Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют особенности маркировки товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядок реализации указанных товаров, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации и не маркированных средствами идентификации.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:

"агрегирование" - процесс объединения товаров в транспортную упаковку с нанесением на создаваемую транспортную упаковку кода идентификации транспортной упаковки;

"агрегированный таможенный код" - уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров, представляющая собой объединение кодов идентификации каждого товара, в том числе кодов идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования, формируемая оператором для целей идентификации товаров в соответствии с настоящими Правилами, используемая участником оборота товаров при таможенном декларировании товаров;

"белье" - продукция, относящаяся к товарной группе "Отдельные позиции товаров легкой промышленности", соответствующая коду 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - товарная номенклатура) и кодам 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное и определяющая товары легкой промышленности, в отношении которых принято решение о маркировке средствами идентификации, а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2023 N 1899)

(см. текст в предыдущей редакции)

"ввод товаров в оборот":

при производстве товаров на территории Российской Федерации (в том числе в случаях контрактного производства), включая случаи изготовления товаров из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, - направление в информационную систему мониторинга участником оборота товаров уведомления о первичной возмездной или безвозмездной передаче товара от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях его отчуждения такому лицу или последующей реализации (продажи, в том числе розничной), которая делает товары доступными для распространения и (или) использования или направление в информационную систему мониторинга уведомления о вводе товаров в оборот производителем или сторонним производителем;

при производстве товаров вне территории Российской Федерации (за исключением товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта и направление участником оборота товаров в информационную систему мониторинга уведомления о вводе товаров в оборот в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил;

при производстве товаров вне территории Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - ввоз в Российскую Федерацию юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), товаров и направление в информационную систему мониторинга участником оборота товаров уведомления о вводе товаров в оборот;

возмездная или безвозмездная передача юридическими лицами, аккредитованными филиалами иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальными предпринимателями новому собственнику товаров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей), принявшими решение о реализации (продаже) товаров, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота товаров уведомления о вводе товаров в оборот;

возмездная или безвозмездная передача товаров новому собственнику, приобретенных юридическими лицами, аккредитованными филиалами иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке при реализации имущества, по результатам проведения торгов в рамках исполнительного производства и процедур банкротства, торгов имущества, конфискованного в порядке административного и уголовного производства, а также по результатам реализации имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота товаров уведомления о вводе товаров в оборот;

предложение к реализации (продаже) комиссионером товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением товаров, ранее приобретенных и возвращенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями), в рамках договора комиссии, в том числе предложение товаров для дальнейшей реализации (продажи) до их выставления в месте продажи или при выставлении в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи и направление в информационную систему мониторинга участником оборота товаров уведомления о вводе товаров в оборот;

реализация (продажа) товаров юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальным предпринимателем по сделке, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, товаров, ранее приобретенных по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота товаров уведомления о вводе товаров в оборот;

"вывод товаров из оборота":

реализация (продажа) или иная передача маркированных товаров физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на товары, в том числе розничная реализация (продажа), безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация;

возврат физическим лицам нереализованных товаров, полученных ранее юридическими лицами, аккредитованными филиалами иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальными предпринимателями, в рамках договоров комиссии;

реализация (продажа) товаров юридическим лицам, аккредитованным филиалам иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальным предпринимателям для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей);

изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата товаров;

реализация (продажа) маркированных товаров за пределы Российской Федерации;

реализация (продажа) товаров по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;

реализация (продажа) товаров путем их продажи по образцам или дистанционным способом при отгрузке товаров со склада хранения;

использование товаров для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей);

"импортер" - юридическое лицо, аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товаров в Российскую Федерацию, за исключением случаев транзитного перемещения товаров через территорию Российской Федерации;

"индивидуальный серийный номер" - последовательность символов, уникально идентифицирующая единицу товара на основании кода товара;

"интерфейс электронного взаимодействия" - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие программно-аппаратных средств участников оборота товаров и информационной системы мониторинга;

"исправленный универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, создаваемый участниками оборота товаров при исправлении ранее составленного участниками оборота товаров документа, содержавшего ошибки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861)

(см. текст в предыдущей редакции)

"код идентификации комплекта" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра комплекта, формируемая для целей идентификации комплекта, в порядке, предусмотренном разделом V настоящих Правил;

"код идентификации набора" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра набора, формируемая для целей идентификации набора, в порядке, предусмотренном разделом V настоящих Правил;

"код идентификации транспортной упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра транспортной упаковки товаров, формируемая в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящих Правил;

"комплект" - определенная производителем совокупность товаров, объединенная потребительской упаковкой, не подлежащая разукомплектации при передаче права собственности между участниками оборота товаров, имеющая код идентификации комплекта и подлежащая реализации потребителю как единое изделие;

"контрактное производство" - производство товаров сторонним производителем на основании договора с участником оборота товаров с использованием товарного знака, зарегистрированного на такого участника оборота товаров (правообладателя товарного знака), либо товарного знака третьего лица, в отношении которого участник оборота товаров обладает правом использования;

"маркированные товары" - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга;

"маркировка товаров" - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на ярлык, или на этикетку, а в случае сформированного при производстве товаров набора, потребительская упаковка которого не может быть вскрыта без повреждения, регистрация в информационной системе мониторинга кода идентификации, входящего в состав набора, без нанесения соответствующего средства идентификации на потребительскую упаковку товара, входящего в состав этого набора, или на товар, или на ярлык, или на этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке;

"набор" - формируемая участником оборота товаров совокупность товаров, каждый из которых имеет код идентификации, формируемая участниками оборота товаров на любом этапе, имеющая код идентификации набора и подлежащая реализации потребителю;

"оборот товаров" - хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации;

"оператор" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы мониторинга;

"перемаркировка товаров" - повторное нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или ярлык, или этикетку в соответствии с настоящими Правилами в связи с утратой или повреждением ранее нанесенных средств идентификации либо нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товар, или ярлык, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, каждой единицы товаров, входящих в набор, в соответствии с настоящими Правилами при расформировании такого набора в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил;

"подсистема национального каталога маркированных товаров Российской Федерации" - подсистема информационной системы мониторинга, используемая для каталогизации и хранения информации о маркируемых товарах и являющаяся единым источником кода товара;

"потребительская упаковка" - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки товаров, а также материалы и компоненты, используемые для хранения и представления товаров, реализуемых конечному потребителю вместе с товаром;

"предложение товаров для реализации (продажи)" - предоставление продавцом покупателю товаров (образцов товаров) для непосредственного ознакомления, в том числе путем выставления их в месте продажи. Не является предложением к реализации (продаже) предоставление продавцом покупателю описания товара при продаже дистанционным способом, которое содержится в каталогах, проспектах, буклетах либо представляется на фотоснимках или с использованием сети почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи;

"предметы одежды" - товары товарных позиций (субпозиций товарных позиций), соответствующие кодам 4203 10 000, 4304 00 000 0, 6101, 6102, 6103, 6104, 6105, 6106, 6110, 6112 11 000 0, 6112 12 000 0, 6112 19 000 0, 6112 20 000 0, 6113 00 (в части только верхней одежды), 6201, 6202, 6203, 6204, 6205, 6206, 6210 (в части только верхней одежды), 6211 20 000 0, 6211 32, 6211 33, 6211 39 000 0, 6211 42, 6211 43, 6211 49 000, 6214 и 6215 товарной номенклатуры и кодам 13.91.19 (в части только верхней одежды), 14.11.10, 14.12.11, 14.12.12, 14.12.21, 14.12.22, 14.12.30.110, 14.12.30.120, 14.12.30.130, 14.12.30.140, 14.13.11, 14.13.12, 14.13.13, 14.13.14, 14.13.21, 14.13.22, 14.13.23, 14.13.24, 14.13.31, 14.13.32, 14.13.33, 14.13.34, 14.13.35, 14.14.11, 14.14.13, 14.14.21, 14.14.23, 14.19.12.110, 14.19.12.120, 14.19.22.110, 14.19.22.120, 14.19.22.190, 14.19.23.120, 14.19.23.130, 14.19.32 (в части только верхней одежды) и 14.39.10 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, в отношении которых принято решение о маркировке средствами идентификации, а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2023 N 1899)

(см. текст в предыдущей редакции)

"производитель" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, или аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, которые осуществляют на территории Российской Федерации производство и реализацию (продажу) товаров;

"протокол передачи данных" - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных;

"средство идентификации" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящих Правил, для нанесения на потребительскую упаковку, или на товары, или ярлык, или этикетку;

"статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации комплекта, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода)" - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации набора, кода идентификации комплекта, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 46(1) настоящих Правил;

"сторонний производитель товаров" - юридическое лицо или аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, которые осуществляют производство (с возможностью ввода товаров в оборот) и передачу товаров производителю в рамках контрактного производства;

"транспортная упаковка" - упаковка, объединяющая потребительские упаковки, используемая для хранения и транспортировки товаров в целях их защиты от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Транспортная упаковка может включать в себя транспортные упаковки меньшего размера (объема). При этом упаковка, объединяющая только товары без потребительской упаковки или товары в потребительской упаковке, признается транспортной упаковкой товаров 1-го уровня, а последующие транспортные упаковки разной степени вложенности начиная с содержащих исключительно транспортные упаковки 1-го уровня признаются транспортными упаковками товаров последующего (2-го, 3-го и т.д.) уровня;

"товары" - определенные Правительством Российской Федерации группы товаров "предметы одежды" и "белье", а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие настоящих Правил, за исключением продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов Российской Федерации;

"уведомление о вводе товаров в оборот" - электронный документ, формируемый в информационной системе мониторинга и содержащий сведения, указанные в пунктах 47 - 49 и 53 - 53(2) настоящих Правил;

"универсальный корректировочный документ" - электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861)

(см. текст в предыдущей редакции)

"универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861)

(см. текст в предыдущей редакции)

"участники оборота товаров" - юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота товаров, за исключением юридических лиц, аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальных предпринимателей:

приобретающих товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей) (кроме случаев ввоза импортерами товаров в Российскую Федерацию);

оказывающих при продаже товаров по образцам или дистанционным способом услуги почтовой связи в отношении почтовых отправлений с наложенным платежом, либо услуги доставки товаров потребителям, либо выступающих платежными агентами, не осуществляющими оборот маркированного товара (исключение не относится к владельцам агрегаторов информации о товарах (услугах), а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю);

приобретающих либо продающих (реализующих) товары по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод товаров из оборота по таким сделкам);

"этикетка" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средств идентификации, прикрепляемый непосредственно к товару или потребительской упаковке;

"ярлык" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средства идентификации, прикрепляемый непосредственно к товару или потребительской упаковке или вкладываемый в потребительскую упаковку.

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2022 N 1351)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действие настоящих Правил, помимо случаев, предусмотренных пунктом 3 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (далее - Общие правила маркировки товаров), не распространяется:

а) на товары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) на товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

в) на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации или произведенные на территории Российской Федерации участниками оборота товаров в качестве рекламных, маркетинговых образцов и не предназначенные для реализации (продажи);

г) на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации участником оборота товаров, в случае если участник оборота товаров действует в рамках договора комиссии (агентирования) по поручению иностранного производителя в целях исполнения спонсорских соглашений между иностранным производителем и юридическими и физическими лицами, и не предназначенные для реализации (продажи);

д) на товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, при их транспортировке участником такой сделки по территории Российской Федерации.

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)