Введение

Изменение климата и принимаемые органами государственной власти и органами регулирования меры, направленные на сокращение антропогенного влияния на климат, формируют климатические риски, которые в зависимости от причин возникновения разделяются на физические риски (возникают из-за долгосрочных изменений климата) и переходные риски (возникают вследствие перехода к низкоуглеродной экономике) <1>.

--------------------------------

<1> В английском языке используется термин "transition risks", поэтому в российской климатологии также используется понятие "риски перехода".

С учетом значительной углеродоемкости российской экономики и преобладания в ее экспорте углеводородов переходные климатические риски имеют особое значение, поскольку в долгосрочной перспективе энергопереход, рост доли электротранспорта и внедрение углеродного регулирования по всему миру будут снижать спрос на ископаемые энергоресурсы и углеродоемкие товары.

Кроме того, наличие территорий в разных климатических поясах, в том числе обширной арктической зоны, наиболее подверженной изменению климата, повышает значимость физических рисков. Скорость роста среднегодовой температуры на территории Российской Федерации после середины 1970-х годов почти втрое превышает среднюю по земному шару, что также ведет к более существенной реализации <2> как систематических, так и экстренных физических рисков <3>.

--------------------------------

<2> Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), 2022 год.

<3> Физические климатические риски подразделяются на экстренные, связанные с опасными явлениями природо-климатического характера, и систематические, связанные с долгосрочными изменениями климатических характеристик и условий.

Согласно Климатической доктрине Российской Федерации <4> в Российской Федерации проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. В рамках долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации <5> предполагается достижение с учетом национальных интересов и приоритетов развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.

--------------------------------

<4> Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 N 812 "Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации".

<5> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 N 3052-р "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года".

Климатическим рискам в первую очередь подвержен российский корпоративный сектор. Потенциальные последствия реализации климатических рисков включают в себя снижение выручки, рост операционных расходов и капитальных затрат, повышение стоимости заемного финансирования и, как следствие, рост долговой нагрузки и вероятности невозврата кредитных средств, а также снижение стоимости активов наиболее углеродоемких компаний. Снижение выручки и прибыли компаний, а также уменьшение стоимости их имущества может также отразиться на доходах бюджета и, соответственно, на устойчивости бюджетной политики.

Таким образом, риски в нефинансовом секторе создают системные риски в финансовом секторе. Они могут быть реализованы в средне- и долгосрочной перспективе <6>. В целях обеспечения стабильности финансового рынка Банк России рекомендует финансовым организациям учитывать климатические риски и повышать качество управления ими.

--------------------------------

<6> Подробнее см. Доклад Банка России для общественных консультаций "Климатические риски в меняющихся экономических условиях", декабрь 2022 года.

Целью настоящих Рекомендаций является предоставление рекомендаций о надлежащих подходах к управлению климатическими рисками в финансовых организациях.

С учетом того, что климатические риски являются подмножеством рисков, связанных с ESG-факторами, в случае если финансовые организации уже применяют ранее изданные информационные письма Банка России по устойчивому развитию, Банк России предлагает применять настоящие Рекомендации в контексте и как часть общей деятельности финансовой организации по повестке устойчивого развития.

Настоящие Рекомендации разработаны в первую очередь для системно значимых кредитных организаций, а также для прочих кредитных организаций, брокеров, акционерных инвестиционных фондов, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых организаций.

Настоящие Рекомендации подготовлены с учетом стандартов и рекомендаций международных организаций и иностранных регулирующих органов по управлению климатическими рисками в финансовых организациях. Перечень таких международных стандартов и рекомендаций приведен в приложении 1.

Подходы, изложенные в настоящих Рекомендациях, рекомендуется применять с учетом видов деятельности финансовой организации <7>, характера и масштаба осуществляемых операций, уровня и сочетания принимаемых финансовой организацией рисков, а также с учетом действующего в отношении финансовой организации специального законодательного и нормативного пруденциального регулирования в части, не противоречащей требованиям такого регулирования.

--------------------------------

<7> Под видами деятельности для целей настоящих Рекомендаций понимаются виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", а также банковская деятельность.

В зависимости от вида деятельности и географической сегментации портфеля финансовой организации отличается и степень ее подверженности климатическим рискам. С учетом этих различий финансовым организациям рекомендуется самостоятельно определять подход к применению настоящих Рекомендаций с учетом их вида деятельности и бизнес-модели.

При принятии решения о следовании настоящим Рекомендациям финансовой организации рекомендуется оценивать соотношение потенциальных издержек и положительного эффекта от их применения, а также учитывать степень развития системы корпоративного управления, в том числе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, стремиться к их организации и развитию таким образом, чтобы обеспечить следование настоящим Рекомендациям.