Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Подбор контрагентов

Учитывая, что таможенные органы являются органами государственной власти, они ограничены в выборе контрагентов при заключении ими государственных контрактов.

Выбор контрагента осуществляется таможенными органами на конкурсной основе, если иное не установлено федеральным законом.

Для проведения конкурса в таможенном органе создается конкурсная комиссия, которая и определяет победителя конкурса. Конкурсная комиссия объявляет победителем конкурса участника, заявка которого отвечает требованиям конкурсной документации и является наиболее выгодной для заказчика с учетом качества и цены продукции.

Должностные лица таможенных органов должны при проведении экспертизы представленных для заключения договоров запрашивать и проверять Протокол заседания конкурсной комиссии и, помимо прочего, сравнивать указанные в нем данные поставщика (исполнителя) и требования, указанные в конкурсной документации.

К сожалению, в таможенных органах складывается практика заключения договоров, когда победитель выбирается исходя из минимального ценового предложения, без учета иных факторов. Зачастую это имеет неблагоприятные последствия, поскольку через определенное время после заключения договора контрагент обращается в таможенный орган с требованием о пересмотре цены.

Заказчик (таможенный орган) вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом только в строго определенных случаях, предусмотренных пунктом 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сохранению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд":

а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;

б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;

в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;

г) при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, в случае если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.

Необходимость размещения заказа у единственного источника должна быть обоснована, так как в противном случае Минэкономразвития России может отказать в согласовании единственного источника и указать таможенным органам на необходимость проведения открытого конкурса.