I. Введение

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 11 (1) Плана мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р, и предназначены для образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (далее - Организация), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеющих в своем ведении такие организации.

Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечивающих вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.

Приобщение лиц, не достигших возраста 18 лет, к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.

Поддержку и развитие детско-юношеского спорта необходимо рассматривать как приоритетное направление в социальной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны, способствующее раскрытию таланта каждого человека, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В Российской Федерации имеется опыт создания профильных интернатов, в которых лица, проявившие способности в различных сферах деятельности (образование, культура, физическая культура) или имеющие склонность к военному делу (кадетские корпуса), а также дети-сироты и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются проживанием и питанием.

Примерами таких учреждений в сфере физической культуры и спорта являются школы-интернаты спортивной направленности, школы-интернаты с углубленным изучением предмета "физическая культура", общеобразовательные школы с круглосуточным пребыванием детей и пр. Такие учреждения находятся в постоянном поиске альтернативных путей повышения своих конкурентных преимуществ.

Анализ текущего состояния, проведенный на основании мониторинга субъектов Российской Федерации, показывает, что система многолетней спортивной подготовки подрастающего поколения с использованием ресурсов интернатов является востребованной и эффективной формой подготовки спортивного резерва. В 2022 году в 36 субъектах Российской Федерации функционировали школы-интернаты спортивной направленности, в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и училищ олимпийского резерва. Еще в 36 субъектах есть потребность в создании и (или) увеличении количества школ-интернатов спортивной направленности, что указывает на высокий уровень ответственности организаций в вопросах комплексного обеспечения в круглосуточном режиме условий и качества образовательной деятельности, спортивной подготовки, воспитательной работы, обеспечения питанием, проживанием.

Деятельность школ-интернатов спортивного профиля создает широкие возможности для одаренных юных спортсменов, способствует фундаментальной подготовке спортивного резерва и формированию спортивных традиций.

Интернат как структурное подразделение Организации, создаваемое для обеспечения содержания (проживания и питания) лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, интегрированными с программами основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - интернат), значительно дополняет ресурсные возможности в совершенствовании системы подготовки спортивного резерва.

Целесообразность принятия решения о создании интерната определяется следующими критериями:

создание условий для юных спортсменов, имеющих способности в достижении высоких спортивных результатов по видам спорта, развиваемым в субъектах Российской Федерации (в том числе по командным игровым видам спорта);

создание условий для юных спортсменов, имеющих способности в достижении высоких спортивных результатов по видам спорта, развиваемым в субъектах Российской Федерации (в том числе по командным игровым видам спорта), проживающих в муниципальных образованиях, значительно отдаленных от центров, имеющих лучшее материально-техническое и кадровое обеспечение (в целях подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и спортивных сборных команд Российской Федерации).