Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов.

Задача 1. Развитие и адаптация системы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов с учетом изменения финансового рынка

Защита неквалифицированного розничного инвестора. Реализация внешних геополитических рисков привела к потерям инвесторов, что может по-прежнему отражаться на их готовности инвестировать в инструменты фондового рынка в дальнейшем. Важно восстановить и сформировать устойчивое доверие массового неквалифицированного инвестора к рынку капитала при одновременном ограничении рисков для такой категории инвесторов.

В связи с этим Банк России реализует комплекс мер, направленных на защиту розничных инвесторов и совершенствование подходов к их допуску на рынок капитала в части процедур тестирования, признания лиц квалифицированными инвесторами, перечня доступных только квалифицированным инвесторам инструментов и ряда других. Данные меры позволят защитить неквалифицированного инвестора от рисков возможной потери средств при вложении их в продукты и инструменты, сути которых инвестор не понимает.

В части требований для получения статуса квалифицированного инвестора планируется увеличить необходимый для этого размер активов и изменить их структуру, установить требования к документам, подтверждающим наличие таких активов, расширить возможности присвоения статуса квалифицированного инвестора по образовательным критериям, исключить из законодательства о рынке ценных бумаг привязку получения статуса квалифицированного инвестора только к определенному инструменту или перечню инструментов.

Банк России также готов рассмотреть вопрос введения специального квалификационного экзамена. При этом конкретные параметры такого экзамена, включая вопрос о том, кто будет принимать экзамен, требуют проработки и обсуждения.

Предполагается совершенствовать систему защиты прав неквалифицированных инвесторов на инвестиционных платформах, в том числе проработать вопрос внедрения тестирования неквалифицированных инвесторов на краудинвестинговых платформах при приобретении ими акций.

Кроме того, предполагается продолжение работы по формированию единых электронных реестров лиц, признанных квалифицированными инвесторами, и лиц, получивших доступ к определенным сложным финансовым инструментам по результатам тестирования. Данные меры будут способствовать сокращению недобросовестных практик присвоения статуса квалифицированного инвестора.

При этом Банк России будет оценивать возможность допуска неквалифицированных инвесторов к иностранным финансовым инструментам, эмитенты которых являются резидентами дружественных государств, исключительно в случае отсутствия кастодиального риска, а также после прохождения инвесторами тестирования и получения дополнительного информирования (о присущих рисках) по таким инструментам.

В перспективе планируется проработать вопрос о расширении полномочий регулятора по определению финансовых продуктов, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Это позволит не допустить предложения на финансовом рынке продуктов и услуг гражданам, которые в ряде случаев ввиду сложности продукта не могут самостоятельно оценить его клиентскую ценность.

Формирование правовых основ для рассмотрения финансовым уполномоченным споров брокеров с розничными инвесторами. С учетом роста числа розничных инвесторов и количества имущественных споров между инвесторами и брокерами видится целесообразной проработка вопроса о внесении законодательных изменений, расширяющих компетенцию финансового уполномоченного, и включении в нее рассмотрение споров между этими участниками финансового рынка.

Кроме того, в целях более быстрого и эффективного урегулирования разногласий между потребителями и финансовыми организациями видится целесообразной проработка возможных подходов к внедрению медиативных технологий на финансовом рынке. На сегодняшний день в этом направлении уже сделаны определенные шаги. В частности, Банк России и представители банковского сообщества предложили механизм комплексного урегулирования задолженности заемщика, попавшего в сложную жизненную ситуацию, перед банками и описали процедуру в Стандарте, который в конце апреля 2023 года был рекомендован Банком России к применению кредитным организациям <35>. В дальнейшем планируется развитие комплексного урегулирования и финансового применения на финансовом рынке.

--------------------------------

<35> Информационное письмо о Стандарте защиты прав и интересов заемщиков - физических лиц при урегулировании задолженности по кредитным договорам, заключенным в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, от 25.04.2023 N ИН-03-59/33.

Регулирование защиты прав получателей услуг по рассрочке оплаты товаров (работ, услуг). Среди потребителей финансовых услуг быстрыми темпами растет спрос на услуги потребительской рассрочки, и при этом специальное регулирование данного сегмента рынка отсутствует. Вместе с тем основные потребители этого финансового продукта - это лица с невысокими доходами, которые нуждаются в дополнительной защите от закредитованности. Представляется, что введение специального регулирования позволит защитить права граждан, обозначит различия между рассрочками и POS-кредитами в портфелях профессиональных кредиторов и независимых операторов рассрочки. Это будет способствовать также повышению прозрачности рынка финансовых услуг, сохранению финансовой стабильности и противодействию распространения теневых финансовых услуг.

Развитие поведенческого надзора. Банк России продолжит создавать стимулы для повышения клиентоориентированности поставщиков финансовых услуг с учетом приоритета превентивного поведенческого надзора и тренда на развитие дистанционных каналов коммуникации с клиентами с учетом следующего:

- совершенствование инструментария риск-ориентированного поведенческого надзора, в том числе развитие инструментов выявления и оценки еще не реализованных потребительских рисков в деятельности поднадзорных организаций;

- сочетание двух составляющих - надзорной и консультативной - в деятельности Банка России как системный подход к развитию поведенческого надзора;

- изменение парадигмы менеджмента финансовых организаций: повышение клиентоориентированности бизнес-моделей поставщиков финансовых услуг.

В целях улучшения качества взаимодействия банков и НФО с потребителями при реализации финансовых услуг и повышения удовлетворенности граждан услугами финансового рынка Банком России проводятся исследования порядка реализации профессиональными кредиторами финансовых услуг. Для этого Банк России проводит различные опросы потребителей, привлекает к мероприятиям по выявлению недобросовестных практик на рынке общественные организации, публикует на своем официальном сайте разъяснения, вопросы-ответы в целях доведения до поднадзорных организаций позиции Банка России по различным вопросам, а также информацию о недобросовестных и лучших практиках, выявленных в ходе надзорной деятельности.

Кроме того, Банк России планирует развивать практику мониторинга следования поднадзорных организаций рекомендациям, касающимся защиты прав потребителей финансовых услуг, принимаемым Банком России самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Банк России продолжит использовать инструмент поведенческой экспертизы в отношении регуляторных норм, связанных с требованиями к форме, содержанию и порядку доведения информации о финансовых продуктах, а также порядку взаимодействия поставщиков продуктов с клиентами.