Важнейшая роль жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) для развития экономики неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, в том числе в ходе состоявшегося 21.06.2022 заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященного Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года (далее - Стратегия).
Вопросы надлежащего функционирования и развития коммунальной отрасли, соблюдения жилищных прав граждан затрагивают интересы практически каждого жителя страны. Согласно Стратегии улучшению уровня жизни будут способствовать повышение качества жилищно-коммунальных услуг и своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Несмотря на реализуемые государством масштабные мероприятия в жилищно-коммунальной отрасли, до настоящего времени сохраняется значительное количество нерешенных проблем.
Во многих регионах страны организация и выполнение работ по содержанию жилищного фонда не отвечают принципам создания безопасных и благоприятных условий проживания населения. Систематически не выполняются региональные программы в сфере ЖКХ, в том числе предусматривающие проведение капитального ремонта многоквартирных домов, затягиваются сроки газификации промышленной и жилищной инфраструктуры.
Жилой фонд в сельской местности существенно уступает по уровню комфорта городскому (удельный вес общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских поселениях составляет 39%, в городах - 81,3%).
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства.
Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих организаций (общая протяженность тепловых сетей составляет 167 тыс. км). В системах водоснабжения и водоотведения функционирует около 100 тыс. насосных станций водопровода, 21 тыс. канализационных насосных станций, 60 тыс. очистных сооружений водопровода и 12 тыс. очистных сооружений канализации (протяженность сетей водоснабжения составляет 574 тыс. км, водоотведения - около 200 тыс. км). При этом более 40% линейных объектов ЖКХ нуждается в модернизации, около 3% сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ежегодно признается аварийными, обновляется не более 1 - 2%.
Нарушения требований законов, связанные с установлением тарифов на коммунальные услуги, обоснованно вызывают недовольство населения и социальную напряженность.
Общественное внимание к перечисленным вопросам возрастает, увеличивается число жалоб граждан.
Кроме того, в 2022 году Российская Федерация столкнулась с вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.
В связи с этим укрепление состояния законности в области ЖКХ определено Генеральным прокурором Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875