МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Важнейшая роль жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) для развития экономики неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, в том числе в ходе состоявшегося 21.06.2022 заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященного Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года (далее - Стратегия).

Вопросы надлежащего функционирования и развития коммунальной отрасли, соблюдения жилищных прав граждан затрагивают интересы практически каждого жителя страны. Согласно Стратегии улучшению уровня жизни будут способствовать повышение качества жилищно-коммунальных услуг и своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.

Несмотря на реализуемые государством масштабные мероприятия в жилищно-коммунальной отрасли, до настоящего времени сохраняется значительное количество нерешенных проблем.

Во многих регионах страны организация и выполнение работ по содержанию жилищного фонда не отвечают принципам создания безопасных и благоприятных условий проживания населения. Систематически не выполняются региональные программы в сфере ЖКХ, в том числе предусматривающие проведение капитального ремонта многоквартирных домов, затягиваются сроки газификации промышленной и жилищной инфраструктуры.

Жилой фонд в сельской местности существенно уступает по уровню комфорта городскому (удельный вес общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских поселениях составляет 39%, в городах - 81,3%).

Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства.

Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих организаций (общая протяженность тепловых сетей составляет 167 тыс. км). В системах водоснабжения и водоотведения функционирует около 100 тыс. насосных станций водопровода, 21 тыс. канализационных насосных станций, 60 тыс. очистных сооружений водопровода и 12 тыс. очистных сооружений канализации (протяженность сетей водоснабжения составляет 574 тыс. км, водоотведения - около 200 тыс. км). При этом более 40% линейных объектов ЖКХ нуждается в модернизации, около 3% сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ежегодно признается аварийными, обновляется не более 1 - 2%.

Нарушения требований законов, связанные с установлением тарифов на коммунальные услуги, обоснованно вызывают недовольство населения и социальную напряженность.

Общественное внимание к перечисленным вопросам возрастает, увеличивается число жалоб граждан.

Кроме того, в 2022 году Российская Федерация столкнулась с вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.

В связи с этим укрепление состояния законности в области ЖКХ определено Генеральным прокурором Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.