Задача 3. Регулирование экосистем

В России продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели. В целом российская платформенная индустрия подтвердила свою роль в структурной трансформации экономики, отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в формирование экономической и технологической независимости страны.

Активно развиваются платформы электронной коммерции - сегодня они выступают эффективными механизмами масштабирования новых логистических цепочек, поиска партнерских рынков, каналами параллельного импорта. Наряду с крупнейшими технологическими и финансовыми компаниями, первые национальные игроки из сектора электронной коммерции сделали заявку на строительство экосистем, расширив линейку предлагаемых сервисов. Появление собственных банков делает такие платформы полноценными конкурентами банковским экосистемам, переводя конкуренцию из области товарных маркетплейсов в область соревнования за клиента в целом. В большей мере это касается субъектов малого и среднего бизнеса - теперь поставщик крупной платформы электронной коммерции получает полный пакет услуг в одной экосистеме, включая расчетное обслуживание и кредитование.

Сокращение присутствия иностранных игроков открыло новые возможности для национальных платформ. В силу ограничительных мер у ряда оставшихся на российском рынке иностранных платформ снижается качество клиентского опыта и, как следствие, лояльность клиентской аудитории, что приводит к перетоку пользователей на российские ресурсы. В отдельных случаях отмечается даже ускоренное заполнение ниш российскими игроками, причем как лидерами, так и специализированными компаниями. В чувствительных к уходу иностранных провайдеров областях платформенной деятельности продолжается поиск альтернативных решений - таких как операционные системы, магазины приложений и мобильные устройства.

Тенденции в развитии платформенного рынка показывают, что выработка подходов к регулированию платформ и экосистем сохраняет свою актуальность в текущих условиях. Введение регулирования экосистем должно происходить таким образом, чтобы сохранить для граждан и бизнеса все преимущества их развития, но при этом ограничить связанные с ними риски, в том числе риски злоупотребления доминирующим положением, риски в сфере финансовой стабильности, и обеспечить защиту прав поставщиков и потребителей. Банк России отмечает специфические риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Это риски, связанные с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли, в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки непрофильного бизнеса, риск информационной безопасности.

Банк России считает, что необходимо продолжить разработку подходов к регулированию платформенного и экосистемного бизнеса. При этом такое регулирование не должно создавать барьеры процессам структурной трансформации и цифровизации экономики. Оно должно базироваться на принципе пропорциональности в зависимости от размера платформы/экосистемы и потенциальных рисков от их деятельности, то есть к крупнейшим участникам должно предъявляться больше требований. Скорость внедрения регулирования должна зависеть от уровня платформизации конкретного сектора, его социальной и экономической значимости.

В связи с быстрым развитием государственных платформенных сервисов для участников рынка повышается актуальность водораздела с государственными платформами - бизнесу нужна прозрачность и предсказуемость политики государства в этом вопросе, чтобы иметь возможность стратегически планировать свои инвестиции в разработку платформенных решений, понимая, какая ниша будет закрыта государственным сервисом.