IV. Обеспечение межведомственного взаимодействия при организации социального сопровождения

IV. Обеспечение межведомственного взаимодействия

при организации социального сопровождения

В целях эффективного осуществления социального сопровождения нуждающихся семей, в том числе на ранней стадии семейного неблагополучия, рекомендуется выстраивать межведомственное взаимодействие.

В рамках межведомственного взаимодействия рекомендуется обеспечить включение специалистов различных ведомств (прежде всего системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения), а также социально ориентированных некоммерческих организаций в реализацию социального сопровождения семей.

Механизмы межведомственного взаимодействия рекомендуется нормативно закрепить на соответствующем уровне.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 442-ФЗ межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - регламент).

Полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания по утверждению регламентов установлено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ.

Приказом Минтруда России от 18 ноября 2014 г. N 889н утверждены Рекомендации по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении).

Межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности на территории субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить региональным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) и/или межведомственным рабочим группам, консилиумам.

Рекомендуется в деятельность по организации социального сопровождения семьям включать:

1) на региональном уровне:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере труда и занятости населения;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере опеки и попечительства;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры;

органы внутренних дел субъекта Российской Федерации.

2) на уровне городских округов и муниципальных районов субъекта Российской Федерации:

орган опеки и попечительства над несовершеннолетними (далее - орган опеки и попечительства);

органы социальной защиты населения и организации социального обслуживания граждан;

медицинские организации;

органы управления образованием и организации, осуществляющие образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации);

орган, осуществляющий управление в сфере культуры и досуга, и учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, досуговые центры и иные);

орган, осуществляющий управление в сфере физической культуры и спорта, и учреждения физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы (секции), центры спортивной подготовки, туристические клубы и иные);

организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (в том числе общественные организации);

центры занятости населения;

муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные КДН);

территориальный орган МВД России, подчиненный ГУ МВД России субъекта Российской Федерации (далее - территориальный орган внутренних дел).

3) на уровне сельских поселений субъекта Российской Федерации:

администрации сельских поселений;

медицинские организации;

образовательные организации;

организации социального обслуживания населения;

организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации).

В случаях, когда отсутствует угроза жизни и здоровью ребенка, координация работы обеспечивается на уровне организаций социального обслуживания в соответствии с нормами Федерального закона N 442-ФЗ. При этом разрабатывается программа социального сопровождения (далее - Программа). Программа может быть разработана как отдельный документ, так и как составная часть индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ).

В случаях, когда есть угроза жизни и здоровью ребенка, координация работы обеспечивается территориальными (муниципальными) КДН. Пошаговый алгоритм сопровождения семьи проектируется с участием представителей всех ведомств.

Рекомендуемая последовательность действий:

КДН:

принимают решение о признании семей с детьми находящимися в социально опасном положении на основании сведений, в том числе, поступивших из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учитывающих наличие обстоятельств, характеризующих социально опасное положение;

утверждают Программу.

Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям:

выявляют наличие в семье факторов социального неблагополучия;

фиксируют в медицинской документации сведения о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей (или иных законных представителей), жилищно-бытовых условиях семьи;

организуют контроль выполнения родителями (или иными законными представителями) данных им рекомендаций по уходу за несовершеннолетним и за проведением назначенного лечения в случае его болезни.

Организации системы образования:

обеспечивают ежедневный (в рабочее время) внешний визуальный осмотр обучающихся детей по прибытии их в образовательные организации;

выясняют причины пропусков учебных занятий в образовательных организациях;

ставят на внутришкольный учет учащихся и родителей (иных законных представителей), не исполняющих своих родительских обязанностей по воспитанию детей.

Организации системы социального обслуживания:

выявляют и предупреждают факторы семейного неблагополучия, обстоятельства, являющиеся основанием для признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении;

выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в социальном обслуживании и (или) социальном сопровождении в связи с безнадзорностью либо в связи с наличием обстоятельств, являющихся основанием для признания их находящимися в социально опасном положении;

выявляют родителей (законных представителей) несовершеннолетних, нуждающихся в социальном сопровождении;

оказывают срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги).

Органы опеки и попечительства:

осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;

обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляют контроль соблюдения прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.