6.3. Соревнования на Дистанции "ПСР ТХ"

1. Соревнования проводятся в специально подготовленной зоне ("зона чрезвычайной ситуации") с многочисленными препятствиями, опасными явлениями и ситуациями, типичными для реальных аварий и катастроф техногенного характера. Объединенные в тематические этапы, они позволяют показать и оценить физическую и профессиональную подготовленность спасателей, владение практическими навыками работы с широким спектром АСИ, альпинистским и другим спасательным снаряжением.

2. В пределах зоны в ЧС в разрушенных зданиях и прилегающей территории под завалами строительного мусора и в коммуникациях, в транспортных средствах и т.д. находятся манекены "пострадавших" ("живых" или "погибших") и статисты, которых необходимо обнаружить, деблокировать и эвакуировать в указанное место.

3. В зависимости от статуса соревнований, финансирования, количества времени на постановку дистанции и проведение соревнований, технических возможностей объекта, на котором будут проводиться соревнования, наличие достаточного количества судей, обеспечение безопасной работы участников и беспристрастного судейства количество упражнений на этапах может меняться. Решение о количестве упражнений на этапах принимает ГСК и утверждает главный судья соревнований.

4. Дистанция может состоять из одного или нескольких этапов (до пяти - шести). Для всех дисциплин, кроме дисциплины "многоборье спасателей" команды должны начать работу согласно графику стартов, составленного в ходе предстартовой жеребьевки. Переход команд на другие этапы выполняется по нарастающей нумерации (с 4 на 5, с 5 на 1 и т.д.).

Для дисциплины "многоборье спасателей" должны быть исключены этапы со СДЯВ, АХОВ и пожары.

5. Этапы могут состоять из набора следующих упражнений:

- поиск, деблокирование "пострадавших", оказание им помощи, согласно Условиям и их эвакуация из зданий и сооружений, из колодцев, водотоков, вентиляционных коробов, бойлерных, электрощитовых, лифтовых шахт, из подвалов, с верхних этажей здания, с линии электропередач, со стрелы башенного крана, из загазованных помещение, затопленных емкостей и подвалов, лабиринтов, гаражей;

- ликвидация очагов возгорания, в т.ч. образуемых при разливе газопровода;

- ликвидация последствий транспортных происшествий по степени воздействия (столкновение, наезд на препятствие, опрокидывание, падение с высоты) и по видам транспорта (автомобильного: автобус, грузовые и легковые автомобили), авиационного (самолет, вертолет), железнодорожного (пассажирский, грузовой вагон, цистерна), морского (речного);

- ликвидация последствий землетрясения, обрушения зданий и сооружений (прохождение лабиринтов, прохождение подвижных завалов, разборка деревянных, стальных и железобетонных завалов, организация проходов, проемов в конструкциях);

- ликвидация последствий химической аварии (наложение пластыря на аварийную цистерну, работа в дымокамере, установка водной завесы, восстановление трубопровода);

- ликвидация последствий бытовых аварий;

- спасательные работы на высоте (промальп);

Каждое упражнение - другая технология, другой инструмент.

Для дисциплины "многоборье спасателей" дистанция может состоять из набора этапов:

- организация радиообмена при ведении ПСР;

- отключение электричества;

- ликвидация утечки газа;

- эвакуация пострадавших со второго этажа здания "в косынке" и по косому троллею;

- поиск и эвакуация "пострадавших" из помещения с парами АХОВ (в средствах индивидуальной защиты);

- деблокирование "пострадавшего" из-под завала;

- подъем "пострадавшего" из колодца;

- резка элементов металлоконструкций при помощи гидравлического АСИ;

- спасение "пострадавшего" с опасной нависающей конструкции.

Места и виды технических средств на конкретных этапах оговариваются Условиями.

Вид и тип средств малой механизации, оборудования, приборов, инструментов и приспособлений должен быть одинаков для всех команд.

Команда в первую очередь должна предотвратить воздействие вторичных поражающих факторов, далее приступить к спасению "живых пострадавших", затем "мертвых". Транспортировка "пострадавших" осуществляется двумя спасателями: в зданиях на мягких носилках (в оговоренных случаях в косынках, на жестких носилках); вне зданий - на жестких носилках различного типа в положении "лежа". В оговоренных случаях перемещение "пострадавших" без носилок должно осуществляться двумя спасателями. Переноска снаряжения и оборудования вместе с "пострадавшими" не допускается.

Оставлять "живых пострадавших" без присмотра не допускается (требуется осуществлять контроль состояния "пострадавшего"). Спасатель, контролирующий состояние "живых пострадавших" (не более двух), не приступает к дальнейшей работе, за исключением оказания первой помощи, пока "пострадавший" не будет доставлен к месту сбора (спасатели, контролирующие состояние "пострадавшего" могут меняться). При спуске "живого пострадавшего" с сопровождением прием снизу не обязателен (сопровождающий может самостоятельно перенести "пострадавшего в обозначенное место, затем отстегнуть себя и "пострадавшего" от вертикальных перил).

6. Вся страховка осуществляется по методу промышленного альпинизма:

- при транспортировке "живых пострадавших" с сопровождением - по трем веревкам (грузовой и двум страховочным) и самостраховкой между "пострадавшим" и сопровождающим;

- спуск последнего участника по двойной веревке (самосбрасывающие узлы запрещены);

- спуск и подъем "погибшего пострадавшего" - без сопровождения на одной веревке;

- движение по судейским точкам крепления - страховка или самостраховка;

- страховка на этапе "Промальп" осуществляется одним из участников команды.

7. По решению капитана для завершения этапа или финиша команде может предоставляться дополнительное (бонусное) время (2 минуты). За использование бонусного времени команда получает соответственный штраф.

8. За каждого, не пришедшего на финиш участника, не доставленное основное снаряжение и оборудование (за каждую единицу) по истечении контрольного времени команда получает соответствующий штраф.

9. При невыполнении этапа команда получает соответственный штраф (не доставленный на место сбора "пострадавший", не выполнение Условий прохождения этапа).

10. При срыве участника с зависанием на судейской страховке участник снимается с этапа, а команда получает штраф, как за не пришедшего на финиш участника команды.

11. Действия спасателей на дистанции регламентируются "Инструкциями по мерам безопасности при работе с АСИ, оборудованием и инструментом", Инструкцией по технике безопасности и Условиями проведения соревнований.

В качестве основы спортивно-материальной базы техногенной дистанции могут служить брошенные и полуразрушенные цеха, шахты, насосные станции, жилые дома и другие объекты, которые дополняются различными устройствами и сооружениями. Все это оформляется в виде ограниченной зоны, в которую помимо оформленных этапов входят площадки старт-финиш, места для судей, тенты (палатки) для снаряжения, площадка для манекенов и т.д.

Щит с информацией по дистанции, расписанием старта команд, предварительными результатами выступлений команд не должен находиться в зоне старта-финиша. Его располагают в таком месте, чтобы к нему могли свободно подойти участники, представители команд, не мешая работе судей.

Судьям старта необходимо иметь в своем распоряжении мегафон и радиосвязь с этапами (особенно наиболее сложными).

Все этапы должны иметь четкие видимые границы, обозначенные цветной лентой. Контрольные линии границ этапа отмечаются по земле или на стене, на веревке и т.д. яркими лентами, шнурами. При необходимости дополнительно обозначают зону работы команды, за границы которой участники не должны выходить.

Команда-победитель на дистанции определяется по наибольшему количеству зачетных очков с учетом штрафных баллов.