3. Иные споры с участием регистрирующих органов

3. Иные споры с участием регистрирующих органов.

3.1. С учетом того, что решение единственного участника Общества о ликвидации принято 31.01.2017, запись о принятом решении внесена в ЕГРЮЛ 08.02.2017 (то есть до введения в действие положений законодательства, устанавливающих предельный срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью), суды, руководствуясь пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, констатировали отсутствие у регистрирующего органа правовых оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества. При этом ссылка Заявителя на письмо ФНС России от 21.06.2018 N ГД-3-14/4105@ о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об истечении срока ликвидации общества признана судами несостоятельной, поскольку данное письмо содержит разъяснения относительно внесения записи исходя из принятых и вступивших в силу положений пунктов 6 и 7 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

По делу N А26-854/2023 Акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об истечении срока ликвидации Общества, как не соответствующее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Решением от 03.04.2023 Арбитражный суд города Республики Карелия в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.01.2017 единственным участником Общества принято решение N 1 о добровольной ликвидации, о чем в регистрирующий орган 01.02.2017 представлено соответствующее уведомление.

Сообщение о ликвидации Общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (623) - 09.03.2017, часть 1.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) дополнена пунктами 6 и 7.

Согласно пункту 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

В соответствии с пунктом 7 статьи 57 Закона N 14-ФЗ в случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Положения пунктов 6 и 7 ст. 57 Закона N 14-ФЗ вступили в силу с 01.09.2017.

Поскольку решение единственного участника Общества о ликвидации принято 31.01.2017, запись о принятом решении внесена в ЕГРЮЛ 08.02.2017 (то есть до введения в действие положений законодательства, устанавливающих предельный срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью), правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества у регистрирующего органа отсутствуют.

Ссылка Заявителя на Письмо ФНС России от 21.06.2018 N ГД-3-14/4105@ о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об истечении срока ликвидации общества не состоятельна, поскольку данное письмо содержит разъяснения относительно внесения записи исходя из принятых и вступивших в силу положений пунктов 6 и 7 статьи 57 Закона N 14-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции согласен с позицией ответчика о том, что ссылка Заявителя на судебную практику (Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа по делам N N А26-2626/2021, А26-1794/2021, а также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-36355/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А10-5872/2019) является несостоятельной, поскольку данные решения судов приняты при различных обстоятельствах (решения о ликвидации по рассмотренным делам приняты юридическими лицами после вступления в силу изменений, внесенных в статью 57 Закона N 14-ФЗ).

3.2. Руководствуясь положениями статей 1, 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", суды заключили, что процедура исключения общества из Единого государственного реестра юридических лиц инспекцией соблюдена. При этом суды отметили, что возражение относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поступившее в Инспекцию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, квалифицированный сертификат ключа проверки которой прекратил свое действие в связи с прекращением аккредитации удостоверяющего центра, не могло рассматриваться как оформленное надлежащим образом.

По делу N А40-218780/2022 Банк обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к инспекции о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи ГРН 2227701394501 от 17.02.2022 о прекращении деятельности юридического лица общества, о признании недействительной записи ГРН 2227701394501 от 17.02.2022 о прекращении деятельности общества, а также об обязании внести в ЕГРЮЛ сведения об обществе, как о действующем юридическом лице.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции не нашла оснований для отмены обжалуемый решения и постановления.

01.11.2021 было принято решение N 113147 о предстоящем исключении юридического лица общества из ЕГРЮЛ. Информация о принятом решении о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ была опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" N 43(862), часть 2 от 03.11.2021/6031.

Инспекцией было получено возражение Банка от 03.02.2022 в электронной форме от имени представителя Л.С.Н. относительно продолжения процедуры исключения из ЕГРЮЛ в связи с наличием неисполненных им обязательств.

Однако 17.02.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 2227701394501 в отношении общества об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ, по решению регистрирующего органа.

Впоследствии заявителем было получено письмо N 12-13/036027 от 30.03.2022 от инспекции, в котором сообщалось о нарушении формы представленного кредитором возражения, которое выразилось в верификации документа квалифицированным сертификатом, выданным удостоверяющим центром ООО "Э.", аккредитация которого прекращена 01.01.2022 в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, руководствуясь положениями статей 1, 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" суды заключили, что процедура исключения общества из ЕГРЮЛ инспекцией соблюдена, незаконность действий и решений инспекции в ходе рассмотрения настоящего спора не установлена.

Судами установлено, что возражение, поступившее в Инспекцию 03.02.2022, было направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, квалифицированный сертификат ключа проверки которой прекратил свое действие в связи с прекращением аккредитации удостоверяющего центра, а подписант был своевременно уведомлен о прекращении аккредитации у удостоверяющего центра по электронной почте, и дополнительно представитель Банка Н.Л.С. был уведомлен о данном факте самой инспекцией 30.01.22 при ответе на возражение Банка об исключении другого лица.

В такой ситуации представленное в регистрирующий орган возражение не могло рассматриваться как подписанное, а, следовательно, и как оформленное надлежащим образом.

На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.

3.3. Суды признали правомерным исключение общества из ЕГРЮЛ, сославшись на то, что наличие предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обстоятельств является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра вне зависимости от фактического осуществления деятельности таким лицом, поскольку основной целью указанной правовой нормы является предотвращение недобросовестного использования в гражданском обороте юридических лиц, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. Применительно к обстоятельствам дела суды также указали, что поведение лиц, контролировавших деятельность общества (участник и генеральный директор), которые с момента выявления регистрирующим органом в 2021 году недостоверных данных об адресе и до исключения общества из ЕГРЮЛ, завершившейся внесением 02.11.2022 регистрирующим органом записи об исключение общества из реестра, не совершили каких-либо действий по представлению в Инспекцию достоверных сведений об адресе либо иных сведений (документов), подтверждающих, что связь с обществом по этому адресу будет осуществляться, однако, требующих восстановления правоспособности общества, не отвечает признакам добросовестного поведения и не подлежит судебной защите.

По делу N А40-279154/2022 К.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения Инспекции от 18.07.2022 N 52774 об исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц, о возложении на Инспекцию обязанности восстановить запись об обществе в ЕГРЮЛ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, К.А. обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

В ходе проведенных мероприятий сотрудниками Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве установлено, что общество фактически по вышеуказанному адресу не находится, финансово-хозяйственной деятельности не выявлено, представителей организации нет, вывески и тендеры с указанием местонахождения организации не обнаружены, связь с юридическим лицом не установлена, о чем составлен протокол осмотра объекта недвижимости N Л20 от 24.08.2021. При проведении осмотра сотрудниками налогового органа применялась видеозапись.

На основании протокола N Л20 осмотра объекта недвижимости от 24.08.2021, поступившего из ИФНС, 19.10.2021 в ЕГРЮЛ в отношении общества Инспекцией была внесена запись ГРН 2217709732909 о недостоверности сведений по адресу, включенных в ЕГРЮЛ.

Инспекцией 18.07.2022 принято решение N 52774 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ.

20.07.2022 сведения о предстоящем исключении общества были опубликованы Инспекцией в Вестнике государственной регистрации (ч. 2 N 28(898) от 20.07.2022/2282).

Инспекцией 02.11.2022 в ЕГРЮЛ в отношении общества внесена запись за ГРН 2227710438459 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 года N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.

Таким образом, заявители, как лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "А." из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имели возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ. Вместе с тем, они указанным правом не воспользовались.

Поскольку заявители не воспользовались своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением общества из ЕГРЮЛ нарушены их права, не имеется.

Все доводы заявителей со ссылкой на косвенные доказательства (сдача отчетности, получение корреспонденции), по их мнению, свидетельствующие о том, что общество осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и не отвечает признакам недействующего юридического лица, правильно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку имеют опосредованную связь с установленным фактом недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, по которому фактически должна осуществляться деятельность, должно быть обеспечено поддержание связи, в частности, получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа.

Судом учтено, что Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 21.1 Закона N 129-ФЗ была дополнена пунктом 5, в соответствии с которым предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт "б"). Указанные изменения вступили в силу с 01 сентября 2017 года.

Вопрос о том, отвечает ли юридическое лицо признакам недействующего в понимании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (отсутствия налоговой отчетности и движений по банковским счетам) не подлежит исследованию и в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, само по себе влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем прямо указано в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.

При этом суд отмечает, что наличие предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 статьи 21 Закона N 129-ФЗ обстоятельств является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра вне зависимости от фактического осуществления деятельности таким лицом, поскольку основной целью указанной правовой нормы является предотвращение недобросовестного использования в гражданском обороте юридических лиц, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд указал, что поведение лиц, контролировавших деятельность общества (участник и генеральный директор), которые с момента выявления регистрирующим органом в 2021 году недостоверных данных об адресе и до исключения общества из ЕГРЮЛ, завершившейся внесением 02.11.2022 регистрирующим органом записи об исключение общества из реестра, не совершили каких-либо действий по представлению в Инспекцию достоверных сведений об адресе либо иных сведений (документов), подтверждающих, что связь с обществом по этому адресу будет осуществляться, однако, требующих восстановления правоспособности общества, не отвечает признакам добросовестного поведения и не подлежит судебной защите.