1. Общие положения

Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования") (далее - рекомендации, Ядро) определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ педагогических направлений подготовки (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) (далее - образовательные программы) по профилям, соответствующим предметам (предметным областям) федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Рекомендации могут использоваться:

- при проектировании образовательных программ, реализуемых вузами, подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, Правительству РФ, частными вузами;

- при обновлении содержания основных профессиональных образовательных программ высшего и дополнительного образования в области педагогического образования;

- при интеграции с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования.

Рекомендации разработаны на основе принципов и концептуальных положений, обусловливающих формирование единого образовательного и воспитательного пространства подготовки педагогов:

- компетентностный подход к разработке образовательных программ, гарантирующий достижение результатов подготовки педагога, планируемых в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах;

- преемственность содержания Ядра с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и рабочими программами общего образования по предметным областям;

- сочетание теории и практики, обеспечивающий фундаментальность подготовки педагога: сопряжение качественной предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;

- формирование готовности педагога к решению многообразных задач обучения, воспитания и развития;

- анализ опыта подготовит педагога в Российской Федерации, дающий возможность сохранить традиции отечественного педагогического образования, развивать лучшие практики подготовит учителя, определять направления научного и практического поиска в этой сфере;

- ориентация на формирование проектного мышления и проектных компетенций будущего педагога, обусловливающая его готовность к выполнению профессиональных задач в меняющихся условиях, в ситуациях, требующих инновационных подходов, при работе с учащимися, имеющими разные образовательные потребности и т.д.

Ключевые положения Ядра:

1. Единая структура программ подготовки.

Каждая программа включает набор 7 модулей (4 модуля общепрофессиональной подготовит и 3 модуля профессиональной подготовки).

72% объема образовательной программы с учетом практической подготовки приходится на профессиональный блок, куда входят психолого-педагогический модуль, модуль воспитательной деятельности и предметно-методические модули в соответствии с направленностью (профилем) программы (предметной областью общего образования).

Общепрофессиональный блок составляет 28% от общего объема содержательной части программы. В него входят социально-гуманитарный модуль, коммуникативно-цифровой модуль, здоровьесберегающий модуль, модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для каждого модуля определен оптимальный объем и перечень дисциплины, практикумов и практик, которые необходимо реализовать при подготовке педагога.

2. Сохранение академических свобод образовательных организаций высшего образования.

Ядро составляет 76% объема образовательной программы.

Образовательными организациями самостоятельно разрабатывается 24% образовательной программы с учетом специфики регионального компонента и потребностей образовательной организации. Такое соотношение представляется оптимальным для реализации единого подхода и сохранения академических свобод вузов.

3. Единство содержания программ подготовки педагога, определение обязательного, базового содержания.

Ядро педагогического образования обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Содержание предметно-методических модулей сопряжено с рабочими программами общего образования по предметным областям.

Рекомендации сформированы с учетом результатов экспертного обсуждения, организованного Ассоциацией развития педагогического образования, Академией Минпросвещения России, а также в рамках деятельности рабочих групп на базе Академии Минпросвещения России.