I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

I Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего уровня развития профилактической

деятельности контрольного (надзорного) органа,

характеристика проблем, на решение которых направлена

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение N 997);

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:

1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Названные критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования определены Положением N 997.

По результатам проведенного Рособрнадзором в 2022 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - 87 объектов;

низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11(3) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) Рособрнадзор не формировал план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

По результатам проведенного Рособрнадзором в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - 58 объектов;

низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Таким образом, количество контролируемых лиц, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в 2023 году снизилось и составило 3% от общего количества контролируемых лиц (в 2022 году - 5%).

В соответствии с пунктом 3 постановления N 336 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году проводятся по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г.;

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

В 2023 году на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с выявлением соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, по согласованию с органами прокуратуры приняты решения о проведении 15 внеплановых проверок (6 выездных и 9 документарных) контролируемых лиц в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий:

составлено 5 актов о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, из них:

в связи с отсутствием по адресам местонахождения контролируемых лиц руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица, а также фактическое неосуществление деятельности контролируемым лицом (соответствующая информация направлена в Минюст России и ФНС России для принятия мер в рамках установленной компетенции) - 3 внеплановые выездные проверки;

в связи с отсутствием документов для проведения проверки (документы изъяты сотрудниками МВД в ходе оперативно-розыскных мероприятий) - 1 внеплановая документарная проверка;

в связи с непредставлением истребуемых документов - 1 внеплановая документарная проверка;

в 8 организациях, осуществляющих образовательную деятельность, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно:

Федерального закона N 273-ФЗ;

Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 (далее - Положение о лицензировании);

Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802 (далее - Правила размещения информации на сайте);

Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 (далее - Правила формирования ФИС ФРДО, ФИС ФРДО);

Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 (далее - Требования к сайту).

Составлены протоколы осмотров, выданы предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждены 11 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 190000 руб.

По результатам проверки 2 образовательных организаций нарушения обязательных требований не выявлены.

Руководствуясь требованиями пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, подпункта "а" пункта 3 постановления N 336, в отношении 2 образовательных организаций и филиала образовательной организации проведены 3 внеплановые документарные проверки исполнения предписаний Рособрнадзора (вновь выданных) об устранении ранее не устраненных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, по результатам которых установлен факт неисполнения вновь выданных предписаний. Распоряжениями Рособрнадзора образовательным организациям и филиалу организации приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности до вступления в законную силу решения суда.

На основании части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, пункта 61 Положения N 997 Рособрнадзором в 2023 году проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении 101 организации, осуществляющей образовательную деятельность (филиалов организаций).

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Рособрнадзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.

Мониторинг безопасности относится к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом.

По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлены нарушения: Федерального закона N 273-ФЗ; Положения о лицензировании; Правил формирования ФИС ФРДО; Правил размещения информации на сайте; Требований к сайту.

Образовательным организациям, в которых были выявлены нарушения, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований, копии которых направлены учредителям образовательных организаций.

По результатам мониторинга безопасности, проведенного в отношении 10 организаций, нарушений обязательных требований не выявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

В 2023 году в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, Рособрнадзор актуализировал перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 28 февраля 2023 г. (с последующими изменениями).

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу. В 2023 году на официальном сайте Рособрнадзора размещено более 100 информационных материалов об издании и внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования;

перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

проверочные листы, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29 ноября 2021 г. N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2022 г., регистрационный N 67302) (в редакции приказа Рособрнадзора от 9 марта 2023 г. N 367 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 ноября 2021 года N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2023 г., регистрационный N 73853) (далее - приказ N 1533), и информация для контролируемых лиц о внесении изменений в приказ Рособрнадзора N 1533;

перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Рособрнадзора от 4 октября 2021 г. N 1336 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2021 г., регистрационный N 66439) (в редакции приказов Рособрнадзора от 13 июня 2023 г. N 1071, от 31 августа 2023 г. N 1587 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября 2021 г. N 1336" (зарегистрированы Минюстом России, соответственно, 28 июля 2023 г., регистрационный N 74512 и 13 октября 2023 г., регистрационный N 75567) (далее - приказ N 1336), и информация для контролируемых лиц о внесении изменений в приказ Рособрнадзора N 1336;

перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 6 сентября 2023 г.;

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2023 год, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 20 декабря 2022 г.;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году, утвержденный приказом Рособрнадзора от 14 марта 2023 г. N 385;

доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 контролируемым лицам объявлено 377 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Контролируемые лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения направили в Рособрнадзор 13 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По результатам рассмотрения 12 возражений в отношении предостережений Рособрнадзор отказал в их удовлетворении; возражение одного контролируемого лица было удовлетворено.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 24 обязательных профилактических визита. В ходе профилактических визитов контролируемые лица проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска

В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ одно контролируемое лицо уведомило Рособрнадзора об отказе от проведения обязательного профилактического визита.

Профилактические визиты по заявлению контролируемого лица в 2023 году не проводились ввиду отсутствия таких заявлений.

В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2023 году осуществлялось консультирование в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих материалов разъяснительного характера:

письмо Рособрнадзора руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о внесении страхового номера индивидуального лицевого счета граждан в ФИС ФРДО;

письмо Рособрнадзора в адрес образовательных организаций о проведении мероприятий в связи с внесением изменений в Правила формирования и ведения ФИС ФРДО;

информация о наиболее часто задаваемых контролируемыми лицами вопросах при проведении Рособрнадзором профилактических визитов;

информация о результатах наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

методические рекомендации по внесению сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в ФИС ФРДО;

информация о результатах мониторинга системы образования в части обеспечения соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение высшего образования;

обзорная информация о предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных Рособрнадзором организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

информация о внесении изменений в статью 52 Федерального закона N 248-ФЗ, которая дополнена частями 10 - 13, устанавливающими порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица.

презентация "Новое в федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования";

разъяснения Рособрнадзора по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (индикаторы риска нарушения обязательных требований), и др.

В 2023 году Рособрнадзором проведен мониторинг внесенных образовательными организациями сведений в ФИС ФРДО в части наличия информации о КПП и ОГРН организации, по результатам которого в 66 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направлено письмо Рособрнадзора о необходимости устранения выявленных некорректных сведений.

В связи с поступившей в Рособрнадзор во втором квартале 2023 года информацией из МВД России о нарушениях требований Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), допускаемых образовательными организациями (в части отсутствия информирования соответствующих органов о прибытии/убытии иностранных граждан), руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлено письмо Рособрнадзора о необходимости принятия дополнительных механизмов контроля за соблюдением обязательных требований (размещено на официальном сайте Рособрнадзора и в личных кабинетах образовательных организаций). В МВД России и Минобрнауки России направлены также предложения Рособрнадзора о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования порядка приема на обучение иностранных граждан, а также требований к способам и времени фиксации убытия иностранного гражданина из образовательной организации.

В преддверии приемной кампании 2023/2024 гг. Рособрнадзор проинформировал руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам высшего образования, о необходимости как своевременного внесения изменений в локальные нормативные акты организации, регламентирующие правила приема обучающихся в 2023 году, учитывающих требования постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 528 "Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2023 году" (далее - постановление N 528) и приказа Минобрнауки России от 1 марта 2023 г. N 231 "Об утверждении особенностей приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотренные частями 7 и 8 статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 19-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - приказ N 231), так и размещения таких изменений (далее - Особенности приема) на официальном сайте в доступном виде. Данное письмо было размещено на сайте Рособрнадзора и в личных кабинетах образовательных организаций.

Также Рособрнадзор направил письма в федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные организации высшего образования, об обеспечении с их стороны контроля за своевременным размещением на официальных сайтах подведомственных образовательных организаций высшего образования в сети "Интернет" информации в доступном виде об Особенностях приема.

В июне 2023 г. Рособрнадзором проведен мониторинг официальных сайтов 152 частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования.

По результатам мониторинга установлено следующее.

В полном объеме обязательные требования, установленные постановлением N 528, выполнили 39,5% частных образовательных организаций; частично - 8,6%; не выполнили - 51,9%.

В полном объеме обязательные требования, установленные приказом N 231, выполнили 45,4% частных образовательных организаций; частично - 2,7%; не выполнили - 51,9%.

Руководителям образовательных организаций, не разместивших (либо разместившим информацию не в полном объеме) на официальных сайтах локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема на обучение в 2023 году по основным профессиональным образовательным программам высшего образования с учетом Особенностей приема, Рособрнадзор направил письма о проведении соответствующей работы и об информировании Рособрнадзор о принятых мерах. По результатам анализа информации, предоставленной образовательными организациями, 6 организациям, не разместившим на официальных сайтах локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема на обучение в 2023 году по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, учитывающие Особенности приема, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований.

В связи с поступающей в Рособрнадзор информацией об отказе образовательных организаций в приеме документов от поступающих, на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Документы" и в личных кабинетах образовательных организаций размещено письмо в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального и высшего образования, о неправомерности отказа в приеме документов при их отсутствии в ФИС ФРДО.

В связи с многочисленными обращениями граждан, поступившими в Рособрнадзор, руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлено письмо Рособрнадзора о необходимости упорядочения, хранения в образовательной организации либо передачи на хранение в государственный или муниципальный архив документов по личному составу, в том числе личных дел выпускников образовательной организации (размещено на сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований").

Основываясь на имеющейся в Рособрнадзоре информации о нарушениях Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/N 1512, девяти организациям, осуществляющим образовательную деятельность, направлены письма Рособрнадзора об аннулировании у поступающих результатов единого государственного экзамена для учета в работе приемными комиссиями образовательных организаций (в части рассмотрения документов об образовании, представленных указанными поступающими).

С учетом информации, предоставленной Главным управлением по вопросам миграции МВД России, о проведении указанным ведомством мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной миграции иностранных граждан из ряда зарубежных стран со сложной социально-экономической обстановкой, а также о необходимости усиления контроля за образовательными организациями и об исключении необоснованного оформления приглашений иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерации из стран со сложной социально-экономической обстановкой, руководителям более 130 образовательных организаций направлены письма Рособрнадзора о принятии мер по контролю за иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в целях обучения в соответствии с приглашением, выданным образовательной организаций, и по организации соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ.

Главное управление по вопросам миграции МВД России проинформировано Рособрнадзором о результатах проведенных образовательными организациями мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований Федерального закона N 115-ФЗ.

В целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных пунктами 2 и 3 части 3, частью 5 статьи 17 Федерального закона N 115-ФЗ, Рособрнадзором подготовлена и размещена на официальном сайте в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" обобщенная информация для образовательных организаций, принимающих на обучение иностранных граждан.

В июле и ноябре 2023 г. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведены онлайн-семинары по вопросам осуществления мониторинга системы образования, в которых приняли участие около 600 представителей образовательных организаций (охват аудитории составил, в среднем, 82% субъектов Российской Федерации, находящихся во всех федеральных округах). По итогам семинаров подготовлены и размещены в личных кабинетах организаций ответы на более чем 150 вопросов участников семинаров.

В результате обсуждения на семинарах методических аспектов проведения мониторинга были актуализированы и также размещены в личных кабинетах контролируемых лиц Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования.

В формате ВКС проведено совещание с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, отвечающих за внесение сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в ФИС ФРДО, на котором представители указанных регионов Российской Федерации были ознакомлены с особенностями внесения сведений в ФИС ФРДО.

Представители Рособрнадзора приняли участие:

- в обучающем семинаре для Протестантских образовательных организаций высшего образования, организованного Ассоциацией "Совет по протестантскому образованию", с докладом о реформе контрольной (надзорной) деятельности, о соблюдении обязательных требований в духовных образовательных организациях, в котором приняли участие около 60 представителей образовательных организаций;

- проектно-стратегической сессии по развитию педагогического образования для проректоров по образовательной деятельности педагогических вузов с докладом на тему: "Контроль и надзор в сфере образования", в которой приняли участие более 80 представителей образовательных организаций, в т.ч. из новых субъектов Российской Федерации.

1 ноября 2023 г. с участием руководителя Рособрнадзора А.А. Музаева проведен Онлайн-семинар "Надзор с человеческим лицом" с целью предупреждения нарушения обязательных требований, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности, требований ФГОС и требований к выполнению аккредитационных показателей (общее количество участников - более 700 чел.).

По итогам семинара на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований размещены презентации по основным вопросам, рассмотренным на семинаре.