Приложение 4

к Методическим рекомендациям

Банка России по управлению

финансовым продуктом

от 27 декабря 2023 года N 19-МР

КРИТЕРИИ НОВИЗНЫ И СЛОЖНОСТИ ФИНАНСОВОГО ПРОДУКТА

Приведенные критерии применяются к финансовому продукту в той части, в которой уместны и могут быть применены.

Критерии новизны финансового продукта (критерии новизны):

1. Принципиально новый финансовый продукт, не имеющий аналогов на российском финансовом рынке.

2. Новый для финансовой организации финансовый продукт, имеющий аналоги на российском финансовом рынке, но включающий в себя свойства и характеристики, отличные от иных, представленных на российском рынке финансовых продуктов.

3. Простой финансовый продукт, прошедший модернизацию с изменением его потребительских свойств и характеристик настолько, что в результате указанных изменений финансовый продукт будет подпадать под критерии сложных и (или) составных финансовых продуктов.

4. Финансовый продукт, прошедший пересмотр или модификацию, изменившую его функциональное предназначение (например, применение на других географических рынках или для другой целевой аудитории потребителей финансовых услуг, изменение категории финансового продукта при корректировке его существенных характеристик).

5. Финансовый продукт, оптимизирующий продуктовую линейку финансовой организации за счет комбинации отдельных элементов финансовых продуктов из ассортимента (в том числе по причине экономической нецелесообразности их дальнейшего развития).

Критерии сложности финансового продукта (критерии сложности):

1. Параметры финансового продукта требуют от потребителя финансового продукта из целевой клиентской группы специальных знаний и (или) опыта, а выгоды и риски, которые влечет приобретение и использование финансового продукта, сложно оценимы, поскольку:

1.1. Финансовый продукт имеет сложную и (или) непрозрачную для потребителя финансового продукта структуру.

1.2. Финансовый продукт, оценка целесообразности приобретения которого требует от потребителя финансового продукта специальных навыков и знаний и (или) использования сложных ИТ-решений (несколько переменных, сложные математические формулы для определения дохода от инвестиций).

1.3. Финансовый продукт обладает нестандартной структурой денежных потоков или нестандартным соотношением риска и доходности.

1.4. Финансовый продукт содержит условия, которые усложняют или кардинально меняют порядок определения выплат по финансовому продукту относительно заявленных основных характеристик финансового продукта.

1.5. Финансовый продукт, включающий гарантии или защиту капитала, которые являются условными или частичными, или могут не учитываться при наступлении определенных событий.

1.6. Финансовый продукт, имеющий фиксированный срок инвестирования со штрафными санкциями в случае досрочного прекращения оборота (потерями/уменьшением изначально внесенной суммы), которые не имеют понятного и доступного потребителю финансового продукта обоснования.

1.7. Финансовый продукт, стоимость которого определяется на основе информации, не являющейся общедоступной (например, низкая доступность информации о финансовом продукте, в том числе о бенефициарах и аффилированных структурах эмитента, финансовые продукты с индивидуальными условиями).

1.8. Финансовый продукт, доходность по которому сложно определяется (потребителю финансового продукта сложно понять механизм формирования прибыли и риски, связанные с реализацией финансового продукта), и который содержит условия, согласно которым доходность или стоимость финансового продукта может как увеличиваться, так и уменьшаться <4>.

--------------------------------

<4> Не применимо к акциям, паям паевых инвестиционных фондов и страховым продуктам (за исключением страхования жизни).

1.9. Финансовый продукт, потенциальная доходность которого используется для привлечения клиентов и связана со сценариями, реализация которых с большой вероятностью невозможна (может послужить причиной того, что фактическая доходность финансового продукта ниже, чем доходность у традиционных розничных сберегательных финансовых продуктов, например, финансовых инструментов, базовым активом которых являются биржевые индексы).

1.10. Финансовый продукт, включающий дополнительные неочевидные комиссии поставщику финансового продукта или расходы потребителя финансового продукта <5>, которые могут снизить выгоды или увеличить издержки потребителя финансового продукта и риски финансового продукта и не могут быть оценены потребителем финансового продукта без специальных знаний.

--------------------------------

<5> Это могут быть в том числе неочевидные для потребителя финансового продукта и (или) не связанные с финансовым продуктом платежи или те, которые не могут быть надлежаще оценены потребителем финансового продукта, не обладающим специальными знаниями.

1.11. Финансовый продукт, имеющий риск несения убытков, связанный с полной или частичной потерей стоимости финансового продукта, а также имеющий дополнительные услуги или их комбинацию, приобретение которых может привести к убыткам потребителя финансового продукта.

2. Параметры финансового продукта не позволяют потребителю финансового продукта из целевой клиентской группы реализовать продукт на вторичном рынке (если применимо), так как на момент приобретения финансовый продукт является низколиквидным, вторичный рынок для него существенно ограничен или отсутствует (например, низкий кредитный рейтинг с негативным прогнозом эмитента ценной бумаги или гаранта по финансовому продукту может быть причиной низкого объема торгов).