Банковское регулирование

Банк России продолжит работу по совершенствованию банковского регулирования. Стратегические направления работы по данному направлению отражены в документе "Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора" <34>.

--------------------------------

<34> Опубликовано на сайте Банка России 27 декабря 2022 года.

В 2023 году завершается работа по ряду инициатив, которые:

- позволяют банкам сохранять и наращивать потенциал кредитования (снижены надбавки к нормативам достаточности капитала, введено стимулирующее регулирование для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики);

- усиливают надежность банков (приняты меры по девалютизации источников капитала);

- повышают качество оценки рисков (повышены макропруденциальные требования по ипотечным кредитам, предоставлена возможность применять риск-чувствительные коэффициенты при формировании резервов по условным обязательствам кредитного характера).

Кроме того, в 2023 году были приняты законодательные изменения, расширяющие возможности потребителей при выборе банковских продуктов (изменены правила расчета полной стоимости кредита, увеличен период охлаждения для возврата ненужных услуг, установлены бесплатные онлайн-переводы до 30 млн рублей в месяц гражданина между его счетами в разных банках).

Банк России продолжит работу по совершенствованию системы страхования вкладов, направленную на расширение системы страховой защиты по вкладам, настройку параметров взносов в ФОСВ в зависимости от типа и срочности вклада, изменение подходов к оценке экономического положения банков на основе системы надзорных рейтингов кредитной организации. Увеличение лимита страхового возмещения и снижение ставок отчислений в ФОСВ сделает долгосрочные вклады более привлекательными для клиентов, позволит банкам повысить их доходность и обеспечит приток устойчивых долгосрочных пассивов для финансирования экономики.

Укреплению и удлинению структуры фондирования также будет способствовать усиление контроля за рисками ликвидности. При этом Банк России планирует разработать и внедрить национальный норматив краткосрочной ликвидности, который в большей степени учтет национальную специфику в сравнении с Базелем III.

Для снижения уязвимости банковского сектора к колебаниям валютных курсов и обеспечения большей устойчивости кредитных организаций к валютному риску будет проведена настройка лимитов открытых валютных позиций (ОВП): установление лимита балансовой ОВП, повышение требований к качеству хеджирующих инструментов, повышение точности оценки валютного риска с сохранением в ОВП только позиций, оказывающих непосредственное влияние на финансовый результат. Более гибкие сроки урегулирования ОВП позволят смягчить влияние операций банков на валютный рынок.

Большое внимание планируется уделять снижению рисков концентрации, что будет способствовать снижению системных рисков и развитию рынка синдицирования.

В целях снижения концентрации непрофильных активов на балансах банков Банк России проработает концепцию риск-чувствительного лимита по иммобилизованным активам и постепенно внедрит ее в регулирование.

Банк России продолжит работу по усилению роли надзорного стресс-тестирования банков, что позволит в будущем учитывать его результаты при установлении требований к капиталу. Для повышения готовности банков к кризисам, снижения системного риска и развития синдицирования Банк России будет развивать регулирование в отношении ПВФУ (план восстановления финансовой устойчивости), ВПОДК (внутренние процедуры оценки достаточности капитала).

В целях совершенствования систем управления кредитным риском СЗКО Банком России реализуются мероприятия, обеспечивающие переход СЗКО на обязательное применение подхода на основе внутренних рейтингов для расчета величины кредитного риска, учитываемого при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Реализация этих новаций будет способствовать развитию и повышению устойчивости банковского сектора, повысит клиентоориентированность, усилит роль банков в финансировании экономического развития нашей страны.

Информация о планах/статусе инициатив публикуется на периодической основе в обзорах банковского регулирования, плане подготовки нормативных актов Банка России на год.