Иные вопросы по применению валютного законодательства

Иные вопросы

по применению валютного законодательства

5. При соблюдении каких условий резидент вправе без разрешения Банка России осуществить перевод иностранной валюты из Российской Федерации в оплату морского судна в соответствии с подпунктом 1.1.1 Положения Банка России от 24.04.1996 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (далее - Положение Банка России N 39)?

Валютная операция по переводу резидентом из Российской Федерации нерезиденту иностранной валюты за приобретенное по импортному договору морское судно может быть осуществлена без разрешения Банка России в соответствии с подпунктом 1.1.1 Положения Банка России N 39 при условии, что в срок, не превышающий одного года со дня перевода суммы предварительной оплаты (аванса), резидентом в уполномоченный банк будут представлены документы, подтверждающие переход к нему права собственности на морское судно. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации право собственности на морское судно подтверждается его включением в Государственный судовой реестр.

6. Распространяются ли требования пункта 3.8 Инструкции Банка России от 12.10.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция Банка России N 93-И) о порядке покупки иностранной валюты за счет средств в валюте Российской Федерации на счетах нерезидентов типа "Н", если международными договорами, участником которых является Российская Федерация, предусмотрена обязанность Российской Федерации по обеспечению полной и своевременной конвертации валюты Российской Федерации в иностранную валюту вышеуказанным нерезидентам - участникам таких международных договоров?

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах" международные договоры, заключенные Российской Федерацией, имеют приоритетную силу по отношению к нормативным актам, принятым в Российской Федерации.

Инструкция Банка России N 93-И не изменяет порядок ведения нерезидентами, в отношении которых заключены международные договоры Российской Федерации, операций с валютой Российской Федерации, определенный вышеуказанными международными договорами.

В тех случаях, когда международным договором Российской Федерации предусмотрена обязанность Российской Федерации по обеспечению полной и своевременной конвертации валюты Российской Федерации нерезидентами - участниками этих международных договоров, на денежные средства на рублевых счетах типа "Н" указанных нерезидентов не распространяются требования пункта 3.8 Инструкции Банка России N 93-И о порядке покупки иностранной валюты.

7. Какой статус (резидент или нерезидент) имеет при проведении валютных операций в Российской Федерации лицо без гражданства, которому выдан вид на жительство в Российской Федерации?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации. Подпункт "а" пункта 5 статьи 1 указанного Закона устанавливает, что резидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Лицо без гражданства, имеющее в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство в Российской Федерации, при проведении валютных операций должно действовать как резидент при представлении в уполномоченный банк вышеуказанного вида на жительство.

8. Должен ли уполномоченный банк отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии банковских счетов, проведении операций по этим счетам, в совершении валютно-обменных операций, а также в оказании иных банковских услуг в случаях, когда из предъявленных физическим лицом - нерезидентом документов следует, что срок пребывания данного лица на территории Российской Федерации истек?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к лицам, законно находящимся в Российской Федерации, относятся иностранные граждане - лица, имеющие действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного вышеназванным Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

На основании статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Поскольку уполномоченный банк к таким органам не относится, то сотрудники банка не уполномочены проверять правомерность нахождения физического лица - нерезидента на территории Российской Федерации.

В соответствии с нормативными актами Банка России при открытии счетов, проведении операций по счетам, совершении валютно-обменных операций физическое лицо - нерезидент предъявляет в уполномоченный банк паспорт или иной действительный документ, удостоверяющий его личность и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Таким образом, при предъявлении физическим лицом - нерезидентом в уполномоченный банк паспорта или иного действительного документа, удостоверяющего его личность, уполномоченный банк не вправе отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии счетов, проведении операций по счетам, в совершении валютно-обменных операций, а также в оказании иных банковских услуг, в том числе в случаях, когда из предъявленных документов следует, что срок пребывания данного лица на территории Российской Федерации истек.

Исключение составляют случаи открытия рублевых счетов физическим лицам - нерезидентам в соответствии с Инструкцией Банка России N 93-И. Уполномоченный банк вправе отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии рублевых счетов, поскольку для открытия указанных счетов необходимо наличие действующей визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. При этом Инструкция Банка России N 93-И не содержит требований по контролю со стороны уполномоченного банка за сроком действия въездной визы в период после открытия в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции Банка России N 93-И счетов физическому лицу - нерезиденту.

9. Чем должен руководствоваться уполномоченный банк при осуществлении юридическим лицом - резидентом (инвестором) валютной операции, связанной с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в Заявке, равна или превышает 10 миллионов долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте, а переводы денежных средств в иностранной валюте осуществляются на основании платежных поручений, каждое из которых не превышает 10 миллионов долларов США?

В соответствии с Положением Банка России от 05.07.2001 N 142-П "О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств" (далее - Положение Банка России N 142-П) прямая инвестиция - осуществление инвестором перевода иностранной валюты с целью приобретения предприятия, создания на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации в случае, если доля инвестора равна или превышает 10% величины уставного капитала создаваемой коммерческой организации, приобретения не менее 10% акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) ранее созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации, а также приобретения акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации, созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, доля участия российского инвестора в которой составляет не менее 10%.

Для осуществления прямой инвестиции (в уведомительном или разрешительном порядке) инвестор представляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по прямой инвестиции, документы, необходимые для перевода иностранной валюты, в том числе Заявку, оформленную в соответствии с Приложением 2 к Положению Банка России N 142-П, и нотариально заверенную копию договора между инвестором и нерезидентом-контрагентом о приобретении за иностранную валюту акций, доли участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) упомянутого нерезидента.

В соответствии с Приложением 2 к Положению Банка России N 142-П (раздел III "Сведения о прямой инвестиции") указанная Заявка должна содержать сумму прямой инвестиции по договору, заключенному между инвестором и нерезидентом-контрагентом.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения Банка России N 142-П прямые инвестиции на сумму до 10 миллионов долларов США осуществляются в уведомительном порядке, а прямые инвестиции на сумму, равную или превышающую 10 миллионов долларов США, осуществляются на основании разрешений, выдаваемых территориальными учреждениями Банка России по месту государственной регистрации инвестора.

Таким образом, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в Заявке, равна или превышает 10 миллионов долларов США, то для осуществления прямой инвестиции инвестору необходимо получить разрешение территориального учреждения Банка России независимо от количества переводов, каждый из которых не превышает 10 миллионов долларов США.

Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.