Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в области торгового
мореплавания и внутреннего водного транспорта
Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в. сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047 (далее - Положение).
Объектами федерального контроля являются:
а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;
б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;
в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;
е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;
ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;
и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;
л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта.
По состоянию на 01.09.2023 подлежит контролю в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта деятельность более пяти тысяч шестисот организаций и индивидуальных предпринимателей и порядка десяти тысяч объектов контроля.
Федеральный контроль осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
По состоянию на 01.09.2023 территориальными органами Госморречнадзора проведено 30 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами (за аналогичный период 2022 г. (далее - АППГ) - 64 мероприятия). В ходе их проведения выявлено 190 нарушений обязательных требований (АППГ - 57 нарушений).
За 8 месяцев 2023 года значительно увеличилось количество проводимых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. За указанный период Госморречнадзором было проведено 3 371 наблюдение за соблюдением обязательных требований (АППГ - 950) и 1 180 выездных обследований (АППГ - 391). В результате проведения этих мероприятий выявлено 2999 нарушений (АППГ - 1 057 нарушений).
В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований инспекторами Госморречнадзора проведено 1 630 постоянных рейдов (АППГ - 527), в результате которых выявлено 1 870 нарушений обязательных требований (АППГ - 332 нарушения).
Доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений, срок устранения по которым уже наступил, на 01.09.2023 составила 98%.
По состоянию на 01.09.2023 по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к административной ответственности 1 433 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей (за аналогичный период 2022 г. - 1 333). Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 16 042 тыс. руб. (АППГ - 15 776 тыс. руб.).
Чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов); 11.7 КоАП РФ (нарушение правил плавания судов); 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления).
По состоянию на 01.09.2023 территориальными органами Госморречнадзора было предоставлено 278 лицензий и внесено изменений в реестр по 571 лицензиям, всего - 849 (АППГ - 878). Проведена 681 оценка соискателей лицензии и лицензиатов (АППГ - 795). В 121 случае (АППГ - 75) были выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано.
По состоянию на 01.09.2023 центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора была рассмотрена 41 декларация безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 26, отказано в утверждении 15 деклараций. Выдано 26 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих работоспособное техническое состояние (повышение с 149 до 158), нормальный уровень безопасности (повышение с 155 до 164).
По-прежнему выявляются случаи невыполнения мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности и технического состояния судоходных гидротехнических сооружений.
Причинами происшествий на водном транспорте, произошедших за 8 месяцев 2023 года, по итогам проведенного анализа являлись:
- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 73%;
- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 11%;
- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в узкостях - 12%.
Таким образом, анализ состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта свидетельствует о снижении административной нагрузки на контролируемых лиц со стороны Госморречнадзора.
Отмечается увеличение количества контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также постоянных рейдов.
За 8 месяцев 2023 года при проведении вышеуказанных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено большее, чем за аналогичный период предыдущего года, количество нарушений, допускаемых контролируемыми лицами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей