В документ внесены Изменения N 2, N 3 и Дополнение к Изменению N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

12.1. Свойства и транспортная опасность

12.1.1. К опасным грузам класса 2 относятся сжатые, сжиженные и

растворенные под давлением вещества (газы), абсолютное давление насыщенных

-2

паров которых при температуре 50 °C равно или более 300 кПа (3 кгс x см )

или критическая температура которых менее 50 °C.

12.1.2. Опасные грузы класса 2 разделены на четыре подкласса:

подкласс 2.1 - невоспламеняющиеся неядовитые газы;

подкласс 2.2 - ядовитые газы;

подкласс 2.3 - воспламеняющиеся (горючие) газы;

подкласс 2.4 - ядовитые воспламеняющиеся газы.

12.1.3. Опасные грузы класса 2 разделены на категории в соответствии с дополнительными видами опасности и на группы - по агрегатному состоянию и (или) значению критической температуры, как указано в приложении 2.

12.1.4. Опасные грузы класса 2, характеризующиеся дополнительными видами опасности, обладают также свойствами грузов других классов:

грузы категорий 212, 222 (окисляющие) - свойствами грузов подкласса 5.1;

грузы категорий 223, 232 (едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов класса 8;

грузы категорий 224 (окисляющие, едкие и (или) коррозионные) - свойствами грузов подкласса 5.1 и класса 8.

12.1.5. Транспортная опасность грузов класса 2 определяется их химическими свойствами и физическими параметрами в условиях перевозки и проявляется, в основном, при утечках газа из баллонов и цистерн.

Утечки газа через неплотности запорной арматуры баллонов и цистерн или в результате других дефектов (трещин, раковин в их корпусах) могут привести к образованию воспламеняющихся и токсичных газовых смесей. В зависимости от относительной (по воздуху) плотности и температуры вытекающего из упаковки (цистерны) газа воспламеняющаяся или токсичная смесь может образовываться в нижней или верхней части помещения. Следует учитывать, что при истечении газов (кроме водорода) в атмосферу происходит снижение их температуры и в нижней части помещения временно могут скапливаться газы, имеющие относительную плотность по воздуху менее 1 (молекулярная масса менее 29).

12.1.6. Газы подклассов 2.3 и 2.4 способны образовывать

воспламеняющиеся смеси с воздухом. Концентрационные пределы воспламенения

(КПП) зависят от свойств газа, нижний КПВ для большинства газов составляет

от 1 до 5% объемных. Воспламеняющаяся смесь может образоваться как на

открытом воздухе, так и в закрытом помещении. Если воспламеняющаяся смесь

образовалась во всем объеме или в значительной части объема помещения,

горение ее протекает обычно в виде взрыва (вспышки). При сгорании

воспламеняющейся смеси в замкнутом объеме давление может достигать 1 МПа

-2

(10 кгс x см ), температура - 2000 °C. Разрушение корпусных конструкций

универсального судна происходит, если воспламеняющаяся смесь занимала более

25% свободного объема помещения.

12.1.7. Ряд газов подклассов 2.1 и 2.2 являются окислителями. К числу наиболее сильных окислителей относятся фтор, хлор, кислород. Газы-окислители поддерживают горение, могут вызвать воспламенение других веществ или способствовать этому в результате экзотермических окислительно-восстановительных реакций. Смеси некоторых газов-окислителей с воспламеняющимися газами (парами) в присутствии паров воды или при освещении самовоспламеняются. Такие газы запрещены к совместной перевозке на судне без разделения.

12.1.8. Едкие и (или) коррозионные газы при контакте с кожей вызывают ее некроз, со слизистыми оболочками - их сильное раздражение, а также могут вызвать или способствовать коррозии металлов.

12.1.9. Газы, не являющиеся ядовитыми (кроме кислорода), при достаточно большой их концентрации в воздухе являются удушающими из-за снижения концентрации кислорода.

12.1.10. Значительное число газов, отнесенных к классу 2, оказывают при вдыхании наркотическое воздействие даже при малых концентрациях в воздухе.

12.1.11. Ряд воспламеняющихся газов при горении и невоспламеняющихся неядовитых газов (например, хладоны) при термическом разложении могут выделять сильно ядовитые газы.

12.1.12. Некоторые газы в условиях транспортирования и хранения способны полимеризоваться с выделением большого количества тепла или газа, что может привести к разрыву упаковки. Такие газы допускаются к перевозке только в ингибированном (стабилизированном) состоянии, что указано в обязательных приложениях 15 и 16.

12.1.13. Попадание сжиженного газа на кожу может вызвать сильный термический ожог.

12.1.14. Все газы класса 2, за исключением отнесенных к группе 5 (охлажденные сжиженные газы, перевозящиеся в сосудах типа сосуда Дьюара), находятся в баллонах или цистернах под давлением.

При попадании баллонов или цистерн с газом в очаг пожара вследствие увеличения температуры и давления газа и снижения механической прочности металла может произойти разрыв оболочки грузовой единицы либо выброс газа через предохранительное устройство. Разрыв оболочки происходит в виде взрыва и обычно сопровождается сильным разрушением окружающих предметов. Эффект взрыва зависит от размеров грузовой единицы и давления находившегося в ней газа.

Газы, отнесенные к группе 1 (критическая температура ниже минус 10 °C),

перевозятся, как правило, в сжатом состоянии в баллонах высокого давления.

-2

Давление газа в баллонах - более 7 МПа (70 кгс x см ).

Сжиженные газы, отнесенные к группе 2 (критическая температура от минус

10 до 70 °C), перевозятся в баллонах высокого или среднего давления.

Давление газа в баллонах среднего давления находится в пределах от 2 МПа

-2 -2

(20 кгс x см ) до 7 МПа (70 кгс x см ).

Сжиженные газы, отнесенные к группе 3 (критическая температура выше 70

°C), перевозятся в баллонах среднего и низкого давления, а также в

контейнерах-цистернах и вагонах-цистернах. Давление газа в баллонах низкого

-2

давления - до 2 МПа (20 кгс x см ).

Газы, растворенные в жидкости под давлением, например, аммиак, ацетилен (группа 4) перевозятся в сосудах среднего или низкого давления.

12.1.15. К классу 2 (группа 6) отнесены также воспламеняющиеся,

ядовитые или неопасные жидкости с растворенным в них под давлением газом

(как правило, невоспламеняющимся и неядовитым), находящимися в аэрозольной

-2

упаковке под давлением до 1 МПа (10 кгс x см ).

12.1.16. Источниками зажигания воспламеняющихся газовых смесей в судовых условиях могут явиться:

1) экзотермические реакции с несовместимыми грузами;

2) тепловые источники с температурой, превышающей температуру воспламенения смеси. Температура воспламенения зависит от индивидуальных свойств газов.

Такими источниками могут быть, в частности, осветительные лампы накаливания (температура до 500 °C), переборки судовых цистерн с нагретым топливом, паропроводы, детали электропроводки или электрооборудования в местах плохого контакта, электропроводка при перегрузке по мощности, капли металла при сварке и т.д.;

3) электростатический разряд;

4) дуга короткого замыкания и электросварки;

5) искры, возникающие при работе электрооборудования (включатели, реле, магнитные пускатели, контакторы, коллекторы электродвигателей);

6) искры из газовыпускных трактов котлов и двигателей внутреннего сгорания;

7) фрикционные искры, возникающие при соударении или трении деталей из стали (особенно корродированной) с деталями из сплавов, горение частиц которых сопровождается термитной реакцией (например, сплавы алюминия, магния);

8) зоны местного нагрева и фрикционные искры, возникающие при соударении с большой энергией или при трении с большой скоростью металлических деталей без специальной защиты. Опасность может представлять, например, падение груза в металлической таре в трюм, трение металлических деталей со скоростью более 10 м/с (крылатка вентилятора), соударение грузовых единиц в определенных зонах трюма при сильной качке, удары и трение неисправных люковых закрытий.