II. Текущее состояние и проблемы сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации

II. Текущее состояние и проблемы сохранения

и развития нематериального этнокультурного достояния

Российской Федерации

В условиях современных реалий перед обществом стоит задача передачи новым поколениям духовного опыта. Решение этой задачи обеспечивает единство многонационального народа Российской Федерации, сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, патриотическое и духово-нравственное воспитание, чему способствует нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации путем приобщения к ценностям традиционной народной культуры, а также творческое взаимодействие и самореализацию граждан.

Сохранение нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации и приобщение к традиционной народной культуре требуют учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, что осуществляется в том числе путем изучения, использования и популяризации языков народов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в связи с введением нормативно-правового регулирования в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации появились возможности для развития системы государственной поддержки в указанной области. Так, в целях учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации создаются и ведутся федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации и региональные реестры объектов нематериального этнокультурного достояния субъектов Российской Федерации. Приобретают официальный статус лица, являющиеся хранителями и носителями нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Учитывая перспективы развития новых механизмов государственной поддержки, стоит отметить возрастающую роль культурно-досуговых учреждений в сохранении нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. Культурно-досуговые учреждения (дома (центры) народного творчества, дома (центры) традиционной культуры, дома (центры) фольклора, дома (центры) ремесел, дома (центры) народной музыки, дома (дворцы) культуры, центры досуга, центры культурного развития, автоклубы и др.) являются самой массовой сетью учреждений культуры в Российской Федерации (41180 учреждений по состоянию на 2022 год). Подавляющее большинство культурно-досуговых учреждений находятся в муниципальном ведении (36669 учреждений), многие из которых осуществляют свою деятельность в сельской местности и являются единственным доступным учреждением культуры и досуга. В указанных условиях культурно-досуговое учреждение становится одним из главных инструментов для решения задач единой социально ориентированной государственной политики в области культуры в части нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Кроме того, на базе культурно-досуговых учреждений осуществляют свою деятельность 259248 формирований самодеятельного народного творчества (вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, мастерские декоративно-прикладного искусства и др.), участниками которых являются 3390895 граждан. Таким образом, культурно-досуговые учреждения и формирования самодеятельного народного творчества могут осуществлять функцию хранителей нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, аккумулируя творческий потенциал носителей культурных традиций народов Российской Федерации.

В распоряжении культурно-досуговых учреждений находятся 43091 здание и 360477 помещений, являющихся местом для творческой самореализации и приобщения к нематериальному этнокультурному достоянию граждан всех возрастов. Уделяется внимание образованию сотрудников. Так, в 2022 году 32183 сотрудника прошли курсы повышения квалификации или профессиональной подготовки по профильным направлениям деятельности. Необходимо отметить увеличение на 9,4 процента (за один год) количества проведенных на базе культурно-досуговых учреждений культурно-массовых мероприятий для разных возрастов (в 2021 году - 7010791 мероприятие, в 2022 году - 7670056 мероприятий). Таким образом, создается мощная культурная повестка, отвечающая интересам государственной культурной политики, основанная на традиционных российских культурных и духовно-нравственных ценностях, нравственных идеалах и преемственности поколений.

Вместе с тем необходимо отметить и негативные тенденции в показателях деятельности культурно-досуговых учреждений, осуществляющих деятельность по сохранению и развитию нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. Так, наблюдается сокращение на 5,4 процента (за один год) численности штатных работников культурно-досуговых учреждений (в 2021 году - 243233 штатных работника, в 2022 году - 230099 штатных работников). Имеются материально-технические потребности. По состоянию на 2022 год 7164 здания и 50119 помещений требуют капитального ремонта, 802 здания и 4364 помещения находятся в аварийном состоянии.

Наблюдается рост на 2,1 процента (за один год) обеспеченности учреждений автоматизированными рабочими местами (в 2021 году - 25934 рабочих места, в 2022 году - 26484 рабочих места). Также увеличилось на 6,7 процента (за один год) количество рабочих мест, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в 2021 году - 19719 рабочих мест, в 2022 году - 21050 рабочих мест). Наличие автоматизированных рабочих мест и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" необходимо для эффективной работы по сохранению и популяризации нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, в частности оцифровки, хранения и публикации сведений об изучаемых и практикуемых объектах нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

База сведений об объектах нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации формируется на основании материалов, собранных по итогам фольклорно-этнографических экспедиций, проводимых культурно-досуговыми учреждениями, профильными подразделениями учреждений культуры и науки, образовательных организаций, а также на основании имеющихся архивных материалов. Однако существует проблема в систематизации и обеспечении доступности таких материалов.

Важно отметить, что в условиях, когда культура становится все более значимым фактором общественного развития, особенно важна реализация конституционных гарантий на участие граждан в культурной жизни страны, на доступ к культурным ценностям вне зависимости от места их проживания, социального статуса, национальности и вероисповедания.

В этой связи необходимо осуществление системной работы по сохранению нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации и языкового многообразия, обеспечению культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, поддержке хранителей и носителей нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Важным элементом государственного контроля в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации является механизм создания и ведения федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. Включение объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в указанный реестр осуществляется Министерством культуры Российской Федерации на основании заключения экспертного совета по вопросам формирования федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать и вести региональные реестры объектов нематериального этнокультурного достояния субъектов Российской Федерации, осуществляя сохранение и популяризацию объектов нематериального этнокультурного достояния регионального и муниципального значения.

Исходя из анализа текущего состояния сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы:

ограниченность мер государственной поддержки в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;

отсутствие системности и преемственности механизмов и инструментов сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;

потребность в материально-техническом оснащении и обновлении учреждений, осуществляющих деятельность в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;

потребность в гармонизации деятельности органов публичной власти, культурно-досуговых учреждений, учреждений культуры и науки, образовательных организаций в части сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;

ограниченность доступа к информации об объектах нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, препятствующая обеспечению всецелой открытости, доступности, структурированности и достоверности данных;

наличие потребности во внедрении принципов цифровизации в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;

необходимость сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей через популяризацию нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Концепция основана на принципах, которые определяются исторически сложившимся своеобразием Российской Федерации как многонационального государства, аккумулирующего многовековой опыт взаимодействия и взаимообогащения традиционных культур всех проживающих в ней народов.

Нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации является частью общего наследия человечества, мощным средством сближения народов, этнических групп и сохранения их культурной самобытности, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры и основой национального самосознания, укрепляет духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Задачи государства и общества направлены на сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры Российской Федерации, национальных языков и литературы, значимых традиций и памятников фольклора, а также на защиту культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации и актуализации нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в целях сохранения единого культурного пространства России.