Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2023 N АКПИ23-957 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5.7.18 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 декабря 2023 г. N АКПИ23-957

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим пункта 5.7.18 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст,

установил:

приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст (далее также - Приказ N 1425-ст) утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее также - ГОСТ Р 52289-2019) с датой введения в действие 1 апреля 2020 г., взамен ГОСТ Р 52289-2004.

В соответствии с пунктом 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 знак 6.16 "Стоп-линия" применяют для указания места остановки транспортных средств на регулируемых перекрестках, железнодорожных переездах и на пунктах взимания платы за проезд по платным дорогам (абзац первый).

Знак устанавливают справа от дороги или над проезжей частью. Допускается устанавливать знак над каждой полосой движения (абзац второй).

Знак применяют самостоятельно или с разметкой 1.12 (абзац третий).

Если знак применяют самостоятельно, то расстояние от знака до светофора, шлагбаума или ближнего рельса определяют по 6.2.14, при этом высота установки знака 6.16 сбоку от проезжей части при отсутствии светофора Т.3 любых исполнений должна быть (1,5 00000001.wmz 0,1) м (абзац четвертый).

Если знак применяют совместно с разметкой 1.12, то его устанавливают в одном поперечном сечении с разметкой (абзац пятый).

Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 в части установки знаков 6.16 "Стоп-линия" на высоте 1,5 00000002.wmz 0,1 м на тротуарах, ссылаясь на его несоответствие статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения), статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), пункту 3 части 1, пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), пункту 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения).

В обоснование требования Т. указала, что как пешеход является участником дорожного движения. В апреле 2023 г. при движении по тротуару вследствие запотевания очков наткнулась на знак "Стоп-линия", установленный на высоте 1,5 м. Подобное размещение дорожных знаков, по ее мнению, травмоопасно, создает препятствия для пешеходов, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Административный ответчик Росстандарт в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом, не противоречит актам большей юридической силы.

Административный истец Т., принимавшая участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, поддержала заявленное требование, просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель Росстандарта Л. возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, изучив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Законом о стандартизации, который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 данного закона, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации (часть 1 статьи 1).

Национальный стандарт Российской Федерации относится к числу документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (пункт 2 статьи 2, статья 14 Закона о стандартизации).

В соответствии с пунктом 12 статьи 9 приведенного закона федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие.

Согласно пунктам 1, 3, подпунктам 5.2.2 и 5.4.6 пункта 5, подпункту 9.8 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, который, руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, осуществляет утверждение, изменение (актуализацию), отмену документов национальной системы стандартизации, установление даты введения их в действие, разработку и регистрацию основополагающих национальных стандартов и правил стандартизации, установление даты введения их в действие, издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Пунктом 7 названного положения предусмотрено, что Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Под национальным стандартом понимается документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (пункт 5 статьи 2 Закона о стандартизации).

Согласно части 1 статьи 17 указанного закона национальные стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в соответствии с главой 5 этого закона в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники.

Оспариваемый в части национальный стандарт в соответствии с требованиями статьи 24 упомянутого закона разработан Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации, внесен на утверждение Росстандартом Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения", утвержден и введен в действие Приказом N 1425-ст взамен ГОСТ Р 52289-2004, опубликован в печатном издании (Стандартинформ, 2020).

Таким образом, ГОСТ Р 52289-2019 утвержден и введен в действие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий национального органа по стандартизации, что административным истцом не оспаривается.

Как документ национальной системы стандартизации, подготовка, принятие (утверждение), введение в действие и опубликование которого осуществляются в самостоятельном порядке, отличном от правил, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, оспариваемый национальный стандарт, не являющийся нормативным правовым актом, не требует государственной регистрации в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными указанным постановлением.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона о стандартизации принципами стандартизации являются добровольность применения документов по стандартизации; обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о стандартизации объект стандартизации - это продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в который включен ГОСТ Р 52289-2019 (пункт 7).

ГОСТ Р 52289-2019 согласно его разделу 1 "Область применения" устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений, и распространяется на прилегающие территории, кроме пунктов 5.1.4, 5.1.6, 5.1.14, 5.4.22, 5.7.19.

Доводы административного истца о несоответствии пункта 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 в части установки знака 6.16 "Стоп-линия" сбоку от проезжей части при отсутствии светофора Т.3 любых исполнений на высоте 1,5 00000003.wmz 0,1 м статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 Закона об организации дорожного движения, статье 1 Закона о безопасности дорожного движения, пункту 3 части 1, пункту 2 части 2 статьи 3 Закона о стандартизации, статье 15 Закона о социальной защите инвалидов, пункту 1.5 Правил дорожного движения подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).

В статье 2 Закона об организации дорожного движения установлены основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации, к которым в том числе отнесено создание условий для движения пешеходов и велосипедистов (пункт 5).

Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).

Статья 3 Закона о стандартизации регламентирует как цели стандартизации, к которым согласно пункту 3 ее части 1 отнесено улучшение качества жизни населения страны, так и задачи стандартизации, к которым в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи отнесены повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Статья 15 Закона о социальной защите инвалидов содержит положения, регламентирующие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Пункт 1.5 Правил дорожного движения предусматривает, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Вопреки доводам административного истца оспариваемое положение национального стандарта приведенным положениям нормативных правовых актов не противоречит, поскольку в них не содержится нормативных предписаний, ограничивающих применение ГОСТ Р 52289-2019 либо регламентирующих порядок его разработки, утверждения и официального опубликования.

По своей правовой природе национальные стандарты являются нормативными техническими актами, которые не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты многократного применения, устанавливающие к продукции (работам, услугам), процессам, системам менеджмента, терминологии, условным обозначениям, исследованиям (испытаниям) и измерениям (включая отбор образцов) и методам испытаний, маркировке, процедурам оценки соответствия и иным объектам специальные характеристики, реализация которых на практике способствует повышению качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществления сопутствующих процессов, а также повышению конкурентоспособности продукции.

Доводы административного истца, по существу, сводятся к отстаиванию позиции о необходимости изменения ГОСТ Р 52289-2019, что не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.

По изложенным выше мотивам оснований для удовлетворения требований о признании недействующим пункта 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 в оспариваемой части не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующим пункта 5.7.18 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ