В современных реалиях ООВО являются важнейшим институтом развития как науки и образования, так и гражданского общества ("третья миссия университета"). Университеты предоставляют возможность получения конкурентоспособного высшего образования, применение полученных знаний в научных исследованиях, а также развитие социально-ориентированных навыков.
Государства различных стран осуществляют поддержку развития сферы образования и науки, как приоритет государственной социальной политики. В Российской Федерации государственная поддержка включает прямое бюджетное финансирование (государственное задание, субсидия на иную цель, иные виды финансирования), нормативно-правовое обеспечение и регулирование внебюджетного финансирования ООВО. Внебюджетная составляющая финансирования ООВО включает плату за оказание услуг (в первую очередь - образовательных) и выполнение работ, гранты, пожертвования, а также поступления от специально создаваемых фондов - ФЦК. При ООВО может быть создан фонд и иного типа, например, для реализации инновационной технологической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ФЦК не входят в состав ООВО, являясь отдельными юридическими лицами. ФЦК инвестируют средства на фондовом рынке, а инвестиционный доход направляется на реализацию тех или иных проектов. Главным отличием эндаумент-фонда от других форм благотворительных и иных фондов и видов пожертвований является тот факт, что источником финансирования для учреждения - получателя средств является не само пожертвование (исторически закрепившееся в Российской Федерации понятие "вечный вклад"), а доходы, полученные от инвестирования капитала, сформированного из пожертвований.
Цель управления ФЦК - получение дохода для поддержки ООВО. Как правило, приоритетными для фандрайзинга являются крупные пожертвования, обеспечивающие большой расходуемый инвестиционный доход. Расширение практик привлечения небольших, но массовых и регулярных пожертвований, также позволяет обеспечить высокий суммарный доход.
Для инвестирования целевого капитала большинство эндаументов в разных странах привлекают управляющие компании.
Формирование целевых капиталов образовательных организаций высшего образования в России началось после принятия Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". За относительно небольшой срок эндаументы стали заметным инструментом поддержки университетов. Их эффективность во многом предопределяет динамику развития поддерживаемых ими организаций.
В период с 2007 по 2023 год в России, по данным Национальной ассоциации эндаументов (НАЭ) сформировано 125 действующих ФЦК ООВО. Общее количество ФЦК в России - 267. Другие сферы, в которых созданы эндаументы - среднее образование, наука, здравоохранение, культура, искусство, спорт, социальная помощь.
Значительный рост связан не только с четким нормативно-правовым закреплением, но и активной деятельностью сформированной группы экспертов в области создания, развития и формирования университетских эндаумент-фондов.
Одной из причин роста числа вузовских эндаументов стало включение показателя "наличие ФЦК свыше 100 и более млн. руб. <1> в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы".
--------------------------------
<1> В частности, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 02-264 "О мониторинге показателей (индикаторов) реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
Вузовские ФЦК являются лидерами по числу, однако по объему средств лидируют фонды, созданные в других сферах. В 2023 году среди 20 крупнейших ФЦК лишь 6 вузовских (30%). Наиболее крупные ФЦК являются не вузовскими, а благотворительными и социально ориентированными, относятся к учреждениям культуры и спорта. Развиваются т.н. "зонтичные" эндаументы, объединяющие несколько целевых капиталов разных некоммерческих организаций (далее - НКО).
На ФЦК созданные в сфере высшего образования приходится 18,3 млрд руб. активов под управлением. Весь объем российского рынка эндаументов по итогам 2022 года оценивается в 140 млрд руб., при этом большая его часть (100 млрд руб.) приходится на созданный в 2022 году эндаумент Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Только 14 российских фондов имеют активы более 1 млрд рублей. Значительное число эндаументов, в том числе вузовских, созданы в минимально требуемом объеме 3 млн руб. и не демонстрируют дальнейшего роста капитала.
Сотрудничество университетов с бизнес-сообществом через механизм эндаумента - проявление долгосрочного интереса, стратегий корпоративной и социальной ответственности компаний, возможность финансирования науки, участия в новых исследованиях и разработках, подготовки кадров для всех отраслей экономики, реализации совместных проектов и мероприятий, создания позитивного имиджа, рекламы продуктов и услуг <2>.
--------------------------------
<2> Однако существуют ограничения в корректном оформлении этих целей - пополнение эндаумента осуществляется только по договору пожертвования.
За счет инвестиционного дохода эндаументов российские университеты в разной степени финансируют проекты развития, в том числе поддержку студенческих инициатив, научные исследования и издательскую деятельность, академическую мобильность, развитие инфраструктуры и другие. Однако для большинства университетов инвестиционный доход эндаумента остается дополнительным источником средств. Повышение эффективности эндаументов предполагает встраивание в систему финансирования университетов. Рост объема эндаументов и соответственно инвестиционного дохода позволят университетам ставить более амбициозные задачи финансирования прорывных проектов и долгосрочных программ развития.
В перспективе эндаументы могут стать крупными инвесторами на российском рынке и даже владельцами компаний, надежными провайдерами "длинных денег" на российском рынке (в международной практике известно довольно много примеров, когда благотворительному фонду принадлежат крупные компании: Novo Nordisk Foundation (Дания, группа компаний Novo), INGKA Foundation (Нидерланды, группа компаний INGKA/IKEA), Fondazione Cariplo (Италия, финансовая группа Intesa Sanpaolo).
Для повышения значения эндаументов для вузов необходим рост их объемов до значений, сравнимых с размерами годовых бюджетов вузов, вовлечение потенциальных благотворителей, совершенствование инвестиционной стратегии, повышение объемов финансирования приоритетных проектов, направленных на развитие университета, повышения потенциала студентов и преподавателей, научные исследования и разработки, применимые в реальном секторе экономики.
В период с 2021 по 2023 годы развитие системы ФЦК ООВО вышло на новый виток развития. Минобрнауки России в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N ММ-П14-6544 создана Межведомственная рабочая группа по вопросу развития фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования (далее - Рабочая группа), состав которой утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 619. Членами Рабочей группы представлены предложения по развитию эндаументов в ООВО, с учетом которых Минобрнауки России в рамках Рабочей группы сформированы четыре подгруппы по следующим направлениям: стратегическое направление; продвижение и фандрайзинг; инфраструктура целевого капитала; законодательство.
Промежуточные итоги работы подгрупп были представлены на стратегической сессии "Развитие ФЦК в образовательных организациях высшего образования", организованной Минобрнауки России 2 сентября 2022 года. Минобрнауки России с участием представителей Рабочей группы разработана и утверждена Дорожная карта по развитию фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования на 2023 год (далее - Дорожная карта).
Одним из ключевых мероприятий Дорожной карты является разработка и реализация мер, направленных на развитие финансирования, форм сотрудничества ООВО и бизнес-сообщества, а также меры информационной поддержки, особенно в части популяризации целевых капиталов в бизнес-сообществе, в университетской среде и среди граждан Российской Федерации посредством развития культуры благотворительности, повышения престижа пожертвований в эндаументы <3>.
--------------------------------
<3> Минобрнауки России ведет работу по реализации мероприятий Дорожной карты, направленных на придание ведущей роли в информационной, организационной и оценочной поддержке ФЦК ОВО, в частности проведение образовательных семинаров для сотрудников Минобрнауки России в области целевых капиталов, а также создание системы нематериального поощрения Минобрнауки России крупнейших жертвователей в целевые капиталы и ОВО, привлекших соответствующих жертвователей (конкурсы, премии, благодарственные письма Минобрнауки России). В части развития законодательства в сфере ФЦК Минобрнауки России направлены предложения в Минэкономразвития России о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - предложения). С учетом предложений Минэкономразвития разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - законопроект), направленный на совершенствование работы ФЦК некоммерческих организаций. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Затяжной характер развития системы вузовских ФЦК связан с особенностями экономических процессов в Российской Федерации, волатильностью фондового и валютного рынков, недостаточной развитостью системных подходов к поиску внебюджетного финансирования, недооцененным потенциалом работы с региональным сообществом, бизнесом, выпускниками, а также недостаточной профессионализацией данной сферы.
Некоммерческие организации нуждаются в профессиональных стратегиях фандрайзинга, управления капиталом, продвижения, маркетинга, отчетности. На сегодняшний день ощущается востребованность некоммерческих организаций в квалифицированных специалистах, в связи с чем на рынке образовательных услуг наблюдается спрос на программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Одной из причин низкого уровня привлечения средств в ФЦК является конкуренция с заинтересованностью жертвователей в направлении средств через иные фонды развития или непосредственно как пожертвование для ООВО на реализацию проектов или деятельности. Такая ситуация отражает, в частности, объективные особенности фондового и валютного рынков, а также сложившихся экономических процессов в стране.
Следующие факторы в части нормативно-правового регулирования отрицательно влияют на развитие ФЦК:
- требуют уточнения и детализации вопросы получения средств на конкретные проекты (как НКО), а не исключительно в целевой капитал;
- отсутствует возможность ведения деятельности, приносящей доход, в том числе оказания услуг, заключения спонсорских доходных договоров;
- отсутствие явных стимулов для бизнес-сообщества жертвовать в эндаумент в сравнении со спонсорскими взносами, инвестициями в новые исследования и разработки;
- отсутствуют преимущества в расходовании средств эндаументов (в сравнении с Социально-ориентированными НКО (СОНКО), специальным перечнем грантодающих организаций) - возможность выдавать гранты напрямую (студентам, преподавателям, под конкретные проекты), налоговые льготы в отношении НДФЛ и страховых взносов;
- ограничения в отношении инвестирования средств эндаументов;
- недостаточно информации о деятельности ФЦК (не всеми эндаументами публикуется финансовая и публичная отчетность).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей