизации.

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 498-ФЗ)

Вводится Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (01.03.2025)

Стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

Мера поддержки предоставляется гражданам, испытывающим трудности в поиске работы и признанным безработными.

Полномочие включает:

- процедуры (действия) по организации временного трудоустройства граждан;

- сервис, направленный на временное трудоустройство гражданина, "Временное трудоустройство граждан без постоянной работы".

Мера поддержки предоставляется гражданину в случае, если она включена в индивидуальный план содействия занятости.

Гражданин обращается за временным трудоустройством путем согласования индивидуального плана или изменений индивидуального плана. Основанием для начала временного трудоустройства гражданина является признание гражданина безработным или согласование гражданином изменений индивидуального плана.

(Приказ Минтруда России от 10.12.2024 N 683н)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора профессии, трудоустройства, прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (01.03.2025)

Новый стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, а также показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

В частности, установлено, что мера поддержки включает следующие сервисы: "Самостоятельное тестирование", "Траектория профессиональной ориентации", "Тестирование", "Тренинги", "Профтур", "Профессиональная консультация".

Мера поддержки предоставляется:

- зарегистрированному гражданину в случае, если мера поддержки включена в индивидуальный план содействия занятости;

- гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, на основании заявления такого гражданина о предоставлении меры государственной поддержки;

- гражданину, подавшему заявление на обучение, на основании согласия такого гражданина на получение меры поддержки, предоставленного им при подаче заявления на обучение;

- обучающемуся общеобразовательной организации на основании заявки образовательной организации о предоставлении сервиса "Групповые мероприятия с учащимися".

Зарегистрированный гражданин обращается за получением меры поддержки путем согласования индивидуального плана содействия занятости или изменений индивидуального плана.

Результатом предоставления указанных сервисов является заключение, сформированное центром занятости населения с использованием единой цифровой платформы "Работа в России".

Приводятся рекомендуемые образцы заключений.

(Приказ Минтруда России от 12.12.2024 N 694н)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (01.03.2025)

Новый стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, сервисов, а также показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

В частности, установлено, что мера поддержки включает предоставление:

- сервиса "Сопровождение инвалида при трудоустройстве", направленного на сопровождение инвалида при трудоустройстве, в том числе при проведении переговоров с работодателем;

- сервиса "План сопровождения инвалида на рабочем месте", направленного на содействие работодателю в формировании плана мероприятий, в том числе по созданию условий для ускорения профессиональной адаптации инвалида на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя, рекомендуемых при сопровождении инвалида на рабочем месте.

Мера поддержки предоставляется инвалиду в случае, если она включена в индивидуальный план содействия занятости.

Инвалид обращается за мерой поддержки путем согласования индивидуального плана или изменений индивидуального плана. Основанием для начала предоставления меры поддержки является согласование инвалидом индивидуального плана или изменений индивидуального плана.

Приводятся рекомендуемые образцы необходимых документов.

(Приказ Минтруда России от 12.12.2024 N 692н)

Вводится новый Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по содействию гражданам, ищущим работу, безработным гражданам в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (01.03.2025)

Новый стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, а также показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для оценки (расчета) указанных показателей, методику расчета.

Мера поддержки включает предоставление сервисов "Консультация по переезду и переселению" и "Работа с переездом или переселением".

Мера поддержки предоставляется в случае, если она включена в индивидуальный план содействия занятости.

Гражданин обращается за мерой поддержки путем согласования индивидуального плана или изменений индивидуального плана. Основанием для начала предоставления меры поддержки является согласование гражданином индивидуального плана или изменений индивидуального плана.

Результатом предоставления меры поддержки является:

- информация, полученная гражданином, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в организациях, расположенных в другой местности, о возможности обеспечения жильем по месту работы в другой местности; согласованный гражданином перечень субъектов РФ для переезда или переселения;

- направление, выданное гражданину, на работу для трудоустройства в другой местности;

- выплата финансовой поддержки при переезде или переселении либо мотивированный отказ в ее оказании.

Приводится рекомендуемый образец направления для трудоустройства в другой местности.

(Приказ Минтруда России от 18.12.2024 N 708н)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (01.03.2025)

Новый стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, показатели исполнения стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

Полномочие включает:

- процедуры (действия) по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;

- предоставление сервиса "Временное трудоустройство учащихся".

Результатом организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан является формирование на единой цифровой платформе "Работа в России" базы вакансий для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в соответствии с договорами, заключенными с работодателями.

Результатом сервиса "Временное трудоустройство учащихся" является:

- перечень предложений (вариантов) временного трудоустройства вместе с уведомлениями о проведении переговоров о временном трудоустройстве, направленными несовершеннолетнему гражданину;

- результаты проведения переговоров о временном трудоустройстве, информация о которых представлена на единую цифровую платформу;

- финансовая поддержка несовершеннолетнему гражданину в период временного трудоустройства.

Приводятся рекомендуемые образцы заявления о предоставлении меры поддержки, анкеты несовершеннолетнего гражданина, обращающегося за предоставлением меры поддержки, заявки на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

(Приказ Минтруда России от 22.11.2024 N 629н)

Истекает срок, в течение которого срочные трудовые договоры, заключенные с работниками, замещающими должности руководителей структурных подразделений организаций, должны быть приведены в соответствие с новыми правилами (01.03.2025)

(Федеральный закон от 13.12.2024 N 470-ФЗ)