I. Общие положения

1. Настоящий Порядок применяется при установлении и взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах (далее - тарифы за наземное обслуживание) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации <1>, а также с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц <2> (далее - потребители).

--------------------------------

<1> Подпункт 1 пункта 2.2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

<2> Подпункт 2 пункта 2.2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящим Порядком устанавливается следующий перечень аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание:

1) аэронавигационные сборы:

сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета;

сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома;

2) аэропортовые сборы:

сбор за взлет-посадку;

сбор за обеспечение транспортной безопасности;

сбор за стоянку;

сбор за предоставление аэровокзала (терминала);

3) тарифы за наземное обслуживание:

тариф за обслуживание пассажиров;

тариф за обработку грузов и почты;

тариф за посадку или высадку пассажиров;

тариф за посадку или высадку пассажиров с использованием телескопического трапа;

тариф за доставку пассажиров;

тариф за доставку, выгрузку и загрузку бортового питания по прилету и вылету;

тариф за выгрузку бортового питания по прилету;

тариф за доставку и загрузку бортового питания по вылету;

тариф за специальное обслуживание убывающих пассажиров;

тариф за специальное обслуживание прибывающих и транзитных пассажиров;

тариф за предоставление рабочего плана полета <3>;

--------------------------------

<3> Пункт 5.26 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Минюстом России 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717) (далее соответственно - ФАП N 128, приказ N 128). В соответствии с пунктом 5 приказа N 128 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

тариф за составление плана полета <4>;

--------------------------------

<4> Статья 70 Воздушного кодекса Российской Федерации.

тариф за предоставление сборников аэронавигационной информации <5>;

--------------------------------

<5> Пункт 33 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 305 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2015 г., регистрационный N 37119).

тариф за расчет потребного количества авиационного топлива с учетом прогнозируемого ветра;

тариф за медицинский осмотр членов экипажа;

тариф за доставку экипажа;

тариф за хранение авиационного топлива;

тариф за обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом;

тариф за обеспечение воздушного судна авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями;

тариф за временную стоянку на аэродроме;

тариф за стоянку в ангаре;

тариф за обеспечение приема и выпуска;

тариф за буксировку;

тарифы за внутреннюю уборку;

тариф за обслуживание санитарных узлов (туалетов);

тарифы за экипировку;

тариф за заправку питьевой водой;

тариф за слив питьевой воды из системы воздушного судна;

тариф за подачу электрической энергии к воздушному судну;

тариф за кондиционирование;

тариф за противообледенительную обработку <6>;

--------------------------------

<6> Абзацы шестой - восьмой пункта 3 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 17 февраля 2023 г. N 48 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2023 г., регистрационный N 72480) (далее - приказ N 48). В соответствии с пунктом 2 приказа N 48 данный акт действует до 1 сентября 2030 г.

тариф за обеспечение воздушного запуска авиационных двигателей;

тариф за обеспечение слива авиационного топлива;

тарифы за предоставление технических и транспортных средств;

тарифы за предоставление персонала;

тариф за предоставление автомобиля сопровождения воздушного судна.

3. Аэронавигационные сборы устанавливаются за обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации <7> и воздушном пространстве в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществления деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, используемом в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. <8> (далее - воздушное пространство).

--------------------------------

<7> Пункт 2 статьи 1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

<8> Пункт 3 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее соответственно - Правила N 138, постановление N 138). В соответствии с пунктом 3 постановления N 138 данный акт действует до 1 ноября 2026 г. Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.

4. Плата за обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве рассчитывается на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, установленных пунктом 2 настоящего Порядка.

5. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства (далее - организации гражданской авиации), с потребителей, за исключением потребителей, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы <9>.

--------------------------------

<9> Пункт "ж.1" статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", пункт 1 части 2 статьи 260 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", статья 10.2 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", подпункт 8.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", статья 24.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

6. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимается с потребителей за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации <10>, законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности <11>.

--------------------------------

<10> Статья 2 Воздушного кодекса Российской Федерации.

<11> Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

7. Аэронавигационные сборы устанавливаются за обслуживание полетов воздушных судов при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в части воздушного пространства <12>, определенной для маршрутов обслуживания воздушного движения (воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий) (далее - маршруты обслуживания воздушного движения), маршрутов полетов воздушных судов (вне маршрутов обслуживания воздушного движения, в воздушном пространстве свободной маршрутизации) (далее - маршруты полета), районов аэродромов.

--------------------------------

<12> Пункт 8 Правил N 138.

8. Сборы за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета устанавливаются едиными для обеспеченных диспетчерским обслуживанием полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения, маршрутах полета.

9. Сборы за аэронавигационное обслуживание в районах аэродромов устанавливаются для каждого аэропорта (аэродрома) Российской Федерации отдельно.

10. Аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации гражданской авиации и для каждого аэропорта за оказание всех услуг (выполнение всех работ), включенных в состав аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание в соответствии с настоящим Порядком (далее - базовый сбор (тариф).

11. В случае если услуги (работы), включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, оказываются двумя и более организациями гражданской авиации, то каждая организация гражданской авиации устанавливает аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание, включающие только предоставляемые потребителю услуги (работы) в своей части. В данном случае базовый сбор (тариф) устанавливать не требуется.

12. В случае если потребитель самостоятельно осуществляет отдельные услуги (работы), включенные в состав аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, организация гражданской авиации дополнительно к сбору (тарифу), установленному в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, устанавливает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю услуги (работы).

13. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание допускается устанавливать за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве дифференцированно для воздушных судов, осуществляющих внутренние и международные полеты.

14. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, должна взиматься только за оказанные потребителям услуги (работы).

15. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимается на основе:

1) сбора за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта или начала полета воздушного судна в районе обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

2) сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и аэропортовых сборов в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта;

3) тарифов за наземное обслуживание в размере, действующем на дату оказания (выполнения) (окончания оказания (выполнения) соответствующих услуг (работ).

16. В аэропортах с годовым объемом обслуживания менее 100 тысяч пассажиров (прибывающих, убывающих и транзитных пассажиров) сбор за обеспечение транспортной безопасности и сбор за предоставление аэровокзала (терминала) допускается не устанавливать отдельно. В данном случае услуги (работы), предусмотренные пунктами 36 и 45 настоящего Порядка, дополнительно должны включаться в сбор за взлет-посадку, предусмотренный пунктом 32 настоящего Порядка.

17. Плата, рассчитанная на основе сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, сбора за взлет-посадку, должна умножаться на коэффициент в размере 0,25 дополнительно к коэффициентам, предусмотренным пунктами 31 и 34 настоящего Порядка, в следующих случаях:

1) при выполнении учебных и тренировочных полетов <13> в аэропорту, в районе аэродрома которого осуществляются учебные и тренировочные полеты, проводимые с целью подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна;

--------------------------------

<13> Пункт 3.125 ФАП N 128.

2) при проведении летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов авиационной электросвязи и светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации <14> в аэропорту, в интересах которого осуществляется проведение указанных летных проверок, если вылет воздушного судна выполняется из указанного аэропорта;

--------------------------------

<14> Пункт 6 приложения N 1 к Федеральным авиационным правилам "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 494 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61979), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 420 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2022 г. N 421, регистрационный N 71190) (далее - приказ N 494). В соответствии с пунктом 3 приказа N 494 данный акт действует до 1 января 2027 г.

3) при выполнении контрольных полетов (облетов) <15>.

--------------------------------

<15> Пункт 3.126 ФАП N 128.

Плата, рассчитанная на основе сбора за взлет-посадку, должна взиматься за каждую взлетно-посадочную операцию независимо от количества заходов на посадку, а плата, рассчитанная на основе сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, должна взиматься за каждый заход на посадку.

При неоднократном повторении взлетно-посадочных операций плата, рассчитанная на основе сбора за обеспечение транспортной безопасности, должна взиматься один раз в сутки с 00:00 часов.

18. В случае посадки воздушных судов по метеоусловиям на запасной аэродром при взимании платы, рассчитанной на основе сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома умножается на коэффициент в размере 0,25.

19. Допускается взимание организациями гражданской авиации платы, рассчитанной на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание и умноженной на понижающий плату коэффициент в размере, установленном организацией гражданской авиации, на единообразных условиях для всех потребителей.

20. За обслуживание в аэропортах, осуществляемое вне периода работы аэропорта, установленного аэронавигационным паспортом аэродрома или инструкцией по производству полетов в районе аэродрома <16>, допускается взимание платы, рассчитанной на основе аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, умноженной на коэффициент в размере до 1,4.

--------------------------------

<16> Пункт 26 Правил N 138.

21. При расчете платы на основе сборов, предусмотренных пунктами 23, 27, 32, 36 настоящего Порядка, применяется максимальная взлетная масса обслуживаемого воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна <17> или эквивалентном руководству по летной эксплуатации воздушного судна документе, выданном уполномоченным органом иностранного государства и соответствующем международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.

--------------------------------

<17> Подпункт 1 пункта 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При отсутствии сведений о максимальной взлетной массе обслуживаемого воздушного судна плата, рассчитанная на основе сборов, предусмотренных пунктами 23, 27, 32, 36 настоящего Порядка, определяется в соответствии с максимальной взлетной массой типа воздушного судна.

Максимальная взлетная масса воздушного судна (типа воздушного судна) применяется в тоннах с округлением до третьего десятичного знака после запятой по правилам математического округления.

22. При использовании аэродромов, эксплуатируемых с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома <18>, при взимании платы, рассчитанной на основе сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, сбора за обеспечение взлет-посадки, сбора за обеспечение транспортной безопасности, должна применяться взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации <19> (в инструкции по производству полетов в районе аэродрома).

--------------------------------

<18> Пункт 2.35 Требований, предъявляемых к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262 (зарегистрирован Минюстом России 9 октября 2015 г., регистрационный N 39264), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. N 495 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2017 г., регистрационный N 49344).

<19> Пункт 26 Правил N 138.