Внимание!
Данная редакция применяется при ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных полномочий с 01.01.2024. При ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений данная редакция применяется с 01.01.2025, а в 2024 году применяется редакция без учета изменений, внесенных Приказом Минфина России от 30.10.2023 N 174н.

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее - Методические указания) в целях организации ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее - бухгалтерский учет), обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется информационное взаимодействие (формирование и обмен информацией) устанавливают единые правила формирования и применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления" ОКУД.

Методические указания применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н <1>, иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <2> (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета).

(в ред. Приказа Минфина России от 30.09.2021 N 142н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804).

<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238).

Термины, определения, которые даны в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета, используются в Методических рекомендациях в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

В целях отражения в бухгалтерском учете информации об объектах бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении фактов хозяйственной жизни, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (сводным первичным учетным документом).

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учет (далее - электронный первичный учетный документ, электронный регистр, при совместном упоминании - электронные документы), составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее - ЭЦП) либо, в случаях, предусмотренных настоящими Методическими указаниями, простой электронной подписью (далее - простая ЭП, при совместном упоминании - электронные подписи).

2. Электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодам.

3. Формы электронных документов состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.

Заголовочная часть формы электронного документа содержит следующие общие для всех форм электронных документов реквизиты:

наименование формы электронного документа;

код формы электронного документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);

дату, на которую представлены содержащиеся в электронном документе сведения (дату формирования сведений) с указанием в кодовой зоне даты в формате "ДД.ММ.ГГГГ";

наименование учреждения (субъекта учета), с отражением в кодовой зоне его уникального кода, соответствующего номеру реестровой записи реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее соответственно - Сводный реестр, код по Сводному реестру);

наименование наделенного правом ведения бухгалтерского учета обособленного структурного подразделения (филиала) учреждения, (далее - обособленное подразделение), или наименование иной организации, осуществляющей в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия получателя бюджетных средств (далее - иной участник бюджетного процесса), с указанием в кодовой зоне кода по Сводному реестру;

наименование структурного подразделения субъекта учета или учреждения, осуществляющего переданные полномочия по ведению бухгалтерского учета, в котором сформирован документ;

наименование главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор бюджетных средств) и (или) наименование федерального органа государственной власти (органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления), федерального государственного органа (государственного органа субъекта Российской Федерации), осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения, созданного Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) (далее - Учредитель) с указанием в кодовой зоне кода главы по бюджетной классификации Российской Федерации (далее - код главы по БК);

наименование бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которого осуществляются полномочия администрирования доходов бюджета с указанием в кодовой зоне уникального кода бюджета соответствующего публично-правового образования, идентифицирующего его по территориальному расположению на территории Российской Федерации, сформированного с использованием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО) (далее - ОКТМО бюджета):

федеральный бюджет - 00 000 001;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - 00 000 006;

бюджет Федерального фонда социального страхования - 00 000 007;

бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 00 000 008;

бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования - 00 000 009. При этом 1 и 2 разряды кода ОКТМО бюджета соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования соответствует 1 и 2 разрядам кода ОКТМО субъекта Российской Федерации, утверждающего бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования; 3 - 5 разряды - соответствуют 3 - 5 разрядам кода ОКТМО административного округа, входящего в состав субъекта Российской Федерации;

бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - код ОКТМО бюджета (1 - 8 разряды кода) соответствует коду ОКТМО субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвердившего соответствующий бюджет.

Наименование единицы измерения в валюте Российской Федерации, код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) в иностранной валюте и соответствующий код по Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).

Заголовочная часть формы электронного документа, в зависимости от содержания отражаемого факта хозяйственной жизни, дополняется грифом утверждения и (или) грифом согласования.

Заголовочная часть формы электронного документа может содержать следующие дополнительные реквизиты:

"Документ - основание о создании комиссии" - отражается наименование акта субъекта учета (обособленного подразделения) о создании комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее - Комиссия) с указанием в кодовой зоне даты (в формате "ДД.ММ.ГГГГ") и номера документа;

"Реквизиты локального акта, которым установлен порядок принятия решения" - наименование акта субъекта учета (обособленного подразделения) (например, приказ, распоряжение), определяющего порядок принятия решения (например, решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам, о признании сомнительной задолженности по доходам и (или) решения о восстановлении сомнительной задолженности по доходам, о списании задолженности, невостребованной кредиторами, о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов) с указанием даты (в формате "ДД.ММ.ГГГГ") и номера документа.

4. Содержательная часть формы электронного документа представляется в виде табличной и (или) текстовой частей, содержащих наименования показателей, а при наличии - кодов показателей по соответствующим классификаторам (классификациям) технико-экономической информации, а также содержание операции и соответствующие значения в натуральном и (или) денежном выражении.

В электронных документах, унифицированная форма которого содержит реквизит "Идентификатор контрагента" отражается уникальный идентификатор контрагента, состоящий из 22 разрядов:

в разряде 1 - тип контрагента, где:

"1" - физическое лицо;

"2" - юридическое лицо - резидент Российской Федерации;

"3" - юридическое лицо - нерезидент Российской Федерации;

"4" - физическое лицо, индивидуальный предприниматель, перешедшие на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятый);

в разрядах 2 и 3 - код типа документа:

при формировании идентификатора контрагента физического лица (тип контрагента "1") допускается применение следующих кодов типа документов:

"01" - паспорт гражданина Российской Федерации;

"02" - свидетельство о рождении;

"03" - паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

"04" - удостоверение личности военнослужащего;

"05" - военный билет военнослужащего;

"06" - временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;

"07" - справка об освобождении из мест лишения свободы;

"08" - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

"09" - вид на жительство;

"10" - разрешение на временное проживание (для лиц без гражданства);

"11" - удостоверение беженца;

"12" - миграционная карта;

"13" - паспорт гражданина СССР;

"14" - страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации;

"22" - водительское удостоверение;

"24" - свидетельство о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации;

"25" - охотничий билет;

"26" - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;

"28" - паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации;

"29" - свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

"30" - свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации;

при формировании идентификатора контрагента юридического лица или индивидуального предпринимателя, самозанятого указываются значения "00";

в разрядах 4 - 22 - указываются следующие значения в зависимости от типа контрагента:

при формировании идентификатора контрагента для юридических лиц - резидентов Российской Федерации в 4 - 13 разрядах - ИНН, в 14 - 22 разрядах - КПП;

при формировании идентификатора контрагента для юридических лиц - нерезидентов Российской Федерации в 4 - 13 разрядах - ИНН, в 14 - 22 разрядах - КПП. В случае наличия у юридических лиц - нерезидентов Российской Федерации кода иностранной организации (далее - КИО): в 4 - 8 разрядах - значение "00000" (нули), в 9 - 13 разрядах - КИО, в 14 - 22 разрядах - КПП;

при формировании идентификатора контрагента для индивидуальных предпринимателей в 4 - 10 разрядах - значение "0000000" (нули), в 11 - 22 разрядах - ИНН;

при формировании идентификатора контрагента для физических лиц с 4-го по 22-й разряд - серия и номер документа, код которого указан во 2 и 3 разрядах идентификатора контрагента. Серия и номер документа указываются в одну строку, без разделителей; знаки "N" и "-" не указываются; буквы, при их наличии, должны указываться как прописные. Если номер документа содержит менее 19 знаков, он дополняется слева нулями до 19 знаков.

В электронном документе, предусматривающем в соответствующих Инвентаризационных описях расписку ответственного лица или ответственного лица бухгалтерской службы (централизованной бухгалтерии), формируется расписка, являющаяся неотъемлемой частью указанного документа, в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям.

(абзац введен Приказом Минфина России от 30.10.2023 N 174н)

5. Оформляющая часть формы электронного документа содержит электронные подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни, за его оформление электронным первичным учетным документом, и ответственных за содержащиеся в электронном документе данные (за соответствие содержащихся в электронном документе данных фактам хозяйственной жизни), а также должностных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета, в случаях, когда подпись предусмотрена формой документа (подпись главного бухгалтера (бухгалтера), иного уполномоченного им лица), либо в случаях, когда в электронном первичном учетном документе предусмотрено отражение данных, содержащихся в электронных регистрах бухгалтерского учета. Указанные должностные лица подписывают электронные первичные учетные документы электронными подписями в соответствии с требованиями оформления электронного документа согласно Методическим указаниям с указанием даты подписания документа.

В оформляющей части формы электронного документа, предусматривающего его подписания членами Комиссии, реквизит "Особые отметки" заполняется в следующем порядке:

в случае отсутствия члена Комиссии на заседании членом Комиссии, ответственным за составление документа, указывается причина такого отсутствия (например, отпуск, командировка);

в случае наличия у присутствующего на заседании члена Комиссии особого мнения по вопросу, рассматриваемому Комиссией, указывается имя файла, содержащего подписанный простой ЭП члена Комиссии электронный документ (скан-копия документа), которым оформлено мнение члена Комиссии.

В электронном документе, предусматривающем его подписание членами Комиссии, формируется лист голосования, являющийся неотъемлемой частью указанного документа, в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям.

(в ред. Приказа Минфина России от 30.10.2023 N 174н)

(см. текст в предыдущей редакции)

В листе голосования заполняются следующие реквизиты:

"Кворум", в котором указывается выраженное в процентном соотношении фактическое число членов Комиссии, принимающих решение, и норматив, установленный актом субъекта учета, необходимый для признания решения комиссии правомочным;

в группе граф "Объект учета, по которому принимается решение" - наименование и идентификатор объекта (например, инвентарный номер), резолюция Комиссии по данному объекту учета (например, списать с учета);

в группе граф "Члены Комиссии" - статус члена Комиссии (председатель Комиссии, член Комиссии), должность, фамилия, инициалы.

Лист голосования подписывается членами комиссии простой ЭП, председателем комиссии - ЭЦП). При подписании членов Комиссии листа голосования одновременно в резолютивной части электронного документа отображаются подписи членов Комиссии.

В оформляющей части электронного документа в реквизите "Приложение N __" указывается наименование документов, прикрепленных скан-копий документов (например, документов на основании которых произведена оценка нефинансовых активов) и имена прикрепленных файлов.

Оформляющая часть формы электронного документа предусматривает отражение должности исполнителя, его электронную подпись (с расшифровкой) и контактные данные (номер контактного телефона (при наличии), электронный адрес).

6. Электронный первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой электронного документа, и при наличии на электронном первичном учетном документе ЭЦП руководителя субъекта учета или иного уполномоченного им лица.

Поля унифицированной электронной формы первичного учетного документа, предусмотренные для отражения бухгалтерских записей (отметки бухгалтерии) при оформлении лицом, ответственным за совершение факта хозяйственной жизни, электронного первичного учетного документа, не заполняются.

В этом случае формирование бухгалтерских записей по отражению факта хозяйственной жизни согласно электронному первичному учетному документу, осуществляется с оформлением лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета, документа бухгалтерского учета, подписанного им ЭЦП (далее - электронный бухгалтерский документ).

Исключение субъектами учета отдельных реквизитов из унифицированных форм электронных документов не допускается.

Копии электронных документов на бумажном носителе заверяются в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (далее при совместном упоминании - учетная политика).

При формировании унифицированных электронных документов бухгалтерского учета, в том числе на бумажном носителе, допускается изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значимости показателей, включение дополнительных строк (подразделов), предусмотренных унифицированными формами электронных документов бухгалтерского учета, а также создание вкладных листов в целях удобства размещения и обработки информации.

В случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе, а также при отсутствии организационно-технической возможности субъекта учета формирования и хранения электронных документов, формы унифицированных электронных первичных учетных документов применяются для формирования первичных учетных документов на бумажном носителе с одновременным представлением лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, электронного образа (скан копии) такого документа.

При условии автоматизированного ведения электронных регистров бухгалтерского учета нумерация листов регистра осуществляется автоматически в порядке возрастания с момента его открытия. Выведенные на бумажные носители листы электронного регистра брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя (иным уполномоченным им лицом) и главного бухгалтера субъекта учета (иным уполномоченным лицом), книга скрепляется печатью субъекта учета (при наличии).

В случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации установлено требование о необходимости составления (хранения) регистров бухгалтерского учета исключительно на бумажном носителе, а также при отсутствии организационно-технической возможности субъекта учета формирования и хранения электронных регистров, унифицированные формы электронных регистров бухгалтерского учета применяются для формирования документов на бумажном носителе. Листы указанных регистров бухгалтерского учета, сформированных на бумажном носителе, должны быть прошнурованы и пронумерованы, количество листов должно быть заверено руководителем (иным уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером субъекта учета (иным уполномоченным лицом), книга скрепляется печатью субъекта учета (при наличии).

В случае, если при межведомственном обмене информацией в форме электронных документов, в том числе при осуществлении централизуемых полномочий, предусмотрена передача скан-копий первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), ответственность за соответствие скан-копии подлиннику документа возлагается на лицо, ответственное за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) за формирование и (или) передачи такой скан-копии. Передача скан-копии первичного учетного документа осуществляется при условии ее подписания ЭЦП должностным лицом, ответственным за соответствие такой скан-копии подлиннику документа.