Психологическая профилактика и коррекция

Психологическая профилактика и коррекция.

В профессиональном стандарте "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" психологическая профилактика как направление работы специалиста психологической службы образовательной организации входит в Группу 1 в рамках реализации обобщенной трудовой функции А. При этом под психопрофилактикой подразумевается профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.

Коррекционная работа (в имеющемся профессиональном стандарте - коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации) как направление деятельности специалиста психологической службы также соответствует обобщенной трудовой функции А Группы 1.

Трудовая функция А 7 "Психопрофилактика" включает шесть трудовых действий:

А7.1. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся;

А7.2. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

А7.3. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;

А7.4. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;

А7.5. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию);

А7.6. Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

Трудовая функция А 4 "Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации" включает четыре трудовых действия:

А4.1. Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

А4.2. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации;

А4.3. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся;

А4.4. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.