7.1. Исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности осуществления социального сопровождения

Обязательным условием принятия решения о целесообразности осуществления социального сопровождения является проведение исследования ситуации в семье с целью оценки степени риска возникновения социального неблагополучия, связанного с тем, что в силу комплекса внутренних и внешних причин родители не способны эффективно выполнять свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, что приводит к пренебрежению нуждами детей или риску жестокого обращения.

При исследовании ситуации в семье целесообразно анализировать три группы факторов:

индивидуальные особенности ребенка: возраст; особенности здоровья и развития, требующие особой заботы, и отношение родителей к ним; признаки нарушений в поведении или состоянии ребенка; особенности травм (при их наличии на момент оценки);

факторы, связанные с родителями: готовность родителей признать и устранить обстоятельства, создающие условия для причинения ребенку вреда, и стремление его защитить; заболевания родителя, создающие препятствия для заботы о ребенке в соответствии с его (ребенка) потребностями; родительские навыки, соответствующие возрасту и потребностям ребенка; особенности поведения родителей, создающие условия для причинения ребенку вреда или пренебрежения его нуждами;

факторы, связанные с обстоятельствами жизни семьи и ее опытом: состав семьи и ее способность оказать поддержку ребенку или родителю; бытовые условия и степень их соответствия потребностям ребенка; социальное окружение семьи; стрессовые, кризисные ситуации и способность семьи справляться с ними; наличие предыдущих случаев пренебрежения нуждами ребенка или жестокого обращения с ним.

В исследование ситуации в семье рекомендуется включать не только оценку необходимости и целесообразности оказания семье социального сопровождения, но и оценку безопасности - выявление и оценку средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью. Оценка безопасности нацелена на выявление ситуаций, в которых необходимо немедленно реагировать на происходящее в семье для обеспечения безопасности детей. Еще одна цель оценки безопасности - получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, но в то же время успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.

Угрожать безопасности ребенка может поведение родителей, других членов семьи, обстоятельства, связанные с состоянием здоровья ребенка на момент оценки, а также с бытовыми и социальными условиями проживания, такие как:

ребенок получил серьезные физические травмы (либо его состояние требует оказания срочной медицинской помощи);

родитель или опекун не смогли, не могут или не смогут защитить своего ребенка от опасного поведения других людей (в том числе членов семьи), имеющих доступ к ребенку;

поведение родителя, или опекуна, или другого лица, имеющего доступ к ребенку, грозит нанесением ребенку серьезных травм;

поведение кого-то из членов семьи или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит насильственный или непредсказуемый характер;

члены семьи или другие люди, имеющие доступ к ребенку, употребляют алкоголь/наркотики и в состоянии алкогольного/наркотического опьянения не способны контролировать свое поведение;

члены семьи (в том числе из-за симптомов психического или физического расстройства здоровья) не способны позаботиться о базовых потребностях ребенка, что создает угрозу его жизни и здоровью;

бытовые условия опасны для жизни и здоровья ребенка;

насилие между взрослыми членами семьи предполагает серьезную физическую или эмоциональную угрозу для ребенка;

родитель (или опекун) не может внятно объяснить серьезные повреждения у ребенка или плохое физическое состояние;

родитель (или опекун) не хочет или не может удовлетворить серьезные физические или психические нужды ребенка, что в ближайшее время, вероятнее всего, нанесет вред здоровью ребенка или подвергнет опасности его жизнь;

есть признаки того, что ребенок подвергается сексуальному насилию или эксплуатации.

Дополнительным фактором при оценке безопасности является детская ранимость. Чтобы точно определить в текущей ситуации уровень непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью ребенка, важно знать его возраст, состояние здоровья, уровень развития.

В целях разработки Программы рекомендуется проводить диагностику ситуации, на основе которой определить цели, задачи и содержание Программы. Диагностика направлена на анализ проблем и их причин, приведших к социальному неблагополучию, анализ ресурсов семьи (включая взаимодействие со значимым окружением семьи), которые могут быть использованы для решения данных проблем.

В рамках диагностики исследуется история семьи, анализируется социальное окружение и психосоциальные факторы, имеющие преимущественное значение для возникновения и развития процесса использования родителями неподходящих стратегий воспитания и заботы.

Исследование истории семьи позволяет определить, какое родительское поведение было усвоено родителями в их детстве, выявить возможные травматические ситуации, приведшие к их текущему родительскому поведению, определить, как устроена система социальных связей в ней (каких членов семьи можно привлечь для построения системы помощи).

Анализ социального окружения позволяет выявить социальные структуры, организации, группы людей или отдельных граждан, с которыми члены семьи поддерживают контакт либо которые стремятся взаимодействовать с семьей, и характер взаимодействия с ними. Анализ социального окружения позволяет увидеть:

насколько семья включена в здоровый социум либо изолирована от него;

кто из членов семьи наиболее социально активен, есть ли изолированные от общества члены семьи;

какие специалисты других структур, уже взаимодействующих с семьей, могут участвовать в реабилитационной работе.

Оценка психосоциальных факторов включает анализ следующих факторов:

наличие стресса, кризисные ситуации в семье и умение родителей справляться со стрессовыми ситуациями;

отношение родителей к насилию, их установки в отношении возможности и эффективности применения насилия в воспитании и взаимодействии с детьми;

отношение к алкоголю/наркотикам;

степень понимания нужд и потребностей ребенка, умение понимать причины поведения ребенка;

отношение родителя к индивидуальным особенностям ребенка (гиперактивность, умственная отсталость, отставание в развитии, эмоциональные расстройства или хронические заболевания и т.д.), умение учитывать особенности при взаимодействии с детьми;

умение справляться с ролью родителя;

отношение к возможности попросить помощь и степень использования внешних ресурсов (ресурсы государственных структур, ресурсы других членов семьи, ресурсы окружения и т.д.);

личные особенности и качества родителей (уверенность в своих силах, способность доверять людям, контролировать свои эмоции, состояние психического здоровья).