ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 2 февраля 2024 г. N 18-0862-ТГ/24

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросу определения результатов комплексных кадастровых работ (далее - ККР) сообщает.

Под ККР понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов объектов недвижимости, поименованных в части 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).

В результате выполнения ККР возможно образовать земельные участки, осуществить уточнение местоположения границ земельных участков, установить или уточнить местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, обеспечить исправление реестровых ошибок в части местоположения границ объектов недвижимости (часть 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ).

Результаты ККР приводят не только к таким экономическим эффектам как увеличение исчисленного удельного земельного налога, повышение инвестиционной привлекательности территорий, формирование эффективной градостроительной и земельной политики, выявление ранее учтенных объектов недвижимости, самовольного захвата земельного участка, самовольных построек, но и имеют не менее важное социальное значение: освобождение правообладателей от оплаты кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, снижение земельных споров, включая освобождение правообладателей от судебных расходов (оплаты землеустроительной экспертизы, услуг представителя).

ККР являются важным мероприятием, непосредственно влияющим на достижение национальной цели развития Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 (далее - Государственная программа).

Одной из задач Государственной программы является обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в объеме 95% к концу 2030 года в том числе путем увеличения масштаба проведения ККР.

Кроме того с 2023 года наращиванию объемов ККР способствует перечень поручений Президента Российской Федерации от 11.08.2022 N Пр-1424, согласно которому высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый и на плановый период средства на финансирование (софинансирование) мероприятий Государственной программы, в том числе на проведение ККР.

Ежегодно между Росреестром и исполнительными органами субъектов Российской Федерации заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение ККР.

Росреестром оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации в отчетном финансовом году осуществляется на основании сравнения установленного соглашением и фактически достигнутого субъектом Российской Федерации по итогам отчетного финансового года значения результата использования субсидии - количества объектов недвижимости в кадастровых кварталах, в отношении которых проведены ККР.

При этом результатом выполнения ККР является подготовленная карта-план территории (далее - КПТР), содержащая необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения ККР (статья 42.4 Закона N 221-ФЗ).

Согласно Требованиям к подготовке КПТР, установленным приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0337 (далее - Требования), в КПТР включаются сведения об объектах недвижимости с их координатным описанием, перечень которых установлен в пункте 2 Требований, и в отношении которых по результатам ККР необходимо внести сведения в ЕГРН.

Таким образом, в соответствии с целями и задачами Государственной программы, при определении значений результатов ККР учитываются объекты недвижимости, которые внесены в ЕГРН на основании поступившего в орган регистрации прав КПТР, что способствует наполнению ЕГРН полными и точными сведениями.

В целях повышения качества и эффективности выполнения ККР, а также минимизации случаев, связанных со значительным расхождением прогнозных значений количества объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале, с фактическим значением объектов недвижимости, включенных в КПТР, исполнительным органам субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, совместно с территориальными органами Росреестра необходимо учитывать, что:

определяющими критериями при выборе кадастровых кварталов, планируемых к ККР, являются социально-экономическая целесообразность, наличие наибольшего количества земельных участков без границ и объектов капитального строительства без привязки к земельным участкам, наличие массовых реестровых ошибок в местоположении границ объектов недвижимости, наличие утвержденных документов для образования новых земельных участков, предусмотренных частью 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ;

в отношении выбранных кадастровых кварталов необходимо обеспечить проведение подготовительных мероприятий на предмет исключения из кадастровых кварталов объектов недвижимости, в случаях, предусмотренных законом, в том числе указанных в письме Росреестра от 21.06.2023 N 18-5476-ТГ/23 (прилагается);

достижению результатов использования субсидий способствует заключение контрактов на выполнение ККР, в том числе на образующуюся в ходе закупок экономию, суммарное количество объектов недвижимости которых будет выше плановых значений;

одним из ключевых факторов высокорезультативных ККР является организация продуктивного взаимодействия между заказчиком, исполнителем, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальным органом Росреестра по вопросам, возникающим в ходе проведения работ, в том числе в части оказания содействия исполнителю в получении необходимых документов (материалов);

при определении исполнителя ККР использовать конкурсные процедуры, включающие требования к наличию оборудования, квалификации и опыту исполнителя, или заключать контракты с единственным исполнителем (при наличии такой возможности).

Дополнительно Росреестром направляется для сведения и учета в работе детальная информация по определению объектов недвижимости, в отношении которых проведены ККР, в зависимости от ситуации с объектом недвижимости (прилагается).

Т.А.ГРОМОВА