Приложение N 3

к стратегическому направлению

в области цифровой трансформации

топливно-энергетического комплекса

до 2030 года

ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДО 2030 ГОДА

Бенефициар

Негативный сценарий

Результат

1. Организации топливно-энергетического комплекса

пересматриваются решения по реализации отдельных инвестиционных проектов в отдельных организациях топливно-энергетического хозяйства;

снижается качество продукции, производительность труда, прибыль, показатели рентабельности и эффективности основных фондов, повышается себестоимость сырья и продукции;

снижаются технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического хозяйства;

присутствуют сложности для внедрения современных и эффективных производственных методов в организациях топливно-энергетического комплекса;

в случаях уникальности производственных процессов и архитектуры информационных систем возникают высокие издержки при внедрении отечественных аналогов;

в отдельных случаях происходит прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного и программно-аппаратного комплексов, не удается обеспечить бесперебойную работу сложного иностранного программного обеспечения, содержащего иностранные интегрированные компоненты, которые перестали функционировать;

решения по реализации инвестиционных проектов в области информационно-коммуникационных технологий не пересмотрены и успешно реализованы;

организации топливно-энергетического комплекса сохранили и повысили качество продукции, показатели рентабельности и эффективности основных фондов, наблюдается снижение себестоимости сырья и продукции;

повышены технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса;

осуществлены импортозамещение и переход на преимущественное использование организациями топливно-энергетического хозяйства отечественных решений в области информационно-коммуникационных технологий, в рамках инициатив стратегического направления исключены высокие издержки организаций топливно-энергетического комплекса при внедрении отечественных решений в области информационно-коммуникационных технологий;

исключено использование нелицензионного программного обеспечения;

обеспечена непрерывность производственных процессов по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов;

организациями топливно-энергетического комплекса в отдельных случаях используется нелицензионное программное обеспечение;

возникают случаи остановки производственных процессов по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов;

осуществлена частичная переориентация импорта, что не решило проблему зависимости российского топливно-энергетического комплекса от иностранных решений в области информационно-коммуникационных технологий;

присутствуют барьеры для автоматизации процессов и обмена информацией, дополнительные трудозатраты на ручной ввод и адаптацию данных;

увеличивается длительность выполнения операций в рамках процессов, связанных с информационным обменом;

в отдельных случаях присутствуют нарушение целостности информации при передаче между системами, а также ее потеря и искажение;

наблюдается неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников;

наблюдается сложность интеграции новых решений в области информационно-коммуникационных технологий;

присутствуют затруднения при совместной работе организаций топливно-энергетического комплекса и реализации совместных проектов;

исключены барьеры для автоматизации процессов и обмена информацией;

обеспечено быстрое выполнение операций в рамках процессов, связанных с информационным обменом;

исключены случаи нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения;

обеспечен высокий уровень аналитических процессов;

обеспечены оптимизация интеграции новых решений в области информационно-коммуникационных технологий;

обеспечена оптимизация совместной работы организаций топливно-энергетического комплекса и реализация совместных проектов;

для упрощения процесса разработки, интеграции и обновления программного обеспечения сведены к минимуму разработка и поддержка специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации топливно-энергетического комплекса;

обеспечено применение единых стандартов для архитектуры информационных систем организаций топливно-энергетического комплекса;

сведены к минимуму незапланированные остановки на производствах и аварийные события;

обеспечена высокая эффективность затрат на информационную безопасность;

присутствует необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации, что также усложнило процессы разработки, интеграции и обновления программного обеспечения;

отсутствуют единые стандарты архитектуры программного обеспечения организаций топливно-энергетического хозяйства, что приводит к несовместимости разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования;

учащаются незапланированные остановки и аварийные события на производствах;

в организациях топливно-энергетического комплекса наблюдается повышение затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры;

наблюдается недостаточная эффективность принятых мер для защиты от компьютерных атак в отношении объектов критической информационной инфраструктуры организаций топливно-энергетического хозяйства и обрабатываемой в них информации, растет количество компьютерных атак, снижается скорость реагирования на них;

возникают случаи нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей;

затрачиваются финансовые ресурсы на реинжиниринг (реструктуризацию) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью;

сведено к минимально возможному уровню влияние негативных факторов на объекты критической информационной инфраструктуры организаций топливно-энергетического комплекса, успешно и своевременно осуществляется реагирование на компьютерные инциденты;

обеспечено активное использование методологии безопасной разработки программного обеспечения, применяемого в топливно-энергетическом хозяйстве;

сведены к минимуму случаи нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей;

обеспечена высокая эффективность реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью;

сохранена высокая финансовая устойчивость организаций топливно-энергетического комплекса;

сохранены и повышены объемы экспорта нефти и газа;

снижена себестоимость добычи нефти и газа;

обеспечена высокая конкурентоспособность российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке;

обеспечена подготовка специалистов в области информационно-коммуникационных технологий с компетенциями, соответствующими потребностям организаций топливно-энергетического комплекса, что привело к расширению инновационных возможностей и прогрессу в топливно-энергетическом комплексе;

наблюдается снижение доходов и финансовой устойчивости организаций топливно-энергетического хозяйства;

сокращены объемы экспорта нефти и газа;

повышена себестоимость добычи нефти и газа;

ослаблена конкурентоспособность российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке;

наблюдается недостаток специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и ограничение инновационных возможностей и прогресса в топливно-энергетическом хозяйстве;

произошло замедление процессов цифровой трансформации;

недостаток специалистов привел к проблемам внутренних разработок программного обеспечения, обслуживания и обновления технической инфраструктуры

обеспечено ускорение процессов цифровой трансформации;

организации топливно-энергетического комплекса обеспечены высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий, успешно осуществляются внутренние разработки программного обеспечения, обслуживание и обновление технической инфраструктуры

2. Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для топливно-энергетического комплекса

ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения, зависимости в большой степени от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья затруднено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий в особенности "сквозных" цифровых технологий;

увеличен производственный цикл в связи с незапланированными остановками на производстве, влияющими также на ритмичность производства в смежных отраслях;

затруднено использование иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение и продление лицензий на них;

производители сталкиваются с отсутствием спроса на свою продукцию;

сокращается доля затрат организаций топливно-энергетического хозяйства на внешние разработки в области информационно-коммуникационных технологий;

затруднено тиражирование отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;

присутствует широкое использование электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также рост объема теневой экономики

обеспечено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;

обеспечена непрерывность производственных процессов;

производители обеспечены отраслевым спросом;

сокращены затраты на внутренние разработки организаций топливно-энергетического комплекса в области информационно-коммуникационных технологий;

обеспечен высокий уровень тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;

обеспечены низкий уровень использования электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также снижение объема теневой экономики;

обеспечено активное использование методологии безопасной разработки программного обеспечения, применяемого в топливно-энергетическом комплексе

3. Научные организации (организации высшего образования, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности)

наблюдается низкий уровень окупаемости научных исследований и разработок, а также внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики;

выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах негативно повлиял на уровень отечественных научных разработок;

ограничивается доступ к международным ресурсам и экспертизе, а также к новейшим знаниям и технологиям;

присутствуют проблемы в области применения и защиты объектов интеллектуальной собственности;

в отдельных случаях наблюдается отсутствие электронной компонентной базы, необходимой для проведения исследований и разработок

наблюдается высокий уровень окупаемости научных исследований и разработок, а также высокий уровень внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики;

выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах негативно не повлиял на уровень отечественных научных разработок;

отсутствует проблема доступа к международным ресурсам и экспертизе, к новейшим знаниям и технологиям;

обеспечена высокая эффективность в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности;

исключены случаи отсутствия электронной компонентной базы, необходимой для проведения исследований и разработок

4. Федеральные органы исполнительной власти

наблюдается низкая эффективность информационного и аналитического сопровождения работ в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование;

присутствуют сбои работы государственных систем мониторинга и управления;

учащаются случаи прерываний энергоснабжения;

возникает дефицит государственного бюджета;

присутствуют неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг, что негативно влияет на эффективность организаций топливно-энергетического комплекса, уровень жизни и условия труда работников организаций топливно-энергетического комплекса;

увеличиваются сроки обработки заявок и запросов;

увеличиваются административные издержки;

наблюдается низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса;

происходит снижение показателей национальной экономики и отсутствует развитие социальной сферы;

увеличивается операционная нагрузка на систему государственного управления;

снижается прозрачность и контроль предоставления услуг

обеспечена высокая эффективность информационного и аналитического сопровождения работ в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование;

обеспечена высокая эффективность работы государственных систем мониторинга и управления;

сведены к минимуму случаи прерываний энергоснабжения;

отсутствует дефицит государственного бюджета;

обеспечена высокая эффективность процессов в топливно-энергетическом комплексе, связанных с предоставлением (получением) услуг;

обеспечена быстрая обработка заявок и запросов;

сокращены административные издержки;

обеспечена высокая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса;

обеспечено повышение показателей национальной экономики и развития социальной сферы;

обеспечено снижение операционной нагрузки на систему государственного управления;

обеспечена высокая степень прозрачности и контроля предоставления услуг

5. Потребители топливно-энергетических ресурсов

присутствует некачественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях;

наблюдается медленный процесс предоставления услуг;

отсутствует адресное удовлетворение потребностей в сложившихся жизненных ситуациях граждан;

отсутствуют проактивные сервисы предоставления услуг

обеспечено качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях;

обеспечен быстрый процесс предоставления услуг;

обеспечено адресное удовлетворение потребностей в сложившихся жизненных ситуациях граждан;

внедрены проактивные сервисы предоставления услуг