Данный документ вступает в силу с 15 июня 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 марта 2024 г. N 302

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ

ОСМОТРА И ПРОВЕРОК ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОХРАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ИЗЪЯТИИ ИЗЛИШНЕГО,

НЕИСПОЛЬЗУЕМОГО ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) и его территориальным органом осмотра и проверок эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, расположенного на территории Российской Федерации, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) или иными федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными казенными учреждениями, федеральными автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, если иной порядок проведения таких проверок не установлен законодательством Российской Федерации, а также порядок изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"объект проверки (осмотра)" - федеральное имущество, расположенное на территории Российской Федерации, закрепленное за федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) или иными федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными казенными учреждениями, федеральными автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями;

"осмотр" - комплекс мероприятий, предусматривающий визуальное обследование федерального имущества с целью обнаружения и фиксации нарушений его использования и обеспечения сохранности, сбора сведений для принятия решений о проведении проверки;

"правообладатель" - федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти (федеральный государственный орган), федеральное государственное бюджетное учреждение, федеральное казенное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие;

"проверка" - комплекс мероприятий, предусматривающий анализ документов и (или) обследование объекта проверки с целью обнаружения и фиксации нарушений его использования и обеспечения сохранности (далее - нарушения), а также выявления закрепленного за правообладателями - федеральными государственными учреждениями или федеральными казенными предприятиями на праве оперативного управления федерального имущества, которое может быть отнесено к излишнему, неиспользуемому или используемому не по назначению;

"распоряжение" - распорядительный акт, подписанный руководителем Агентства, его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, руководителем территориального органа Агентства, его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, о проведении проверки, содержащий план проведения проверки с указанием вида, сроков проведения и уполномоченных должностных лиц, проводящих проверку;

"уполномоченное должностное лицо" - работник Агентства, его территориального органа, проводящий проверку, осмотр федерального имущества.

3. Проверки проводятся в форме плановой проверки и внеплановой проверки.

4. Плановые проверки проводятся на основании плана-графика проведения проверок. План-график проведения проверок разрабатывается и утверждается приказом Агентства ежегодно, до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

5. Внеплановые проверки проводятся по поручению Министерства финансов Российской Федерации, руководителя Агентства или его заместителя в соответствии с распределением обязанностей.

6. Основанием включения объекта проверки в план-график проведения проверок является:

включение федерального государственного унитарного предприятия (федерального казенного предприятия), являющегося правообладателем объекта проверки, в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества;

невнесение в реестр федерального имущества сведений о федеральном имуществе;

истечение 3 лет со дня предыдущей проверки;

неустранение правообладателем выявленных по результатам ранее проведенной проверки нарушений;

обнаружение и фиксация нарушений в ходе проведения осмотра федерального имущества;

наличие иной информации, свидетельствующей о нарушениях.

7. Агентство направляет в Министерство финансов Российской Федерации до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный приказом Агентства план-график проведения проверок.

8. План-график проведения проверок размещается на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), за исключением сведений плана-графика проведения проверок, содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

9. Руководитель территориального органа Агентства не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Агентство сводный доклад об итогах исполнения плана-графика проведения проверок и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений при проведении плановых и внеплановых проверок.

10. Агентство, его территориальный орган могут проводить проверки:

без выезда по месту нахождения федерального имущества (далее - документарные проверки);

с выездом по месту нахождения федерального имущества;

комбинированные.

11. Документарная проверка проводится путем рассмотрения документов правообладателя, имеющихся в распоряжении Агентства, его территориального органа, а также документов, предоставляемых правообладателями.

12. Должностными лицами, принимающими решения:

о проведении плановой проверки на основании утвержденного плана-графика проведения проверок, являются руководитель Агентства, его заместитель в соответствии с распределением обязанностей, руководитель территориального органа Агентства;

о проведении внеплановых проверок, являются руководитель Агентства, его заместитель в соответствии с распределением обязанностей, а также руководитель территориального органа Агентства и его заместители в соответствии с распределением обязанностей.

13. Основанием для начала проведения проверки является распоряжение Агентства, его территориального органа о проведении проверки и уведомление о проведении проверки проверяемого правообладателя, а также федерального органа исполнительной власти, в случае если правообладатель находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

14. Уведомление правообладателя, а также федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети "Интернет" и (или) путем направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством межведомственной системы электронного документооборота и (или) по адресу электронной почты либо посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (уведомление о проведении проверки, содержащее служебную информацию ограниченного распространения, направляется в форме документа на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации).

15. Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, и (или) правообладатель уведомляются о проведении проверки:

при проведении плановой проверки - не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения;

при проведении внеплановой проверки - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

16. Представитель федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, имеет право принимать участие в проведении проверок. Участие такого представителя обеспечивается указанным федеральным органом исполнительной власти.

17. Уполномоченные должностные лица при проведении проверки обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, а также по выявлению федерального имущества, которое может быть отнесено к излишнему, неиспользуемому или используемому не по назначению;

сообщить о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей при проведении проверки;

ознакомить правообладателя, представителя федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, с правами и обязанностями при проведении проверки;

соблюдать установленный режим работы правообладателя;

обеспечить сохранность и возврат полученных от правообладателя подлинных экземпляров документов;

обеспечить сохранение конфиденциальности сведений в отношении правообладателя, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую и иную тайну, ставших известными в связи с проведением проверки;

выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся объекта проверки;

обеспечить полное и всестороннее рассмотрение представленных правообладателем документов и информации;

не препятствовать представителям правообладателя и представителям федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к объекту проверки;

не требовать представления документов и информации, не связанных с объектом проверки.

18. Уполномоченные должностные лица при проведении проверки, осмотра пользуются необходимыми для проведения проверки, осмотра техническими средствами, в том числе компьютерами (планшетами), электронными носителями информации, средствами фотовидеофиксации, калькуляторами, телефонами (в том числе мобильной связью).

19. Руководитель или уполномоченный представитель правообладателя, представитель федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, участвующий в проведении проверки, при проведении проверки имеет право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к объекту проверки;

получать от Агентства (его территориального органа) информацию, которая относится к объекту проверки;

обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав правообладателя при проведении проверки, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлять мотивированную позицию в части нарушений, выявляемых в ходе проверки.

20. При проведении проверок правообладатель обязан:

при предъявлении служебного удостоверения работника Агентства, его территориального органа и распоряжения обеспечить беспрепятственный доступ к объекту федерального имущества;

обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей в ходе проведения проверки;

давать устные и письменные разъяснения по существу вопросов, связанных с объектом проверки;

представлять документы и информацию, относящиеся к объекту проверки;

не препятствовать проведению проверки;

не уклоняться от проведения проверки;

устранить в установленный Агентством (его территориальным органом) срок нарушения, выявленные по результатам проверки;

предоставить на срок проведения проверки отдельное изолированное помещение, обеспечивающее сохранность документов, надлежащим образом оборудованное мебелью и оргтехникой.

21. Плановая проверка проводится в срок не более 14 дней со дня начала ее проведения, указанного в уведомлении федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, и (или) правообладателя о проведении проверки. Срок составления акта проверки входит в общий срок проведения проверки.

22. Внеплановая проверка проводится в срок не более 15 дней со дня начала ее проведения, указанного в уведомлении федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, правообладателя о проведении проверки. Срок составления акта проверки входит в общий срок проведения проверки.

23. Должностными лицами, ответственными за принятие решения о проведении осмотра, являются руководитель Агентства, его заместитель в соответствии с распределением обязанностей, а также руководитель территориального органа Агентства и его заместители в соответствии с распределением обязанностей.

24. Основанием для начала проведения осмотра является решение руководителя Агентства или его заместителя в соответствии с распределением обязанностей, руководителя территориального органа Агентства и его заместителей в соответствии с распределением обязанностей о проведении осмотра с указанием причины проведения осмотра, сроков его проведения и уполномоченных должностных лиц, проводящих осмотр, и уведомление о проведении осмотра правообладателя, а в случае, если правообладатель находится в ведении федерального органа исполнительной власти, также указанного федерального органа исполнительной власти.

25. Уполномоченные должностные лица при проведении осмотра обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению и выявлению нарушений;

сообщить о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей при проведении осмотра;

ознакомить правообладателя, а в случае, если правообладатель находится в ведении федерального органа исполнительной власти, также представителя указанного федерального органа исполнительной власти с их правами и обязанностями при проведении осмотра;

соблюдать установленный режим работы и условия функционирования правообладателя;

обеспечить сохранение конфиденциальности сведений в отношении правообладателя, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую и иную тайну, ставших известными в связи с проведением осмотра;

выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся объекта осмотра;

не препятствовать представителям правообладателя, а также представителю федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, присутствовать при проведении осмотра и давать разъяснения по вопросам, относящимся к объекту осмотра;

предоставлять представителям правообладателя, присутствующим при проведении осмотра, информацию, относящуюся к объекту осмотра.

26. Руководитель или уполномоченный представитель правообладателя, а также представитель федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, имеют право присутствовать при проведении осмотра, давать объяснения по вопросам, относящимся к объекту осмотра.

27. При проведении осмотра правообладатель обязан:

при предъявлении служебного удостоверения работника Агентства (его территориального органа) и решения о проведении осмотра обеспечить беспрепятственный доступ к объекту осмотра;

давать устные и письменные разъяснения, представлять документы и информацию по существу вопросов, связанных с проведением осмотра, в том числе по запросам уполномоченных должностных лиц;

не препятствовать проведению осмотра;

не уклоняться от проведения осмотра.

28. Уведомление федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, и (или) правообладателя о проведении осмотра осуществляется не менее чем за 24 часа до начала его проведения через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети "Интернет" и (или) путем направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством межведомственной системы электронного документооборота и (или) по адресу электронной почты либо посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (уведомление о проведении осмотра, содержащее служебную информацию ограниченного распространения, направляется в форме документа на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации).

29. Осмотр проводится в срок не более 3 дней со дня начала его проведения, указанного в уведомлении правообладателя о проведении осмотра. Срок составления акта осмотра входит в общий срок проведения осмотра.

30. По результатам проведения проверки, осмотра составляется акт проверки, осмотра в порядке, установленном Агентством.

Направление акта проверки, осмотра в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, и (или) правообладателю осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети "Интернет" и (или) посредством межведомственной системы электронного документооборота путем направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (акт проверки (осмотра), содержащий служебную информацию ограниченного распространения, направляется в форме документа на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации).

31. По результатам проведения проверки в случае выявления нарушений в целях их устранения должностное лицо, подписавшее распоряжение, направляет предложение в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, о проведении совещания по результатам проверки. По результатам указанного совещания, а также в случае, если совещание не состоялось в течение 5 рабочих дней после направления соответствующего предложения о его проведении либо если правообладатель не находится в ведении федерального органа исполнительной власти, должностное лицо, подписавшее распоряжение, направляет следующие документы:

предписание правообладателю о нарушениях, выявленных по результатам проверки, с установленным сроком их устранения;

предложение в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, о применении мер дисциплинарного воздействия и (или) прекращении в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора с руководителем соответствующей организации;

обращения в органы внутренних дел, прокуратуры, иные правоохранительные или контрольно-надзорные органы в случае выявления признаков нарушений законодательства Российской Федерации, пресечение которых отнесено к компетенции указанных органов.

К направляемым документам прилагается акт проверки со всеми относящимися к нему документами.

32. Правообладатель по результатам проведенной проверки в течение 10 рабочих дней с момента получения акта проверки и предписания о нарушениях, выявленных по результатам проверки, разрабатывает и направляет в адрес проводившего проверку Агентства (его территориального органа) проект плана мероприятий по устранению выявленных нарушений (далее - план). В случае, если правообладатель находится в ведении федерального органа исполнительной власти, план до его направления согласовывается с указанным федеральным органом исполнительной власти.

33. Проводившее проверку Агентство (его территориальный орган) в течение 5 рабочих дней после получения плана информирует правообладателя о его согласовании либо необходимости доработки. В случае необходимости доработки плана правообладатель в течение 5 рабочих дней направляет в адрес Агентства (его территориального органа) доработанный план.

34. По мере исполнения мероприятий плана правообладатель представляет проводившему проверку Агентству (его территориальному органу), а также федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого он находится, информацию о его исполнении с обязательным приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий плана.

Ответственность за качество, полноту и своевременность устранения нарушений, выявленных по результатам проверки, возлагается на правообладателя.

35. При исполнении правообладателем всех мероприятий плана проводившее проверку Агентство (его территориальный орган) принимает решение о снятии плана с контроля, о чем информирует правообладателя.

36. При наличии обстоятельств, препятствующих снятию плана с контроля, проводившее проверку Агентство (его территориальный орган) информирует об этом правообладателя.

37. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за правообладателями - федеральными государственными учреждениями или федеральными казенными предприятиями либо приобретенное такими правообладателями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, может быть изъято Агентством на основании результатов проведенной проверки с согласия федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель. Без согласия федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, решение об изъятии такого имущества может быть принято Агентством на основании решения межведомственного коллегиального органа, определенного Правительством Российской Федерации.

38. Федеральное имущество может быть отнесено к излишнему, неиспользуемому или используемому не по назначению имуществу в случае, если по результатам проверки выявлено, что указанное имущество соответствует одному из следующих критериев:

федеральное имущество не используется либо используется не по назначению и (или) не в соответствии с предметом, целями и видами деятельности правообладателя;

федеральное имущество передано по договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества третьим лицам (за исключением имущества, переданного по таким договорам на основании международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу, или по согласованию с Агентством, его территориальным органом).

39. Агентство направляет на согласование в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, уведомление о подготовке решения об изъятии федерального имущества через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети "Интернет" и (или) посредством межведомственной системы электронного документооборота путем направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (уведомление, содержащее служебную информацию ограниченного распространения, направляется в форме документа на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации).

В случае неполучения в течение 14 календарных дней согласия федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится правообладатель, а также отсутствия такого федерального органа исполнительной власти Агентство в установленном порядке направляет в Правительство Российской Федерации доклад с обоснованными предложениями об изъятии федерального имущества для рассмотрения на заседании межведомственного коллегиального органа, определенного Правительством Российской Федерации. Решение об изъятии федерального имущества принимается Агентством в месячный срок со дня принятия соответствующего решения межведомственного коллегиального органа, определенного Правительством Российской Федерации.

40. Изъятие федерального имущества не осуществляется, если на дату принятия решения об изъятии в отношении такого имущества имеются решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, предусматривающие иной порядок использования такого имущества (распоряжения таким имуществом), в том числе решения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.

41. Мероприятия, направленные на вовлечение федерального имущества в хозяйственный оборот, инициируемые после даты проверки, не являются основанием для принятия или отмены решения об изъятии такого имущества.