I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

I Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего уровня развития профилактической

деятельности контрольного (надзорного) органа,

характеристика проблем, на решение которых направлена

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата:

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 15 июля 2021 г. N 1213 (далее - Положение N 1213);

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата является соблюдение организациями, указанными в пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата (далее - объекты контроля), подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Названные критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата определены Положением N 1213.

По результатам проведенного Рособрнадзором в 2022 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - отсутствуют;

низкий риск -14, т.е. все организации, осуществляющие образовательную деятельность, включенные в Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 481 (далее - Перечень организаций, проводящих экзамен).

Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с Положением N 1213 в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

По результатам проведенного Рособрнадзором в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - отсутствуют;

низкий риск - 13 организаций, проводящих экзамен <*>.

--------------------------------

<*> Приказом Минобрнауки России от 11.08.2023 N 779 "О признании утратившим силу пункта 13 перечня организаций осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 481" одна образовательная организация исключена из Перечня организаций, проводящих экзамен

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году проводятся по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г.;

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

На основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с выявлением соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, а именно: непредставление в течение шести месяцев образовательной организацией, включенной в перечень организаций, проводящих экзамен, оператору федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ, Рособрнадзором была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой нарушений обязательных требований не выявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 28.02.2022 г. утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата.

Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, о сроках и порядке их вступления в силу (при наличии);

перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденный приказом Рособрнадзора от 26 апреля 2022 г. N 548 (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2022 г., регистрационный N 68960);

перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденный приказом Рособрнадзора от 13 июня 2023 г. N 1070 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2023 г., регистрационный N 74465);

перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 6 сентября 2023 г.;

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата на 2023 год, утвержденная руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 20 декабря 2022 г.;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата в 2022 году, утвержденный приказом Рособрнадзора от 14 марта 2023 г. N 385;

доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата за 2022 год.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 1213 в 2023 году при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата контролируемым лицам было объявлено 25 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Контролируемые лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения направили в Рособрнадзор 10 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По результатам рассмотрения возражений в отношении предостережений Рособрнадзор отказал в их удовлетворении.

Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц в 2023 году не проводились.

В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2023 году осуществлялось консультирование в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в личных кабинетах образовательных организаций следующих материалов разъяснительного характера:

информация об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

обзорная информация о предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных Рособрнадзором организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

информация о внесении изменений в статью 52 Федерального закона N 248-ФЗ, которая дополнена частями 10 - 13, устанавливающими порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица;

разъяснения Рособрнадзора по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата (индикаторы риска нарушения обязательных требований) и др.

В целях реализации норм Федерального закона N 115-ФЗ в части выдачи иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента (далее - сертификаты), Рособрнадзор оценил полноту внесения образовательными организациями, включенными в Перечень организаций, проводящих экзамен, в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о сертификатах. По результатам проведенного анализа 10 организациям, проводящим экзамен, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательного требования по обеспечению полноты, достоверности и актуальности сведений о сертификатах, установленного пунктом 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825.

В Минобрнауки России для принятия соответствующих мер направлена информация о нарушениях, допускаемых двумя организациями, проводящими экзамен, требований Порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 мая 2021 г. N 400.

По результатам рассмотрения материалов, поступивших в Рособрнадзор из Главного управления МВД России по Алтайскому краю, в Правительство Российской Федерации направлена информация о нарушении организацией, проводящей экзамен, Порядка проведения государственного тестирования по русскому языку как иностранному, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 июня 2014 г. N 667, для принятия необходимых мер в рамках осуществления полномочий учредителя.

В Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены поступившие в Рособрнадзор материалы, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействиях) трех организаций, проводящих экзамен, угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также сведения о ранее проведенных в отношении этих организаций профилактических мероприятиях в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата.

В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях неукоснительного исполнения миграционного законодательства, пресечения нарушений должностными лицами образовательных организаций, организациями-партнерами, а также иностранными гражданами установленных требований Рособрнадзор в августе - ноябре 2023 года принял участие в совместных проверках соблюдения организациями, проводящими экзамен, обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата.

По результатам проведенных мероприятий:

- всем организациям, проводящим экзамен, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований, копии которых направлены учредителям организаций;

- информация с полным перечнем выявленных нарушений по каждой организации, проводящей экзамен, доведена до сведения прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации;

- в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлена информация об установлении Рособрнадзором признаков состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.