Блок 4. Коммуникация как инструмент денежно-кредитной политики

Как показали исследования, за годы таргетирования инфляции существенно возросла прозрачность проводимой Банком России денежно-кредитной политики, что способствовало росту доверия к ней.

Коммуникация играла важную роль в стабилизации ситуации на финансовых рынках в периоды шоков (2014, 2020, 2022 годы), а также способствовала заякориванию ожиданий профессиональных аналитиков на цели вблизи 4%. Вместе с тем важным направлением совершенствования коммуникации с профессиональной средой является повышение предсказуемости решений по ключевой ставке для дальнейшего роста доверия к денежно-кредитной политике.

Основной причиной более низкой предсказуемости решений по денежно-кредитной политике, как показывают исследования, является информационное преимущество Банка России. Оно означает, что, по мнению профессиональных участников рынка, Банк России обладает дополнительной информацией о факторах, влияющих на инфляцию, и/или имеет более точные модели/экспертизу ее прогнозирования. Публикация центральным банком более детальной информации в части модельного и аналитического аппарата, а также деталей обсуждения решений по ключевой ставке может способствовать повышению предсказуемости этих решений.

Требуются подстройка и повышение эффективности коммуникации по денежно-кредитной политике и с широкой аудиторией, в том числе с учетом стремительных изменений медиа-среды и информационного поля. Согласно исследованиям, информация в пресс-релизе по ключевой ставке и заявлениях Председателя Банка России по итогам принятого решения пока доступна лишь людям с высшим экономическим образованием. Для дальнейшего роста доверия населения необходимо продолжить работу над повышением понимания денежно-кредитной политики. В частности, Банку России необходимо активно работать в сфере повышения финансовой грамотности населения, а также увеличивать доступность (ясность) материалов Банка России. Росту понимания денежно-кредитной политики может также способствовать повышение информированности СМИ и блогеров в этой области.

На основе полученных результатов и состоявшегося обсуждения Банк России принял решение о дальнейшем развитии коммуникации (см. пункт "Информационная открытость" раздела 1 "Цели, принципы и инструменты денежно-кредитной политики").