V. Цифровизация контрольной деятельности

Принятие Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" позволило обеспечить развитие информационных систем, обеспечивающих цифровизацию основных процессов, а также сформировать единую модель данных в сфере контроля.

Цифровой контур информационных систем обеспечивает процесс контроля с применением единых справочников и классификаторов. В настоящий момент на базе единого реестра видов контроля произведена оцифровка всех положений о видах контроля (надзора). Указанные справочники используются в других информационных системах, таких как единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, государственная информационная система и другие. Это позволяет всем информационным системам общаться "на одном языке". В рамках развития планируется обеспечить автоматизацию подсчета категорий риска, "калькулятор рисков" будет выводиться в личном кабинете контролируемого лица на портале госуслуг.

В целях повышения клиентоориентированности создан функциональный личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг, позволяющий в режиме "одного окна" взаимодействовать с контрольными (надзорными) органами.

В личном кабинете на портале госуслуг реализованы сервисы юридически значимого уведомления и информирования обо всех контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях с соответствующими документами, а также об объектах с присвоенной категорией риска в форме отображения сведений в отдельном разделе.

В 2024 году будет завершена разработка базовой функциональности взаимодействия контролируемых лиц и контрольных (надзорных) органов на портале госуслуг, в частности личный кабинет и вся его функциональность будут доступны физическим лицам.

Вместе с тем в 2024 году личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг пополнится новыми средствами, такими как направление уведомлений о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, появятся новые формы уведомлений, расширяющие перечень жизненных ситуаций взаимодействия бизнеса и инспекторов.

Оперативное взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом в электронном формате обеспечивается с помощью личного кабинета на портале госуслуг и сервисов запроса документов и их направления в электронном формате, отказа от профилактического визита и оценки его проведения, подачи заявлений на осуществление профилактического визита и консультирования, а также новых возможностей механизма досудебного обжалования.

На базе единого реестра видов контроля создан справочник оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, справочник поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок.

Кроме того, категорирование объектов осуществляется в едином реестре видов контроля, реестр объектов контроля переведен на реестровую модель, приказы о категорировании более не применяются. Реестр объектов контроля интегрирован с единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий, который использует объекты из единого реестра видов контроля для плановых контрольных (надзорных) мероприятий в обязательном порядке, что позволяет обеспечить прослеживаемость данных. В рамках доработки реестр объектов контроля получит раздел "Предлагаемые к категорированию", в котором будут отображаться данные, в том числе на основании поданных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений в рамках уведомительных режимов (единый реестр уведомлений также реализуется на базе единого реестра видов контроля).

Во всех информационных системах для целей осуществления государственного контроля (надзора) используются сведения об обязательных требованиях из реестра обязательных требований (с учетом исключения для муниципального уровня), внесение обязательных требований инспектором в ручном режиме должно быть исключено (уже исключено на федеральном уровне).

Информация о количественных данных передается из единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Аналитика на основании этих данных производится в информационной панели в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (далее - система "Управление"). С введением в продуктивную среду новой версии вида сведений "Размещение сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий" версии 6.2.0 будет существенно расширен набор данных, направляемых в том числе в систему "Управление" для формирования показателей в информационной панели в системе "Управление", с помощью которого можно наглядно отслеживать различные параметры работы контрольных (надзорных) органов. При этом такое расширение набора данных не требует дополнительного изменения действующих нормативных правовых актов.

Необходимо обеспечить полноценную интеграцию реестра обязательных требований с единым реестром видов контроля и единым реестром учета лицензий (разрешений) для получения справочников. Все ведомственные системы, используемые в сфере контроля (надзора), а также единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и подсистема досудебного обжалования государственной информационной системы должны быть интегрированы с реестром обязательных требований и получать справочники обязательных требований. Также реестр обязательных требований должен выступать в качестве единой цифровой площадки для формирования проверочных листов и проведения самообследования.

Опыт организации деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в условиях действия ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), показал, что применение технологий дистанционного взаимодействия не только необходимость, но и способ снижения издержек.

Контрольные (надзорные) органы столкнулись с необходимостью контроля за деятельностью контролируемых лиц в дистанционном формате в условиях ограничения проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусматривает проведение ряда контрольных (надзорных) мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. При этом дистанционное взаимодействие требует как соответствующего технического и технологического оснащения, так и адаптации процессов организации и осуществления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий контрольными (надзорными) органами с учетом особенностей и ограничений данного формата взаимодействия.

В целях обеспечения дистанционного взаимодействия разработано мобильное приложение "Инспектор", которое позволяет с любых мобильных устройств и стационарных компьютеров дистанционно осуществлять оценку соблюдения обязательных требований, проводить профилактический визит и контрольное (надзорное) мероприятие.

Подтверждение устранения нарушений будет осуществляться в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор". Для контролируемого лица чек-лист на основании перечня нарушений будет формироваться автоматически на основании единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Если представлены материалы для подтверждения устранения нарушения, они должны быть оценены до назначения повторной проверки.

Для осуществления контроля и профилактики создаются ведомственные информационные системы либо используется государственная информационная система, которая позволяет оформлять все действия и формировать все документы внутри системы единообразно и с интеграцией с системой Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Разработана система по ведению дел об административных правонарушениях, созданная на базе государственной информационной системы, что позволяет завершить формирование цифрового контура информационных систем.

Внедрение такой системы позволит реализовать сквозной процесс - от проведения контрольного (надзорного) мероприятия до привлечения к ответственности за выявленные нарушения обязательных требований, что в целом повысит качество подготовки материалов дела (путем стандартных шаблонов, справочников и заполнения полей на основании ранее введенных данных), сократит сроки их подготовки и передачи, позволит обеспечить учет и систематизацию дел об административных правонарушениях, в том числе для целей отслеживания, обобщения и анализа результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, формирования правоприменительной практики, а также определить наиболее нарушаемые обязательные требования для целей их последующего анализа и оценки необходимости пересмотра.

Вместе с тем весь процесс осуществления контроля в цифровом виде осложняют несколько факторов.

Отсутствует единая система прослеживаемости завершения процесса контроля, в частности производства по делам об административных правонарушениях, что не позволяет собирать информацию о налагаемой ответственности за нарушения обязательных требований и допускает возможность ошибки при назначении наказаний за те или иные правонарушения.

Не налажен полный сквозной процесс осуществления контроля во всех контрольных (надзорных) органах. Некоторыми контрольными (надзорными) органами проводятся контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия без использования информационных систем, обеспечивающих такой сквозной процесс.

Наличие множества информационных систем разного уровня в контрольных (надзорных) органах не позволяет обеспечивать быстрый обмен данными между их инфраструктурой и, соответственно, допускает нарушения нормативных сроков ведения таких систем.

Отсутствует единый личный кабинет инспектора, который бы позволял работать в единой инфраструктуре всех систем со сквозной верификацией.

Инспекторский состав должен иметь возможность работать в одной информационной системе, обеспечивающей все функции контрольного (надзорного) органа, а в условиях удаленной работы - в специальном мобильном приложении. Такое мобильное приложение должно также обеспечивать возможность проведения мероприятий в формате видео-конференц-связи, подтверждение устранения нарушений без проведения проверок.

Накопленный массив данных о контрольной (надзорной) деятельности должен быть структурирован на информационных панелях для руководителей и специалистов разного уровня.

Смежные с контрольной (надзорной) деятельностью процессы, такие как административное делопроизводство, также должны быть включены в сквозной процесс.

Практически отсутствует цифровая фиксация инцидентов, влекущих за собой риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Таким образом, помимо необходимых совершенствований отдельных функций существующих систем, необходимо перевести цифровой контур информационных систем на единую цифровую платформу Российской Федерации "Гостех" (далее - платформа "Гостех") для возможности масштабирования функционала по осуществлению контроля (надзора).

Инфраструктурный перевод на платформу "Гостех" информационных систем позволит сократить издержки на их содержание, а также исключить ошибки при передаче данных из одной системы в другую, ускорить обновления интеграций при доработке модели данных.

Одновременно с этим необходимо актуализировать процессы при осуществлении контроля (надзора) в контрольных (надзорных) органах и при отсутствии у них информационной системы полного цикла переводить такие органы на государственную информационную систему.

В этой связи в рамках платформы "Гостех", объединяющей информационные системы в сфере контроля, необходима подсистема координации контрольной деятельности государственной информационной системы, которая будет являться агрегатором всей информации о контроле перед ее направлением в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и позволит повысить эффективность работы контрольных (надзорных) органов за счет внедрения системы единых справочников и логических контролей. Взаимодействие платформы "Гостех" с единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий должно осуществляться путем прямой интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия 4-й версии.

Указанные процессы цифровой трансформации должны совместно координироваться как со стороны органа, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, так и органа, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий.