"Методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа" (утв. Банком России 12.10.2023 N 13-МР)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЛАТЕЖНЫХ
АГРЕГАТОРОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РАСЧЕТОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ТОРГОВЛИ (УСЛУГ) ПО ОПЕРАЦИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения стабильности национальной платежной системы, а также минимизации рисков в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).
2. Под кредитной организацией - эквайрером в настоящих Методических рекомендациях понимается кредитная организация, заключившая с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, указанным в части 14 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее соответственно - ТСП, Федеральный закон N 161-ФЗ), договор о приеме электронных средств платежа (далее - ЭСП) в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона N 161-ФЗ и осуществляющая с ТСП расчеты по операциям с использованием ЭСП, совершенным в целях оплаты их товаров, работ, услуг.
3. Кредитным организациям - эквайрерам, а также платежным агрегаторам, привлекаемым кредитными организациями - эквайрерами в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, рекомендуется обеспечивать во исполнение требований частей 1 - 3 статьи 9.1 Федерального закона N 161-ФЗ зачисление или перевод денежных средств, получаемых в пользу ТСП, с которыми был заключен договор о приеме ЭСП, только на банковские счета указанных ТСП в размере сумм операций, совершенных с использованием ЭСП, информация о которых содержится в положительных авторизационных сообщениях о транзакциях в адрес соответствующего ТСП (с учетом сумм вознаграждений кредитной организации - эквайрера и платежного агрегатора и сумм операций по возврату ТСП денежных средств покупателям).
4. Кредитным организациям - эквайрерам при привлечении в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ платежного агрегатора рекомендуется обеспечить исполнение платежным агрегатором рекомендаций, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.
5. Кредитным организациям - эквайрерам, в том числе в случае привлечения в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ платежного агрегатора, рекомендуется в авторизационных сообщениях указывать с учетом требований правил и стандартов платежных систем ИНН и иные данные, идентифицирующие ТСП (наименование и идентификатор ТСП, идентификатор программного средства и (или) технического устройства, обеспечивающего прием ЭСП).
6. Кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется при присвоении каждому ТСП, с которым заключен договор о приеме ЭСП, кодов категорий ТСП (кодов MCC), установленных правилами платежных систем, обеспечивать соответствие присваиваемого кода MCC заявленной ТСП деятельности.
7. В целях проверки корректности использования присвоенных кодов MCC кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется осуществлять с определенной ими периодичностью проверку их соответствия фактической деятельности ТСП, в том числе путем сопоставления заявленных ТСП видов деятельности его транзакционному профилю (например, количество транзакций в течение часа/дня/месяца, распределение транзакций в течение суток, суммы операций, количество транзакций от одного плательщика за короткий промежуток времени и другие).
8. Кредитным организациям - эквайрерам, заключившим договор о приеме ЭСП с ТСП, осуществляющим продажу товаров (реализацию работ, услуг) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), дополнительно к предусмотренной пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций проверке соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется устанавливать соответствие сайта ТСП в сети "Интернет", заявленного при заключении договора о приеме ЭСП, с сайтом, с использованием которого ТСП фактически осуществляет продажу товаров (реализацию работ, услуг), и сопоставлять активность заявленного сайта ТСП в сети "Интернет" (количество посещений, индексация в поисковиках, иная информация в сети "Интернет") с его транзакционным профилем.
9. Кредитным организациям - эквайрерам в рамках предусмотренной пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций проверки соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется обращать повышенное внимание на ТСП, в которых осуществляются операции по перечислению денежных средств в пользу физических лиц, не связанные с возвратом денежных средств вследствие отказа от исполнения договоров купли-продажи, договоров о выполнении работ (оказании услуг), заключенных с данными ТСП.
10. При выявлении кредитной организацией - эквайрером несоответствия фактической деятельности ТСП заявленной, в том числе в результате мероприятий, проведенных в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Методических рекомендаций, и при возникновении у нее на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия ОД/ФТ подозрений, что операции данного ТСП осуществляются в целях ОД/ФТ, кредитной организации - эквайреру рекомендуется проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление ОД/ФТ:
провести углубленную проверку документов и информации о клиенте, его операциях и деятельности, о представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;
обеспечить повышенное внимание к операциям ТСП;
рассматривать указанные выше факты, выявленные в деятельности ТСП, в качестве факторов, влияющих на оценку степени (уровня) риска совершения данным ТСП подозрительных операций;
рассматривать вопрос о возможности расторжения договора о приеме ЭСП с указанным ТСП при наличии в нем соответствующего условия.
11. Кредитным организациям - участникам платежных систем в случае привлечения ими кредитных организаций - эквайреров для исполнения своих функций эквайрера, определенных правилами платежных систем, рекомендуется обеспечивать соблюдение привлеченными кредитными организациями - эквайрерами настоящих Методических рекомендаций.
12. Пункт 11 настоящих Методических рекомендаций применяется также кредитными организациями, являвшимися участниками платежных систем, операторы которых были исключены Банком России из реестра операторов платежных систем в соответствии с частью 8 или частью 9 статьи 34 Федерального закона N 161-ФЗ.
13. Настоящие Методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председателя Банка России
О.Н.СКОРОБОГАТОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей