III. Правоприменительная практика осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ

III. Правоприменительная практика осуществления контроля

(надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ

Анализ материалов проверок внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, проведенных в 2023 году Федеральным казначейством, показал, что наиболее серьезными нарушениями и недостатками в деятельности аудиторских организаций в части исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:

- несоответствие Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (далее - ПВК) требованиям законодательства Российской Федерации;

- несоблюдение требований ПВК, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных ПВК, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев;

- несоблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по уведомлению Федеральной службы по финансовому мониторингу о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

Результаты деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов по контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за 4 квартал 2023 года размещены на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Федерального казначейства).

Выявленные в ходе проверок нарушения допускались аудиторскими организациями в связи с несвоевременным ознакомлением с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, недостаточным знанием требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также с несвоевременным прохождением специальным должностным лицом обучения по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ.

Федеральное казначейство уделяет повышенное внимание соблюдению порядка выявления и фиксирования операций, соответствующих критериям и признакам необычных сделок, и информированию Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сведения по коду 6001) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

В целях повышения информированности аудиторских организаций о требованиях законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, актуальных рисках ОД/ФТ, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны аудиторских организаций при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ, на официальном сайте Федерального казначейства размещены:

- документы, регламентирующие осуществление контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ:

- перечень нормативных правовых актов и текстов нормативных правовых актов, содержащих требования, проверка соблюдения которых осуществляется в ходе контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;

- рекомендации аудиторским организациям в целях предотвращения совершения нарушений требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;

- результаты обобщения правоприменительной практики осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;

- информационные письма Росфинмониторинга.

На официальном сайте Федерального казначейства и Личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга размещен Отчет о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с использованием аудиторов, подготовленный Федеральным казначейством и утвержденный протоколом заседания Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ и ФРОМУ от 23 ноября 2023 г. N 3-МВК. Оценки и данные, приведенные в указанном отчете, предназначены для понимания аудиторскими организациями угроз и уязвимостей сектора, а также степени подверженности представителей сектора рискам ОД/ФТ.